Реализация конституционного права на образование в условиях образовательного учреждения

По данным полученным на вопрос №8, следует, что 60,9% учащихся знакомил с Уставом образовательного учреждения мастер группы, из этого следует, что работа по правовой грамотности ведется с помощью классных часов, лекций, бесед в группах.

По данным полученным на вопрос №9, мы видим, что большая часть студентов (53,6%) обратиться к мастеру группы, если будут нарушены их личные права в образовательном учреждении.


2.4 Методические рекомендации по усовершенствованию деятельности образовательного учреждения в реализации личных прав обучающихся


1. Повысить уровень информированности в области образовательного права. Для этого для обучающихся 1 курса, мы составили программу "Наше право".

Содержание программы:

Учебная работа.

Задачи:

повышение образовательного уровня учащихся в области права;

развитие правового мышления, развитие умения оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения права; умение анализировать различные правовые ситуации.

развитие коммуникативной компетенции.

Основные мероприятия.

Курс "Основы права" для групп, получающих среднее профессиональное образование.

Общепрофессиональная дисциплина "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" для групп, получающих среднее профессиональное образование.

Формы организации учебного процесса: уроки, лекции, семинары, практикумы.

Методы и приемы: решение юридических задач, составление документов юридического характера, разбор и обсуждение правовых ситуаций, тренинг, дискуссия, тестирование, рассказ, работа с книгой, криминальный обзор и другие.

Внеурочная работа по предмету.

Задачи:

совершенствование уровня правовой грамотности учащихся;

воспитание нравственно-правовых и политических чувств: глубокого уважения к закону, чувства патриотизма; чувства гражданской совести, чувства ответственности.

Основные мероприятия.

Индивидуальные и групповые консультации, дополнительные занятия.

Домашняя работа учащихся (творческие домашние задания - сочинения, эссе, кроссворды, тесты, проблемные вопросы; составление проектов документов юридического характера, рефераты и др.)

Проведение тематической предметной недели, конкурсы газет, кроссвордов, сочинений, рисунков и других работ учащихся, викторины, тренинги, деловые и ролевые игры; гражданский форум, лекции - консультации; просмотр и обсуждение видеофильмов на правовые темы; дискуссии по высказываниям выдающихся людей о праве и законах;

Настольная логическая игра; брейн-ринг; конкурсы на разные правовые темы.

Мероприятия посвященные Дню Конституции, Дню России и другим государственным праздникам и памятным датам: часы информации о символике РФ, Вологодской области и Тотемского района (проводят учащиеся старших курсов для первокурсников); конкурсы, тестирование на знание конституции РФ и др.

Олимпиада по праву и обществознанию.

Участие в районных, кустовых, областных олимпиадах по праву (на перспективу)

Участие в районных и областных конкурсах по праву.

Деятельность учебного заведения по правовому воспитанию.

Задачи:

профилактика правонарушений и преступности среди учащихся;

расширение демократических форм управления, педагогическая помощь органам ученического самоуправления, развитие инициативы, повышение самостоятельности учащихся;

подготовка учащихся к продолжению образования, трудовой деятельности, и к жизни в семье и обществе;

предоставление возможности учащимся разобраться и определиться в сложных реалиях сегодняшнего дня, понять свою роль и место в обществе и государстве, оказать воздействие на происходящие общественные процессы;

содействию развитию в учащихся потребности в правопослушном поведении и воли, направленной на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушения.

Основные мероприятия.

Беседы, встречи с врачами, совместные акции с Молодежным центром по профилактике употребления алкоголя, табакокурения, наркотических и психотропных веществ.

Рейды - проверки организации досуга и быта учащихся, поставленных на учет в комиссии по делам несовершеннолетних, учащихся, проживающих в общежитии и на квартирах.

Круглые столы - встречи с работниками правоохранительных органов, представителями местных органов власти.

Лекции, беседы, вечера вопросов и ответов на темы о воинской обязанности и военной службе; участие в районном Дне призывника и др.

Проведение "Месячника первокурсника"

2. Привлекать органы ученического самоуправления к созданию, обсуждению и принятию локальных нормативно-правовых актов касающихся соблюдения и защиты интересов обучающихся.


Заключение


Современная система образования нуждается в духовно развитых, компетентных личностях, ибо личность воспитывается личностью, духовность называется духовностью. Рассматривая образование подрастающего поколения (обучение + воспитание + развитие) как этап подготовки к жизни - значит искусственно сдерживать его личностный рост и процесс становления индивидуальной и социальной субъективности.

Непосредственное конституционное право граждан на образование в основном закреплено в образовательном законодательстве РФ. Каждому гражданину РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Но возникают проблемы в такой противоречивой ситуации носящей массовый характер затрагивающий интересы тех или иных социальных институтов, между знаниями о потребности людей в определенной жизненной ситуации, и незнание путей, средств, методов их осуществления.

Права и обязанности обучающихся классифицируют по различным основаниям. В зависимости от сферы их реализации выделяют:

права и обязанности, которые связаны с образовательным процессом (стипендиальное обеспечение, предоставление мест в общежитии, льготы по оплате проезда на транспорте).

Права и обязанности участников образовательного процесса в ГОУ "Профессиональный лицей № 47" определяются Уставом, и локальными актами регламентирующими деятельность образовательного учреждения.


Библиография


1. Агешкина, Наталья Александровна. Защита интересов школьников и студентов при получении образования / Н.А. Агешкина. - М.: Издательство "Омега-Л", 2008. - 156с. - (Защита прав потребителей).

2. Беспалов Ю.Ф. "Защита гражданских и семейных прав ребёнка в Российской Федерации: Учебно-практическое пособие - М.: "Ось-89" 2004 г. - 192 с.

3. Закон Российской Федерации "Об образовании" 10 - е изд. М.: "Ось - 89", 2006 - 64с. (Федеральный закон) (статья 5).

4. Закон Российской Федерации "Об образовании" (статья 8).

5. Закон Российской Федерации "Об образовании" (статья 10).

6. Закон Российской Федерации "Об образовании" (статья 12).

7. Закон Российской Федерации "Об образовании" (статья 50).

8. Закон Российской Федерации "Об образовании" (статья 26).

9. Закон Российской Федерации "Об образовании" (статья 13).

10. Кашанина Т.В. Основы права: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. Базовый уровень образования / Т.В. Кашанина, А.В. Кашшанин. - 3 -е изд. - М.: Вита - Пресс, 2007. - 320 с.: ил.

11. Конституция Российской Федерации. СПб.: ООО "Виктория плюс", 2004 - 48 стр. статья 43.

12. Лодкина Т.В. "Социальная педагогика. Защита семьи и детства", 2003г.

13. Майорова-Шилова С. Журнал " Народное образование " № 4 2007 г. Статья " Обеспечение и защита прав ребенка в образовательном учреждении".

14. Материалы научно-практической конференции " Экономика образования: итоги мониторинга" статья "Народное образование" № 10.2007 г

15. Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 32с.

16. Педагогика: Учеб. / И.Ф. Харламов, 7-е издание - Мн.: Университетское, 2002 г. - 560 с.

17. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. - М.: ТЦ Сфера, 2005 г. - 96 с. (Правовая библиотека образования).

18. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие /Ответственный редактор д. и. н., профессор Е.И. Холостова, д. и. н., профессор А.С. Сорвина/ - М.: Инфра М, 2003 г. - 427 с. (серия "Высшее образование").

19. Устав государственного образовательного учреждения Профессиональный лицей № 47 (пункт IV).

20. Фирсов М.В., Е.Г. Студенова "Теория социальной работы", 2001 г.

21. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учебное пособие для вузов. - М //.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 320с. - (Юридическая литература).

22. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений.2-е издание, стереотип - М.: издательский центр "Академия", 2004 г. - 272с.


Приложения


Приложение 1


Нормативно-правовая база социальной защиты личных прав в образовательном учреждении

№ п/п

Международные документы

Нормативные документы федерального уровня

Региональные нормативные акты

Нормативные документы образовательных учреждений

Законы, принятые законодательными органами субъектов РФ

Постановления (распоряжения) органов исполнительной власти

1

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

Конституция РФ

(ст.17-63).

Закон Вологодской области от 20.10.2000 г. "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства".

Решения Тотемского районного муниципального собрания, постановления главы районного самоуправления, приказы начальника управления образования по вопросам питания, льготного проезда и др.

Устав, Правила приёма в лицей, школу.

Правила отчисления из школы, лицея.

Декларация прав обучающихся.

Правила поведения.

Правила о поощрениях и взысканиях.

2

Декларация прав ребёнка 1959 г.

Гражданский Кодекс РФ (ст.26, 27, 28, 31-40, 292).

Закон Вологодской области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" 2003 г.



3

Всемирная декларация об обеспечении выживания защиты и развития детей 1990 г.

Семейный кодекс РФ (II раздел "Права и обязанности родителей и детей", XI глава "Права несовершеннолетних детей", раздел IV "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей").

Закон Вологодской области "О снижении брачного возраста" от 01.08.1996 г.



4

Заключение комитета ООН по правам ребёнка 1999 г.


Уголовный кодекс РФ (ст. 20, 87-96, 150-157).





Конвенция ООН о правах ребёнка 1989 г.

ФЗ "Об образовании" 1992 г. (ст.50-52);

ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ" 1998 г.;

ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты