В этом варианте серьезно можно было опасаться только одного - успешных выборов в Федеральное Собрание (которые согласно Положению о выборах считались бы состоявшимися уже при 25% явке избирателей) и недобора 50% явки на голосовании по проекту Конституции. Если бы это случилось, создалась бы ситуация, когда избранный парламент не имел бы под собой законного конституционного основания и просто из стремления к самосохранению попытался бы объявить себя Учредительным Собранием и взять на себя принятие новой Конституции. И поэтому, дав главам администрации "пряник" - возможность получить должность сенатора, нужно было продемонстрировать и "кнут" - угрозы отрешить их от должности в случае неорганизованного проведения голосования 12 декабря.
При этом никто из лидеров президентской команды не требовал от глав администраций получения определенных результатов голосования, требовали обеспечить только явку избирателей.
Президент поставил на Конституцию. Не стоило, конечно, рисковать и связывать свое имя и влияние на избирателей с одной группой реформистски настроенных политиков. На триумф "Выбора России" Президент, по-видимому, не надеялся, а обвального поражения реформистов не ждал. Более того, безоговорочная победа "выбороссов" ставила бы в повестку дня смену премьер-министра и правительства. Могло возникнуть новое правительство, легитимизированное не поддержкой Президента, а голосами депутатов Госдумы.
Тактика же оппозиционных реформам в России сил осталась в точности такой же, как в 1991 г., так и весной 1993 г. Опять была предпринята попытка запутать избирателя, заставить его выбирать среди многочисленных и большей частью абсолютно неизвестных партий, избирательных объединений и кандидатов. Но, в отличие от голосований весны и лета 1991 г. и весны 1993 г., предпринятая в декабре 1993 г. попытка "растащить" демократический, реформистский электорат была более успешной. Создание внешне независимой от коммунистов "Аграрной партии" России подталкивало к голосованию за нее часть антикоммунистических настроенных сельских избирателей; мелкие избирательные объединения оттягивали от реформистского электората избирателей из таких социальных слоев, как пенсионеры и молодежь; "Гражданский союз" ориентировался на часть экономической элиты страны.
Итак, следующий всероссийский референдум состоялся 12.12.1993 г. на основании Указа Президента РФ от 15.10.1993 г. № 1633 "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г." [6].
Указом было также утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции. Это был первый в истории России всенародный конституционный референдум. По данным Национальной службы новостей, в референдуме участвовало 58187775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых - 32937630 (58,43%) проголосовали за принятие новой Конституции. День проведения референдума стал днем принятия новой Конституции России. Правда, следует отметить, что "в референдуме не участвовало более 45% населения. Замечания об искажениях в отчетах о проценте участия в голосовании поступили через несколько месяцев после референдума, однако они не были ни подтверждены, ни опровергнуты. Отсутствие детального отчета о результатах голосования затрудняет оценку соответствующих данных" [26, с.10].
Главные политические итоги голосований 12.12.1993 г. общеизвестны:
Конституция была принята, хотя и с большим трудом - за нее проголосовало 56,6% избирателей, получивших бюллетени для голосования, но, главное, необходимая норма явки избирателей на голосование (50%) была превышена лишь на 4,8%;
на выборах по партийным спискам неожиданно одержала победу партия Жириновского, получившая 21,2% голосов избирателей;
на выборах по одномандатным избирательным округам наибольших успехов добились "Выбор России" и "Аграрная партия", получившие 34 и 24 депутатских мандата;
на выборах в Совет Федерации главы администрации одержали победу в 58 регионах и проиграли только в 8, или приблизительно в 12% случаев. Результат 88% из 100 - бесспорно - феноменален.
Складывалось впечатление, что к декабрю 1993 г. многие россияне просто устали от референдумов, а отчасти полагали, что это мероприятие - слабое средство влияния на принятие решений. Значительное число россиян к тому моменту было настроено откровенно цинично по отношению к референдумам вообще независимо от того, что они думали о самих изменениях, предложенных для голосования. Здесь сказалось отсутствие традиций и недоверие граждан к новому правовому институту.
2.3 Общие политические итоги избирательных кампаний 1991-1993 гг.
Институт референдума в России был впервые законодательно закреплен 16.10.1990 г. Этот акт является во многом противоречивым. Он, например, предоставлял право требовать проведения референдума со стороны 1 млн. граждан Российской Федерации, но в то же время оказывалось, что это право не безусловно, ибо Закон позволял Съезду народных депутатов отклонять требования о назначении референдума. Только Съезд был вправе принимать решение о всенародном референдуме, но поскольку обязательные референдумы не предусматривались, он, обладая всей полнотой власти по важнейшим вопросам, был не заинтересован в их проведении. Все это предопределило сравнительно редкое использование референдума, несмотря на то, что в начале 90-х гг. в стране проходили глубокие реформы, и власти серьезно нуждались в выявлении воли народа.
Необходимо отметить, именно законом "О референдуме РСФСР" [5], принятым 16.10.1990 г., было проведено 17.03.1991 г. всенародное голосование. Была поставлена задача - выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной жизни: о сохранении на территории нашей страны Союза как обновленной федерации суверенных республик и введение поста Президента в России.
В декабре 1993 г. референдум был проведен для принятия Конституции, а ранее, в апреле того же года он был использован как своеобразный арбитр в конфликте между законодательной и исполнительной властью.
Особенность референдума, проведенного 12.12.1993 г. состояла в том, что одновременно с принятием новой Конституции проходили выборы в Федеральное Собрание, предусмотренное еще не принятой Конституцией.
Однако возможность того, что проект может быть не принят избирателями, была учтена Президентом, который ранее (21 сентября 1993 г) издал Положение о федеральных органах власти на переходный период. Следовательно, для выборов в Федеральное Собрание существовала правовая база. Таким же путем (Указы об уточнении Положений о выборах депутатов Государственной Думы и Совета Федерации в 1993 г) было установлено, что выборы считаются состоявшимися, если число действительных бюллетеней составит не менее 25% от числа зарегистрированных избирателей.
Общие итоги голосований российских избирателей на федеральных выборах и референдумах в 1991-1993 гг. основаны на официальных данных о результатах голосований избирателей в 785 административных единицах (районах и городах), охватывающих территорию 23 областей и краев Российской Федерации, или практически каждый второй и собственно российских регионов, исключая национально-территориальные образования, Москву, С. - Петербург, Московскую и Ленинградскую области, обладающие определенной спецификой [13, с.10].
Главный вывод состоит в том, что на протяжении 1991-1993 гг. в России сложился однородный, устойчивый демократический электорат, составлявший по итогам выборов и референдума 12.12.1993 г. почти точно одну треть (32,8%) от полного числа избирателей, включенных в списки для голосования. Причем доля демократического электората на выборах 12.12.1993 г. была одинакова как для городов, так и для сельской местности.
Этому демократическому электорату противостоит столь же устойчивый и однородный консервативный (коммунистический и националистический) электорат, как минимум, вдвое-втрое меньший по численности. Ибо, как оказывают дополнительные исследования превышение явки избирателей над уровнем 43-45% 12.12.1993 г. почти всюду было обусловлено массовыми приписками голосов против Конституции и в пользу националистических и коммунистических партий, а также в пользу баллотировавшихся в Совет Федерации местных боссов.
После драматических событий вокруг Конституции осенью 1993 г. наступило испытание Конституции практикой. И хотя Государственной Думой, Советом Федерации, другими субъектами права законодательной инициативы был подготовлен ряд конституционных поправок, они не вызвали большого общественного резонанса. Причиной тому является прошлый длительный избирательный марафон по выборам депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации, который несколько "отодвинул" решение других важнейших проблем общественной жизни.
Конституция обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой российской государственности. Также, несомненно, ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. Критически оценивая качество многих федеральных законов, нельзя упускать из виду главное - без них невозможно движение России вперед, Достаточно проанализировать содержание законов о гарантиях избирательных прав граждан, о выборах депутатов Государственной Думы, о выборах Президента Российской Федерации, о референдуме, об основах местного самоуправления, других законодательных актов, закрепляющих отдельные институты и формы народовластия, чтобы объективно оценить их решающую роль в демократизации общественной жизни.
Наличие оттенков мнений и многочисленных партий в какой-то степени затрудняет анализ расстановки политических сил в России. Для того, чтобы можно было анализировать политическую ситуацию о высоты птичьего полета, принимая во внимание лишь главные политические тенденции и настроения избирателей, желательно было бы характеризовать политическую ситуацию в России и в ее отдельных регионах каким-то одним общим показателем.
Анализ показывает, что в 1991-1993 гг. спектр политических мнений и пристрастий российских избирателей можно свести к двум основным типам. Так, для референдума 17.03.1991 г. можно выделить, как уже отмечалось, реформистскую и консервативную группы избирателей, голосовавших соответственно за и против учреждения поста Президента РСФСР [29, c.390].
На референдуме 25.04.1993 г. перед избирателями был поставлен вопрос о доверии президенту Б. Ельцину, и тех избирателей, которые ответили "да" на этот вопрос, мы снова можем считать реформистами, а тех, кто ответил "нет" - антиреформистами.
Спустя менее чем шесть месяцев, 12.12.1993 г. избиратели вновь дважды голосовали "за" или "против" реформ: сначала голосуя "за" или "против" проекта Конституции, вынесенного на голосование президентом, а затем "за" или "против" списков непримиримо оппозиционных к политике этого же президента кандидатов Коммунистической партии, Аграрной партии и Либерально-демократической партии России.
Заключение
Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности. Как подметил английский теоретик политического либерализма Дж. Милль, идеи которого и поныне определяют развитие конституционного права, способность человека понимать, судить, различать, что хорошо и что дурно, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда, когда человек делает выбор. Этим следует объяснить и то обстоятельство, что для политически активных граждан референдум - это нормальная потребность и возможность выражения своей позиции.
Конституция Российской Федерации провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России и признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.