Вышесказанное позволяет судить об изменении в приоритете форм осуществления народом принадлежащей ему государственной власти в пользу непосредственной демократии. Следует определить роль и значение референдума как самой яркой формы непосредственного волеизъявления народа.
Подводя некоторые итоги, можно отметить, что сегодня, когда доверие к демократии в России подорвано, когда "нет консенсуса о том, является ли парламентская демократическая организация власти лучшей в российских условиях", когда низок уровень правовой культуры населения, когда несовершенно законодательство и неразвита экономическая база общества, нельзя говорить однозначно о роли референдумов в процессе становления и развития демократического правового государства в России.
Политическое значение института референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь, - возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной ее части.
Однако необходимо обратить внимание, что свою политическую и демократическую функцию референдум может выполнить только при наличии согласованного законодательства. Тем не менее, зачастую законодательство субъектов Федерации противоречит федеральному законодательству, из-за чего возникают пробелы и коллизии в праве. Хотелось бы отметить и то, что до сих пор не принят закон о местных референдумах, который бы значительно помог систематизировать местное законодательство.
Большую остроту обозначенной проблеме придает отсутствие системы согласования между органами власти субъектов Федерации и федеральными органами власти при принятии решений о проведении всероссийского референдума по вопросам совместного ведения. Кроме того, от органов власти на местах во многом зависит психологический фактор, определяющий, в конечном счете, придут люди голосовать или нет.
Кроме того, юридическая природа правовых актов, принимаемых с помощью референдума и государственными органами, одинакова - они являются плодами государственно-властной деятельности и воплощают государственную волю народа - верховного обладателя власти. Отсюда следует, что механизм реализации решений референдума и ответственность за их неисполнение должны быть такими же, как предписывает теория и правовая действительность.
Только с усвоением народом демократических ценностей важнейший демократический институт референдума начнет играть все более и более важную роль в процессе становления и развития демократического правового государства в России. Сегодня идет совершенствование законодательства о референдумах, в России, и как показывает практика, институт референдума широко используется, а значит, происходит становление и развитие демократического государства и роль и место в этом референдума велика.
Глоссарий
№ |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
Гарантированность прав и свобод |
- это механизм ограничения власти |
2 |
Инициативный референдум |
- референдум по законодательным предположениям или уже действующим правовым нормам |
3 |
Конституционные права и свободы человека и гражданина |
- неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения, защищаемые государство, составляющие ядро правового статуса личности |
4 |
Конституционный референдум |
- референдум по изменениям в конституцию |
5 |
Народный референдум |
- референдум, инициированный избирателями после сбора подписей |
6 |
Права человека |
- неотъемлемые свойства и возможности, определяющие меру его свободы, закрепленные в правовых нормах, нравственных и политических правилах, религиозных домах |
7 |
Плебисцит |
- референдум, инициированный руководителями, президентами и др. |
8 |
Равноправие |
- формальное юридическое равенство: равенство прав, равенство обязанностей, равенство перед законом и судом |
9 |
Равенство прав и обязанностей |
- равный масштаб поведения для неравных людей, состоит в принципе справедливости, под которым понимается любая соразмерность |
10 |
Референдум меньшинства |
- референдум, инициированный парламентским меньшинством |
11 |
Юридические права и свободы |
- мера возможного поведения |
12 |
Юридическое выражение прав |
- характер распределения социальных возможностей и обязанностей между людьми в пределах конкретных общественных отношений |
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) [текст] (поправки от 30.12.2008) // Российская газета.25.12.1993 г. // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" / Компания "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. Послед. обновл.14.05.2009.
2. Федеральный конституционный закон РФ от 10.10.199 5г. № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" [текст] (ред. от 27.09.2002) // Собрание законодательства РФ, 16.10.1995. № 42. Ст.3921 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" / Компания "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. Послед. обновл.14.05.2009.
3. Федеральный конституционный закон РФ от 27.09.2002 г. № 5-ФКЗ "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" [текст] (утратил силу) // Собрание законодательства РФ.30.09.2002. № 39. Ст.3641 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" / Компания "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. Послед. обновл.14.05.2009.
4. Федеральный закон РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" [текст] (ред. от 12.05.2009) // Собрание законодательства РФ.17.06.2002. № 24. Ст.2253 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" / Компания "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. Послед. обновл.14.05.2009.
5. Закон РСФСР от 16.10.1990 № 241-1 "О референдуме" (утратил силу) // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР.25.10.1990. № 21. Ст.230 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" / Компания "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. Послед. обновл.14.05.2009.
6. Указ Президента РФ от 15.10.1993 № 1633 "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.18.10.1993. № 42. Ст.3995 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" / Компания "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. Послед. обновл.14.05.2009.
Научная литература:
7. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право РФ: курс лекций. Ч.1. Основы теории конституционного права [текст]. - М.: ПолиграфОпт, 2004. - 336 с.
8. Абрамов С.Ю. Законодательство о референдумах (Сравнительный анализ) [текст] // Государство и право. 1992. № 4.
9. Авакьян С.А. Конституционное право России [текст]. - М.: Юристъ, 2007. - 784 с.
10. Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Непосредственная демократия в СССР [текст]. - М.: Знание, 1984. - 64 с.
11. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации [текст]: учеб. для вузов. - М.: НОРМА, 2007. - 784 с.
12. Всенародные обсуждения: правовые возможности и практика [текст] // Вестник Моск. университета. Серия "Право". 1998. № 1.
13. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовой и технологические аспекты [текст] // Государство и право. 1997. № 8.
14. Гаджиев К.С. О перспективах демократической государственности в России [текст] // Политические исследования. 1994. № 3.
15. Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. Референдум в системе народовластия [текст]. - М.: Манускрипт, 1995. - 322 с.
16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России [текст]. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. - 608 с.
17. Коток В.Ф. Референдум в системе социалистической демократии. - М.: Наука, 1964. - 420 с.
18. Конституционное право России [текст]: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. - 504 с.
19. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России [текст]. - М.: Ось-89, 2002. - 304 с.
20. Конституционное право России [текст]: учебник / Под ред. Г.Н. Комковой. - М.: Юристъ, 2006. - 399 с.
21. Конституционное право России [текст]: учебник / Отв. ред.А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. - М.: НОРМА, 2008. - 544 с.