Россия на пути экономических реформ

 Общественная дискуссия по поводу отмены крепостного права. Подготовка и проведение реформ. Содержание общественных изменений. Последствия преобразований 60-х гг. Итоги.


     В первой половине XIX в. состояние общественного мнения можно охарактеризовать как почти единодушное признание необходимости отмены крепостного права. Настолько резкое его изменение по сравнению со 2-й по­ловиной XVIII в. свидетельствовало о том, что Россия запаздывала с решением этого вопроса. Почти такое же единодушие отмечалось в обществе по поводу необходимости реформирования системы землевладения и землепользования. Однако чрезвычайно дифференцированным представлялось общественное мнение по поводу условий владения и пользования землей.

      Бурная общественная дискуссия привела к тому, что  внимание власти сконцентрировалось на двух вариантах. Первый – освобождение крестьян без земли и ставка на крупное помещичье хозяйство. Второй, компромиссный либеральный вариант, подразумевал собою сохранение и крупного помещичьего землевладения, и общинного землевладения с индивидуальным крестьянским землепользованием.

      Поражение России в Крымской войне явилось одним из факторов, ускоривших начало проведения реформ. В марте 1856 г. Александр II заявил о намерении и необходимости реформировать Россию. Одним из первых решался вопрос о сроках проведения реформ и учете различного положения трех категорий крестьян: частновладельческих, удельных и государственных. В 1857 году дворянам предложили образовать дворянские комитеты для обсуждения конкретных условий освобождения крестьян и устройства их пореформенного быта. К  1858 году выявились две принципиальные позиции участников дискуссий: а) сохранить всю землю в собственность дворян и на ней развивать крупное хозяйство; б) отдать полевую землю крестьянам за выкуп, тем самым допустив развитие двух типов хозяйства: крупного помещичьего и мелкого крестьянского. В апреле 1858 г. Александр II пресек дебаты и высказался за второй, поддерживаемый меньшинством Государственного совета, высшего законосовещательного органа Российской империи, вариант. В 1859 году были образованы Редакционные комиссии для составления общих проектов о новом устройстве крестьянского быта на основе проектов губернских комитетов. В конце 1860 г. проекты положений Редакционных комиссий поступили в Государственный совет, от членов которого царь потребовал действовать не как помещики, а как государственные чиновники. А 19 февраля 1861 г. в России были опубликованы «Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»[3]. Они положили начало реальному реформированию, которое прошло в три этапа: в 1861 г. от крепостной зависимости освобождались 10,5 млн. ревизских душ частновладельческих крестьян, которых по ревизии ( переписи ) 1858 г. насчитывалось 20,2 млн. человек, или 39% всего населения, относимого к крестьянскому сословию[4]; в 1863 г. – 1,5 млн. ревизских душ удельных крестьян, т.е. сидевших на землях, которые принадлежали лично членам царской фамилии (2 млн., или 4%, по переписи); а в 1866г. – 10 млн. ревизских душ государственных, или казенных, крестьян (16,5 млн, или 32%, по ревизии)[5] вместе с их семьями.

      Крестьяне получали личную свободу без всяких условий и формально не платили ничего за свою личность. Но система оплаты крестьянами выделяемой им земли была построена таким образом, что фактически они платили «не за землю только, но и за в все выгоды крепостного права, т.е. главным образом, за потерю права облагать крестьян произвольными оброками»[6].

      В основе реформы лежал принцип, что вся земля – собственность помещиков. Поэтому были определены условия получения крестьянами наделов. Закон устанавливал размер барщины, которую крестьяне должны были обрабатывать в тех имениях, где до освобождения применялась барщина, в размере «40 дней мужских» и «30 дней женских»  и размеры денежного оброка для остальных крестьян.

      Не позже чем через три года барщина заменялась оброком. Крестьяне, привязанные обработками и выплатами к своим прежним хозяевам назывались временнообязанными. Завершением реформы считалась выкупная операция. Либо по согласию между крестьянами и помещиками, либо по воле последних крестьяне выкупали свою землю. Размер выкупа устанавливался путем капитализации оброка из расчета  6% годовых, иначе говоря, путем умножения годовой суммы оброка на 16 2/3. При этом 80% суммы помещикам выплачивало государство, а остальное – крестьяне. Крестьяне становились должниками государства и погашали долг в течение 49 лет со дня ее выдачи с выплатой относительно высокого процента – 6,5 годовых. К тому же крестьяне, кроме уплаты выкупа, должны были еще платить государству традиционный личный налог – подушную подать, что подчас ложилось на них тяжелым бременем. После завершения выкупной операции прекращались обязательные отношения между помещиками и крепостными и последние становились свободными крестьянами-собственниками.

      Для содействия процессу выкупных платежей российское правительство использовало два банка: Крестьянский и Дворянский, выступая посредником и гарантом платежных отношений. Дворянский банк был основан в 1885 г. и предоставлял помещикам дешевый кредит. Крестьянский банк был основан в 1882 г. для предоставления дешевого долгосрочного кредита сельским жителям. За 20 лет банк помог крестьянам купить свыше 7 млн. десятин сверхнадельной земли.

       В то же время была сохранена община как гарант крестьянских платежей. После завершения выкупных платежей крестьянин становился не частным собственником земли, а ее владельцем. Каждый крестьянин был приписан к своей общине, без согласия мирского схода ( общего собрания членов общины ) не мог из нее выйти, сохранялась круговая порука, т.е. мир обязан был платить за своих несостоятельных должников, члены сельской общины сообща пользовались сельскохозяйственными угодьями и т.д. Община принимала на себя также и обязанность разверстки земли между крестьянскими семьями. А в остальном, общинное самоуправление было лишь фикцией. Сельский сход избирал «исполнительную власть» – старосту, но подчинялся он не сходу, а местным государственным чиновникам.

      За 1861-91 гг. в частновладельческом секторе из 10,5 млн. ревизских душ выкупили землю 9,2 млн. человек ( 39 млн. десятин земли ). За это время, в 1881 г., был принят закон об обязательном выкупе крестьянских земель во всех  внутренних губерниях России, а с 1883 г. были прекращены «обязательные отношения крестьян к помещикам»[7] . К 1881 г. лишь 15% освобожденных крестьян оставались на положении временнообязанных.

      Реформы 60-х гг. высвободили такую огромную глубинную энергию, что за два десятилетия страна совершила гигантский скачок в своем экономическом развитии. Например, объем промышленного производства вырос в 7 раз, увеличиваясь темпами более быстрыми, чем в целом у развитых стран. Но затем начинается нарастание

аграрного кризиса, гигантского по своей глубине, масштабам и историческому  значе-

нию.

      К концу 80-х гг. данные о распределении земли показали появление, а в последующем и развитие ряда важных экономических тенденций.

      Во-первых, после реформ сохранилось крупное помещичье землевладение, основанное на частной поземельной собственности.

      Во-вторых, глубокое расслоение крестьянства, его социальная дифференциация.55% частновладельческой земли принадлежало 10 млн. крестьянских дворов (в ср. 13 десятин на двор). Но из них 6,5 млн. дворов, или почти 2/3  общего числа, представляли собой однолошадные или даже безлошадные крестьянские хозяйства. Зато 1,5 млн. дворов обладали половиной общего количества лошадей.

      В-третьих, земля стала уходить из пользования основной массы крестьянства, концентрируясь в руках небольшой зажиточной верхушки.

      В-четвертых, в пореформенный период сохранилось общинное землевладение и индивидуальное крестьянское землепользование с уравнительным распределением земли и периодическими переделами. В общине  сохранилась круговая порука, т.е. коллективная ответственность за выкупные платежи и выплату различных податей.

      В-пятых, в российском земледелии сохранялась низкая эффективность значительной части форм хозяйствования. Средняя урожайность зерновых составляла 39 пудов с десятины, что   было лишь на 10 пудов выше, чем до реформы.

      Вопреки надеждам правительства, помещичье хозяйство не получило в результате реформы стимулов к развитию выкупные суммы пошли на погашение старых долгов дворянства, расходовались помещиками не по назначению.

      Временнообязанные крестьяне же оставались полукрепостными, неполноправными гражданами Российской империи. А также они не получили равных со всеми сословиями гражданских прав: их могли подвергать телесному наказанию.



.


             1.2. Реформы Столыпина и Витте в конце XIX – начале XX в.

  1.2.1. Финансовые  реформы С.Ю.Витте.

      Изменение роли государства в экономике. Суть реформ.    


       «В конце XIX в. экономическое присутствие  российского государства подверглось изменениям. Скачкообразное, взрывное развитие экономики, сопровождающееся структурными кризисами, порождало потребности в координации процессов, в антикризисных мерах. В то же время отечественное предпринимательство нуждалось в свободном выборе», -- пишет М.К. Бункина в своей книге «Национальная экономика»[8].

      В это время происходили прогрессивные преобразования со стороны государства, призванные помочь предпринимателям и всей стране встать на рельсы рыночных реформ, войти в рыночную систему экономических отношений. Многие из них были связаны с именем министра железных дорог, а потом министра финансов Сергея Юльевича Витте, который получил титул графа за свою деятельность на благо государства.

      Что же он сделал?

1. Была создана квалифицированная система таможенного покровительства, которая обеспечила приток золота в страну.

2. Произошло упорядочение и регулирование железнодорожных тарифов.

3. При нем произошло коренное преобразование питейно-акцизной системы с одной из целей ослабить народное пьянство как главную причину бедности. В России 1897 г. питейный, табачный, сахарный, соляной и спичечный акцизы приносили казне 401 млн. рублей, или 60% всей налоговой массы.

4. Были проведены широкая конверсия государственных займов и использование этих средств для поддержания частных предпринимателей.

5. Достижение равновесия в государственной росписи доходов и расходов, доставлявшего кассовые денежные остатки.

6. Развитие кредитных операций государства с намерением превратить стоячие капиталы в деятельные.

7. И что самое главное – это финансовая реформа конца XIX столетия, в ходе которой произошел переход к монометаллизму  и рубль стал конвертируемой валютой, т.к. был обеспечен золотом и свободно обменивался на него.

      Результатом реформ явились развертывание частного, производительного предпринимательства, успешное железнодорожное строительство за счет казны, которое стало играть совершенно особую роль в качестве стимулятора национального рынка (создание Транссибирской магистрали и увеличение объемов построенных железных дорог и железнодорожного строительства) и стремительный рост производительности труда. Нужно также отметить, что благодаря усилиям этого талантливого гражданина нашей страны на переломе XIX – XX вв. в самодержавной России были заложены основы профессиональной экономической политики. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты