Россия на пути экономических реформ

  1.2.2. Аграрные реформы П.А. Столыпина.

    

      Предпосылки реформирования аграрного сектора. Социально-политическая ситуация в стране. Закладка законодательных основ реформ. Содержание общественных изменений. Итоги. Общие результаты финансово-аграрного реформирования.

   

      На переломе веков все более настоятельной становится проблема выбора путей развития сельского хозяйства. Это происходило по трем причинам. Во-первых, выявляются недостатки помещичьего хозяйства, во-вторых, все более острой становится проблема малоземелья у основной части крестьян. И в-третьих, в России возобновляются поиски различных вариантов реформирования, более рациональной и эффективной системы землевладения и землепользования вследствие неполноценности реформ 60-х гг. XIX в., недоведенности их до конца. Было несколько вариантов выхода из аграрного кризиса, начавшегося еще в 80-х гг. XIX столетия. Сама деревня  «снизу»  вырабатывала проект, в котором центром тяжести предполагалось сделать крестьянское трудовое семейное хозяйство. И в конце XIX – начале XX в. сложилась мощная группа ученых-аграрников (Н.П. Макаров, А.Н. Челинцев, А.В. Чаянов и др.), которые разработали теорию трудового семейного крестьянского хозяйства и вертикальной кооперации этих хозяйств и много сделали для организации российского кооперативного движения. Правительство же «сверху», в лице своего премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина,  выдвинуло свой проект  новой аграрной реформы.

      П.А. Столыпин в 1903 – 1906 гг. был саратовским губернатором. В эти годы он пытался осуществить свой план земельного преобразования России в Саратовской губернии. Он считал, что узел русских судеб завязан в деревне и  что никакое здоровое развитие страны не может решиться иначе, чем через российскую деревню; крестьянство является основным  классом в России, но оно не заинтересовано в сохранении существуюшего строя.  Столыпин отмечал также то, что крестьяне изнемогают от земельной неурядицы, хозяйство их приходит в упадок. Причинами этого упадка на  селе стали, по его мнению, старые порядки общинного землевладения и сословная неполноправность крестьян, сохранившиеся в результате незавершенности аграрных реформ 60-х гг. ( в начале XX в. крестьяне были лишены права свободно менять место жительства, избирать род занятий, поступать на государственную службу и в учебные заведения без согласия сельского мира или земского начальника ).

      В 1906 г. Николай II назначил Столыпина на пост министра внутренних дел, а чуть позже – на пост премьер-министра. Социально-политическая обстановка его назначения и начала реформ была очень сложной. В 1905 г. началась первая русская революция, которая продлилась до 1907г. по всей стране происходили крестьянские волнения, горели поместья, взрывались бомбы, бунтовали воинские части. Экономическое положение, сложившееся в стране, было не менее сложным. К июлю 1905 г. лидеры либерального дворянства активно высказывались в печати за введение конституционной монархии и принудительное отчуждение части помещичьих земель в пользу  крестьян. А в первой Государственной Думе в центре оказались кадеты, в программе которых значилось принудительное отчуждение помещичьей земли в пользу крестьян, а большинство занимали левые. Часть же депутатов выдвинула  аграрную программу 104-х. В ней выдвигались требование конфискации помещичьих земель и  национализация всей земли, но по сути дела, ставилось под сомнение само существование правящего режима. Вследствие этого 8 июля 1906 г. законодательный орган страны был распущен, а закладкой  законодательных основ реформирования аграрного сектора занималась уже вторая Государственная Дума.

      25 августа 1906 г. был издан закон о продаже части удельных  земель, а 27 августа – о распродаже казенных земель посредством Крестьянского банка, вследствие чего цены на землю резко поднялись: 51 руб. в 1895 г. и 126 руб. в 1906 г. За 1905-1907 гг. Крестьянский банк скупил 7,5 млн. десятин земли[9].

      5 октября 1906 г. был подписан указ «О гражданском равноправии крестьян», по которому представители этого класса получали право: 1) свободно менять место жительства, 2) свободно избирать род занятий, 3) поступать на государственную службу и в учебные заведения на равных с дворянами правах, 4) подписывать векселя. Также отменялись сохранившиеся телесные наказания крестьян. Петр Аркадьевич Столыпин, защищая этот закон в Государственной Думе обращал внимание депутатов  на то, что нельзя создать правовое государство, не имея независимого гражданина, каковым в России является крестьянин.

      А 9 ноября 1906 г. Николаем II был подписан ключевой указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования».  Суть этого законодательного акта заключалась  в том, что крестьянин получал право выхода  из общины и оформления своей надельной собственности в личную ( отруб ) или выделения вместе с жильем ( хутор ).

      14 июня 1910 г.  указ от 9 ноября 1906 г. приобрел силу закона. В первой статье этого документа раскрывалась его суть. Там говорилось о праве каждого крестьянина, владеющего надельной землей на общинном праве, потребовать «укрепления»  причитающейся ему земли в личную собственность. Другими важными положениями этого закона являлись: а) хозяину разрешалось оставить за собой излишки, превышающие норму в том случае, если он за них заплатил общине по выкупным ценам 1861 г.; б) по требованию выделявшегося община была обязана выделить ему взамен чересполосных земель отдельный компактный участок – отруб.

      Каковы же были результаты этих преобразований на селе?  Столыпин как-то сказал: »Дайте России двадцать лет покоя, и вы не узнаете ее». Стране было дано лишь десять лет покоя, но экономика ее очень изменилась. На 1905 г. в европейской части России имелось 12,3 млн. крестьянских дворов, из которых 77% владели на общинном праве 115 млн. десятин земли, что составляло 82% всех надельных земель. К осени 1914 г. заявление об «укреплении» земли в личную частную собственность подали 2,7 млн. крестьянских дворов. Надельные земли продавали преимущественно бедняки, а покупало их, в основном, зажиточное крестьянство. К тому же,  как  свидетельствует статистика, к началу первой мировой войны крестьянские хозяйства в общей сложности давали 88% производства зерновых и 78% товарного хлеба по стране. При этом зажиточное крестьянство обеспечивало около 1/2 товарного хлеба страны и 2/3 товарного хлеба, производимого всеми крестьянскими хозяйствами. Эти данные свидетельствуют о том, что во-первых, в производстве сельскохозяйственной  товарной продукции прочные позиции стало занимать зажиточное крестьянство, которое составляло тогда небольшую часть сельского населения, во-вторых, столыпинские реформы в аграрном секторе были направлены на укрепление экономических позиций высшего слоя аграрного населения, т.е. зажиточных крестьян. Сам Столыпин говорил в выступлении в Государственной Думе в марте 1907 г.: «Необходимо дать возможность способному трудолюбивому крестьянину, т.е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится, от кабалы отживающего общинного строя»[10]. А в своей речи  от 5 декабря 1908 г. там же он сказал также, что правительство в своей экономической политике должно делать  ставку не на пьяниц и лентяев, а на трудолюбивых и рачительных хозяев. В чем-то он был прав...

     

      Реформы Столыпина – Витте сыграли большую роль в развитии товарного производства и переходе ее к рыночной модели хозяйства. В ходе них формируется развитой земельный рынок, кардинально меняется тенденция функциональной роли российского государства. Именно благодаря усилиям государства уменьшается его удельный вес в экономике, быстрее растет негосударственный сектор, который составляя рыночную среду, превращается в господствующий. В результате после поражения революции 1905 – 1907 гг., после столыпинской реформы впервые в истории страны начался экономический подъем, стимулируемый потенциалом развивающегося рынка. Именно в этот период – последнее десятилетие XIX – начале XX в. – сложилась система российского «национального капитализма» со своими специфическими чертами. В соответствии с изменениями в экономике в России шла интенсивная разработка экономической теории, ориентированной на национально-исторические и психологические особенности русского человека – предпринимателя и труженика. 

           1.3. Реформы 20-х гг. XX в.  НЭП.

      Определение НЭПа.

     

      НЭП – это комплекс социально-экономических мер, направленный на упрочение власти большевиков с помощью восстановления рыночных отношений и обеспечения союза с крестьянством.

      В марте 1921 г. на X съезде ВКП (б) В.И. Ленин объявил о смене экономической политики в стране. Политика «военного коммунизма» не смогла стабилизировать ситуацию в стране, а лишь вызвала очередной экономический кризис. Положение в государстве было сложное: зрело недовольство проводимым экономическим и политическим курсом, выливавшееся в восстания (к примеру, выступление матросов в Кронштадте). Продовольственная разверстка лежала тяжелым бременем на крестьянстве, экономические отношения города и деревни не наладились. Все это создавало угрозу советской власти. Ленин был вынужден убедить большевиков в необходимости НЭПа ( новой экономической политики ). Н.В. Валентинов[11] вспоминал: «... бешено идя против течения, Ленин властно... заставил партию принять и политику концессий, и НЭП, но глубокое, непокоренное сопротивление... этому в партии осталось».[12]

      Большая часть большевиков не приняла эту политику, поэтому формируется оппозиционное движение не только в партии, но и в других общественных структурах. Люди из «простого» общества ( рабочие и т.д. ), которые подчас не умели «делать деньги» и тем самым влиться в новое создающееся общество, начали замечать появление материального неравенства, с которым они боролись в ходе революции и гражданской войны, и призывали рассмотреть вопрос о ликвидации НЭПа.

      Разберу некоторые из реформ нового курса большевиков в экономике.


      1.3.1. Денежная реформа 1922 – 1924 гг.

      Финансовая ситуация в стране перед реформой. Ход реформы. Постепенное  ее свертывание.

     

      И годы разрушения, и тяготы его восстановления не обходились без денежных кризисов и реформ. Что же представляла собой новая экономическая политика в сфере денежно-кредитного обращения ?

      После национализации отдельных отраслей промышленности и подавления рыночных отношений доходы государственного бюджета (1919 – 1920 гг.) сократились чуть ли не до 1/20, а по некоторым оценкам – даже 1/40 поступлений в бюджеты 1914 – 1915 гг., в стране ходили триллионы обесценившихся совзнаков[13]. Многие области страны оставались в сфере влияния иностранных валют: на Дальнем Востоке преобладала японская йена, принимались также и китайские серебряные монеты; в Средней Азии обращались местные бумажные деньги, разменные на золото и серебро царской и бухарской чеканки; в Закавказье и на юге России ходили деньги, привязанные к турецкой лире и старому российскому золотому червонцу. Естественным средством сбережения в Москве и Петрограде также были инвалюта и старые золотые деньги, они начали вновь входить в сферу обращения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты