Шпаргалка по банковскому праву
1. Правовое положение Центрального банка РФ.
ПП ЦБРФ определяется двумя НПА: 1) КРФ 2) Закон «О центральном банке РФ».
Права: общие (конституционные) и специальные (ФЗ).
Обязанности: также общие и специальные.
Виды ответственности: гражданская, административная, уголовная.
Ограничения: а) банк пользуется своими правами и обязанностями в пределах своих полномочий; б) комм. деятельность ЦБР не является его превалирующей; в) связанные с коммерческой гос. тайной; г) на должность председателя ЦБР лицо утверждается, остальные члены назначаются.
Гарантии: 1) независимость ЦБР; 2) особая защита прав вкладчиков (клиентов).
2. Правовое регулирование и правовая природа лизинга.
Лизингом называют финансовую операцию по передаче права пользования на длительный (свыше года) срок недвижимого и движимого имущества, остающегося собственностью лизингодателя на весь срок действия договора лизинга.
Существенной особенностью лизинга является разделение функций собственности: отделение использования имущества от владения.
Наиболее часто встречающееся разделение лизинга — на операционный и финансовый.
Под операционным лизингом обычно понимают переуступку имущества на срок, составляющий часть полного срока его жизни. Лизингополучатель распоряжается имуществом определенный срок, или один производственный цикл, обычно 2—5 лет, при этом возможно получение наряду с финансовыми и других услуг, таких, как техническое обслуживание, ремонт, страхование, налоговые платежи и пр.
К финансовому лизингу, как правило, относят долгосрочные (5—10 лет и дольше) контракты, предусматривающие выплату в течение твердо установленного срока арендных отчислений, сумма которых достаточна для полного возмещения капиталовложений лизингодателя.
Для банковской системы предоставление лизинговых услуг является органичным элементом политики, направленной на расширение рынка потенциальных финансовых услуг путем диверсификации активных операций.
Что касается специализированных лизинговых компаний, то они обычно подразделяются на сервисные и финансовые в зависимости от характера предоставляемых ими услуг. Сервисные лизинговые компании, передавая оборудование во временное пользование, берут на себя все или часть обязанностей, связанных с обслуживанием, ремонтом, страхованием оборудования, контролируют оплату налогов, ведение бухгалтерских книг, консультируют пользователя в отношении эксплуатации оборудования и т.п. Финансовые лизинговые компании эти обязательства на себя не принимают, действуя лишь как поставщики кредита.
3. Центральный банк как орган надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций.
Компетенция Банка России как органа контроля и надзора за соблюдением требований законодательства всеми элементами банковской системы РФ:
1. Принятие решения о государственной регистрации кредитных организаций; выдача и отзыв лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
2. Установление квалификационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации;
3. Право запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20 процентов долей (акций) кредитной организации, а также право отказать в даче согласия на совершение сделки при их неудовлетворительном положении;
4. Осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций;
5. Право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации;
6. Регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
7. Осуществление валютного регулирования, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определение порядка осуществления расчетов с иностранными государствами;
8. Организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ.
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.
4. Общая характеристика безналичных расчетов.
Осуществление практически любых платежей реализуется посредством совершения ряда взаимосвязанных действий. Основными способами их осуществления являются расчеты наличными деньгами и в безналичном порядке. В настоящее время основная часть денежного оборота в стране происходит именно в безналичном порядке. Расчеты наличным способом между юридическими лицами по одной сделке проводятся на сумму не более 60 тыс. рублей. Обязанность осуществления расчетов при проведении платежей с участием юридических лиц, а также граждан-предпринимателей в безналичном порядке установлена п. 2 ст. 861 ч. 2 ГК РФ.
В целях нормального функционирования предпринимательской деятельности особое значение имеет правильная организация расчетов. Проведение расчетов в Российской Федерации регламентируются нормами действующего законодательства, в которых определяются принципы, порядок расчетов, права и обязанности субъектов расчетных правоотношений.
Расчеты осуществляются с банковских счетов хозяйствующих субъектов на основании требований закона и условий заключенного договора с соблюдением ряда принципов расчетов, основными среди которых являются следующие:
— свобода выбора клиентом формы осуществления безналичных расчетов;
— невмешательство кредитных организаций в договорные отношений контрагентов;
— по общему правилу, осуществление списания денежных средств со счета клиента по распоряжению владельца счета;
- при достаточности денежных средств на счете клиента списание денежных средств со счета в порядке календарной очередности. Если денежных средств на счете недостаточно, их списание осуществляется по правилам ст. 855 ч. 2 ГК РФ;
— производство платежей при наличии на счетах плательщика собственных денежных средств или за счет предоставленного банком кредита;
- зачисление средств на счет получателя после списания соответствующих сумм со счета плательщика;
- проведение платежей с использованием расчетных документов, составленных в соответствии с формой, утвержденной ЦБ РФ;
— осуществление расчетов в установленные сроки.
5. Структура коммерческого банка.
Комм. банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т.п.
Структура: организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления акционерного общества. Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год.
Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет банка. На него возлагаются также наблюдение и контроль за работой правления банка. Состав совета, порядок и сроки выборов его членов определяет общие направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка и другие вопросы, связанные с деятельностью банка, его взаимоотношениями с клиентами и перспективами развития.
Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление. Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и советом банка. Правление состоит из председателя правления (президента), его заместителей (вице-президентов) и других членов.
Заседания правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосом. При равенстве голосов голос председателя является решающим. Решения правления проводятся в жизнь приказом председателя правления банка. При правлении банка обычно создаются кредитный комитет и ревизионная комиссия.
6. Расчетно-кассовый центр Банка России.
Правовое положение расчетно-кассовых центров Банка России определяется в соответствии с типовым положением, утвержденным Приказом ЦБ РФ.
Головной расчетно-кассовый центр, межрайонный расчетно-кассовый центр, районный расчетно-кассовый центр (в дальнейшем именуются РКЦ) являются структурным подразделением Банка России, действующим в составе территориального учреждения Банка России.
Основной целью деятельности РКЦ как структурного подразделения Банка России, осуществляющего банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации.
Взаимоотношения РКЦ с обслуживаемыми кредитными организациями, представительными и исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления, органами федерального казначейства, другими клиентами строятся на договорной основе.
РКЦ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем территориального учреждения Банка России в порядке, определяемом Советом директоров Банка России.
Начальник РКЦ руководит деятельностью РКЦ и действует от имени Банка России на основании доверенности, выданной в порядке передоверия начальником территориального учреждения Банка России.
РКЦ имеет идентификационный код, печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также штампы, необходимые для выполнения его функциональных задач.
Основные функции РКЦ:
1. Осуществление расчетов между кредитными организациями (филиалами);
2. Осуществление кассового обслуживания кредитных организаций (филиалов);
3. Хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности;
4. Обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам);
5. Расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех
уровней и органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами;
6. Обслуживание клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации;
7. Обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа;
8. Установление предельных остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций (филиалов), других юридических лиц и осуществление оперативного контроля за их соблюдением в соответствии с действующим порядком;