78. Ответственность должностных лиц за нарушение трудового
законодательства.
За нарушения законодательства о труде и об охране труда должностные лица несут ответственность в соответствии со ст. 5.27 КоАП. Кроме того, они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (ст. ст. 195, 419 ТК).
Помимо этого ответственность должностных лиц работодателя (организации) наступает за правонарушения, предусмотренные ст. ст. 5.28 - 5.34, 5.38, 5.40, 5.42, 5.44, 19.4, 19.5, 19.6, 19.7 КоАП и ст. ст. 136, 143, 145, 145.1 УК. Это уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения; непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения; необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения; нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению; уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах; невыполнение соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора; увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки; воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством РФ, либо участию в них; принуждение к отказу от участия в забастовке; отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты; сокрытие страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Во всех указанных случаях допускается кумуляция ответственности, т.е. должностные лица могут быть одновременно привлечены к административной и дисциплинарной ответственности (ст. ст. 195, 419 ТК).
Предусмотрена административная ответственность и за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП); непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП); непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности (ст. 19.7 КоАП).
Отсылочная норма ст. 363 ТК содержит и такой состав, как применение угрозы насилия или насильственных действий по отношению к государственному инспектору труда или членам его семьи. Однако таких составов административное законодательство не содержит. Очевидно, в этом случае применяются нормы КоАП, предусматривающие правонарушения, посягающие на права граждан.
Уголовная ответственность предусмотрена за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (дискриминацию) (ст. 136 УК); нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ст. 143 УК); необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет (ст. 145 УК); невыплату свыше 2 месяцев заработной платы, совершенную руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 145.1 УК).
79. Самозащита работниками трудовых прав.
Право работника отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью вследствие нарушения требований охраны труда, прямо предусмотрено законодательством (ст. ст. 219, 379 ТК).
В этом случае работник может отказаться от выполнения работы до устранения опасности. На время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 220 ТК и иными федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. Если предоставить другую работу невозможно, работнику оплачивается время простоя (ст. 220 ТК). Очевидно, в подобных случаях оплата должна производиться по нормам, установленным для простоя по вине работодателя, поскольку возникновение опасности для жизни и здоровья работника связано с нарушением требований охраны труда. Размер гарантийной выплаты составляет 2/3 среднего заработка работника (ст. 157 ТК).
Законодатель специально подчеркивает, что отказ работника от продолжения работы при возникновении опасности для его жизни и здоровья является правомерным действием и не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (ст. 220 ТК).
Надо обратить внимание на то, что некоторые категории работников, например профессиональные спасатели, должны выполнять свои обязанности независимо от наличия опасности. Они не могут воспользоваться предоставленным ст. 219 ТК правом.
Право работника отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, в том числе от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, установлено в ст. ст. 220, 379 ТК.
В указанных случаях речь может идти о незаконном переводе на другую работу, в том числе о незаконном временном переводе на другую работу в случае производственной необходимости (ст. 74 ТК). В связи с тем что работнику предоставлено право отказаться от выполнения тяжелой работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренной трудовым договором, временный перевод в связи с производственной необходимостью на работу, связанную с воздействием неблагоприятных производственных факторов, может осуществляться лишь с согласия работника.
Отказ работника от выполнения работы в связи с необеспечением его средствами индивидуальной и коллективной защиты прямо нормой закона не предусмотрен, однако ст. 220 ТК устанавливает, что в этом случае работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей. Таким образом, можно сделать вывод о допустимости отказа от выполнения работы.
В. № 80 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
ТРУДОВОЙ СПОР– поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда.
Среди форм разрешения противоречий выделяют: выступления на собраниях коллектива; проведение демонстраций; обращение в прессу; обращение к вышестоящему руководству организации; предъявление требований через профсоюзный комитет; обращение в комиссию по трудовым спорам; организацию пикетов; забастовки.
Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Закрепление этого права является важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих граждан. Также ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод, закрепляет то, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Конституции лежат в основе разрешения всех трудовых споров.
Классификация трудовых споров осуществляется по следующим критериям.
1. По характеру спора трудовые споры подразделяются на:
а) споры работников с работодателем или их представителями по поводу установления или изменения условий труда, заключения или изменения коллективных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников. Таких коллективных споров абсолютное большинство;
б) споры о применении норм трудового законодательства, в которых защищается и восстанавливается нарушенное право работника или коллектива работников.
2. По правоотношениям, из которых возникают трудовые споры, они подразделяются на:
а) споры, возникающие из трудовых правоотношений;
б) споры из правоотношений по трудоустройству;
в) споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда;
г) споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации работников;
д) споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работником работодателю;
е) споры из правоотношений по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права на труд;
ж) споры из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда и быта;
з) споры из правоотношений коллектива работников с работодателем;
и) споры из социально-партнерских правоотношений.
Правильная классификация трудовых споров по спорящим субъектам, по характеру спора и по спорным правоотношениям имеет очень большое значение, поскольку необходима для определения подведомственности (органа, правомочного рассматривать и разрешать данный трудовой спор).
В. №81. СИСТЕМА ОРГАНОВ, РАССМАТРИВАЮЩИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ СПОРОВ.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТРУДОВОЙ СПОР – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Сторонами индивидуального трудового спора являются работник и работодатель. Действующее законодательство предусматривает несколько способов разрешения индивидуальных трудовых споров. Это рассмотрение и разрешение трудовых споров в комиссии по трудовым спорам (КТС); в судебном порядке, минуя КТС, и в специальном порядке, когда спор разрешается в вышестоящем органе.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются КТС и судами в том случае, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Нормативной базой, регулирующей порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, является трудовое законодательство, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
КТС– орган по разрешению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организации или ее подразделении. КТС рассматривают споры о переводах на другую работу, применении других условий договора, об индивидуальной норме и режиме рабочего времени, о продолжительности и использовании работником полагающегося ему отдыха, наложении дисциплинарных взысканий, об оплате труда и другие споры.
КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации. Организационно-техническое обеспечение деятельности КТС осуществляется работодателем. КТС избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28