Система юридических лиц в гражданских правоотношениях

В нашем государстве в XX годы получает значительное распространение «теория персонифицированного (целевого) имущества» (Ландкоф, Вольфсон, Суханов). Его сторонники считают главной функцией юридического лица объединение различных имуществ в единый комплекс и управление этим имущественным комплексом. Значит, обособленное имущество является реальной основой юридического лица, его законодатель и персонифицирует, наделяя владельца имущества правами юридического лица. Так как эта теория была воспринята законодательством и советское гражданское право стало признавать юридическим лицом предприятия (объединения). Между тем предприятия представляют собой сугубо производственно-технический механизм, предназначенный для чисто производственной, а не для коммерческой деятельности. Этим, в частности определяется и их внутренняя структура, главную роль в которой обычно играла планово-экономическая, а не снабженческо-бытовая служба. С позиции же рыночной организации экономики такие предприятия – не более чем имущественные комплексы, то есть совокупности зданий, сооружений, оборудования, определенных имущественных прав и обязанностей – объекты, а не субъекты права. Субъектами имущественных отношений здесь признаются нормальные коммерческие структуры, прежде всего различные хозяйственные общества и товарищества как владельцы такого предприятия. Признание юридическим лицом непосредственно предприятия, без облачения его в форму какого-либо торгового товарищества, не свойственно правовым системам развитых стран. Там субъектом права, как правило, считается предприниматель (индивидуальное лицо, торговое товарищество) но не предприятие как таковое. Последнее является лишь объектом, но не субъектом права.

Эта теория уникальна тем, что пережила не один гражданский кодекс в нашем государстве. Ее идеи положены и в новый гражданский кодекс.

Одновременное существование множества столь разных научных теорий юридического лица объясняется огромной сложностью этого правового явления. На разных этапах развития экономики на первый план выдвигались то одни, то другие признаки юридического лица в зависимости от того, какая из функций этого института превалировала на этом этапе. Соответственно развитие научных взглядов в целом отражало и отражает эволюцию института юридического лица.

Таким образом, проблема юридического лица в науке гражданского права относится к числу сложных методологических проблем, которую решает уже не одно поколение цивилистов. Научно обоснованное решение имеет не только познавательное, но и практическое значение, например, в плане развития законодательства и совершенствования практики применения его норм. Тем более, что история права дала нам более ста теорий о существе юридического лица, так что законодателю приходится по пути императивного закрепления в нормах права своей позиции по этому поводу. Так как развитие цивилистической мысли не стоит на месте, то скорее всего появятся и новые теории.





                1.2. Рыночная и административная система: сравнительный аспект деятельности юридических лиц.

 

В Российской Федерации происходит процесс становления рыночных отношений в их развитом виде, включающий страну в русло экономического развития свойственного современной мировой цивилизации. Рыночные отношения – это процесс длительного исторического процесса в ходе которого происходила эволюция общественных форм от натурального хозяйства к товарному производству, которое в свою очередь прошло длительный путь от простого к его современным развитым формам. Рынок рассматривается как система экономических отношений, возникших на основе товарного и денежного обращения, которое охватывает не только сферу обмена, но и производство, распределения и потребления.

Объектами рыночного хозяйства являются товары, услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги и др.[7] Рынок как самостоятельное образование включает в себя три основных элемента: Рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Рынок предполагает наличие следующих признаков: неограниченное число участников, свободный доступ и свободный выход из него, мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, наличие у каждого субъекта рынка достоверной и полной информации о предложении, спросе, ценах, норме, прибыли, отсутствие монополии производителя однородных одноименных товаров, иначе на рынке не будет свободы экономического поведения его участников.

Рыночная экономика невозможна без предпринимательской свободы. Предпринимательство или предпринимательская деятельность – это инициативная самостоятельная деятельность лиц или предприятия, направленная на систематическое получение прибыли, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность. Предпринимательство допускается в любой отрасли хозяйственной деятельности, не запрещенной законом.

Предпринимательской структурой является предприятие. С правовой точки зрения предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица. ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО - один из субъектов гражданского права, по гражданскому законодательству РФ - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Ю.л. должны иметь самостоятельный баланс или смету.[8]

Предпринимательство органически связано с экономической свободой. По мнению Фелью, автора книги «Предпринимательство – это свобода», существует связь между предпринимательством и свободой, т.е. экономическая свобода включает в себя право на частную собственность, на экономическую инициативу, на свободу создавать и расторгать сообщества по своему собственному выбору.

Экономическая свобода дополняет свободу личную и позволяет каждому развиваться на основе своих собственных взглядов. Отрицать экономическую свободу – значит отрицать личные достоинства и право любого человека распоряжаться  своей судьбой.

В России участниками коммерческой деятельности являются, как правило, экономически обособленные юридические лица. На Западе вместо юридического лица говорят о фирме. В российском законодательстве речь всегда идет о юридическом лице.

Фирма – это хозяйственное, промышленное, торговое предприятие или отдельный бизнесмен, т.е. юридическое лицо, которое действует на принципах коммерческого расчета.

Юридические лица – коммерческие организации – должны быть зарегистрированы и внесены в торговый реестр. Реестр – это книга ведения учета, в которую необходимо вносить определенные, имеющие правовое значение данные. Реестры фирм ведут в одних странах суды, в других - административные органы. Каждый имеет право ознакомиться с реестрами и получить за плату изготовленные и заверенные копии записей реестра. Из торгового реестра можно узнать наименование фирмы, направление деятельности предприятия, его организацию, фамилию членов товарищества, несущих личную ответственность, данные о собственном капитале фирм, а также полномочие на право подписи директоров или членов правления.

В Гражданском кодексе Российской Федерации имеется статья, указывающая на необходимость государственной регистрации юридического лица.[9] «Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Отказ от государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде».

В настоящее время процедура регистрации фирм существенно облегчена. Существуют специализированные фирмы, которые за небольшую плату оформят регистрацию вновь создаваемой фирмы.

Сравнительно недавно в нашей стране господствовала административная система. Действовавший в те годы ГК РСФСР 1964 г. полностью контролировал деятельность юридических лиц. Экономику страны можно было определить как командную.

  КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА - способ управления экономической системой, хозяйством страны, основанный на высоком уровне централизации функций руководства экономикой, применении директивных методов управления, сосредоточении основных видов ресурсов производства в государственной собственности. Эту систему характеризует общественная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования. Все крупные решения, касающиеся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив.  План конкретизирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнять свои производственные задания. Средства производства распределяются между отраслями на основе долговременных приоритетов, устанавливаемых центральным плановым органом.

            В командной экономике используются директивные методы (фр. directive - направлять) - способы и формы управления, основанные на том, что субъект управления, управляющий орган вырабатывает директивы, команды, распоряжения, подлежащие неукоснительному исполнению со стороны объекта управления, подчиненных субъекту лиц. В основе директивных методов управления лежит голое администрирование, распорядительство, опирающееся на приказы, распоряжения, спускаемые сверху установки. Директивные методы управления называют также административными, распорядительными, командными.

 Рыночная и командная экономическая система отличаются порядком образования, прекращением деятельности, функционированием, пределом полномочий юридического лица.

Проведя аналогию между деятельностью юридических лиц в РСФСР и РФ можно сделать вывод о том, что в настоящее время процедура образования, реорганизации, прекращения деятельности значительно упростилась.

Например, в РСФСР процедура создания юридического лица заключалась в следующем:

Прежде всего должно было быть вынесено решение о создании соответствующей организации. В зависимости от того, кто правомочен на принятие такого решения, различаются несколько способов образования юридических лиц. Для создания многих юридических лиц требовалось специальное разрешение компетентных органов. В подобных случаях юридические лица возникали в распорядительном порядке.[10] Распорядительный порядок применялся при создании государственных, а также некоторых иных организаций. Так, производственные объединения (комбинаты) создавались на основании приказов министерств, в системе которых им предстояло функционировать.

Некоторые общественные организации также могли образовывать предприятия с правами юридических лиц. Например, Союз художников СССР организовывал художественно-производственные комбинаты, фабрики по производству красок. Вместе с тем, в качестве юридического факта, знаменующего собой начало процедуры формирования юридического лица, фигурировало решение, принятое коллективом будущих членов создаваемой организации. Тогда можно говорить о добровольном порядке возникновения юридических лиц. Этот порядок практиковался при образовании кооперативных и общественных организаций. В то же время вынесенного учредителями решения самого по себе еще не было достаточно для того, чтобы приступить к формированию юридического лица. Для этого решение должно было быть представлено в определенный государственный (или иной) орган и в одних случаях нуждалось в одобрении с его стороны, а в других – подлежало проверке в плане соблюдения предусмотренных законом требований, необходимых для образования той или иной организации лишь после этого могли быть предприняты шаги по созданию юридического лица.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты