Система юридических лиц в гражданских правоотношениях

Сообразно с различными формами участия компетентных органов в образовании юридических лиц, создаваемых в добровольном порядке, этот порядок дифференцировался на разрешительный и нормативно-явочный.

При разрешительном порядке решение учредителей о создании юридического лица вступало в силу после того, как оно было санкционировано управомоченным на то органом. Например, решение граждан, желающих образовать жилищно-строительный кооператив, утверждался райисполкомом. Утверждению в установленном порядке подлежало решение собрания управомоченных представителей колхозов, совхозов и других государственных, кооперативных и общественных организаций о создании межхозяйственного предприятия в сельском хозяйстве.

В разрешительном порядке создавались кооперативные, общественные, а также смешанные (например, государственно-кооперативные) организации. Лишь в некоторых случаях применялся нормативно-явочный порядок. В таких случаях решение учредителей не нуждалось в чьем-либо утверждении, и соответствующий орган ограничивался проверкой соблюдения учредителями тех содержащихся в законе требований, которым должна была удовлетворять создаваемая организация.

После того, как решение о создании юридического лица было принято в установленном порядке, оно приводилось в исполнение: разрабатывался устав, назначались (а в подлежащих случаях избирались) органы, формировалась имущественная база. Вся эта работа составляла содержание следующей стадии процедуры образования юридического лица.

Конечным этапом этой процедуры являлось утверждение устава управомоченным органом, т.е. соответствующим государственным (или иным) органом, если речь идет о юридическом лице, образуемом в распорядительном порядке, либо общим собранием членов организации, возникшей в добровольном порядке.[11]

В предусмотренных законом случаях устав юридического лица после его утверждения должен был быть зарегистрирован.

Для ряда организаций были разработаны примерные (типовые) уставы. Наличие примерного устава не освобождало юридическое лицо от обязанности иметь свой устав, который, однако, не должен был противоречить примерному уставу. Лишь некоторые юридические лица (например, исполкомы местных советов народных депутатов) функционировали на основании общего положения об организациях данного вида. Правосубъектность такого юридического лица возникала с момента принятия компетентным органом решения о его образовании.

Санкционируя образование юридического лица или отказывая в этом компетентный орган учитывал не только соблюдение учредителями предписаний закона, но и соображение целесообразности. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (ч. 2 п.1 ст.51 ГК). Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях несоответствия учредительных документов организации закону или несоблюдения установленного порядка образования юридического лица и может быть обжалован в суд. Также в суд можно обратиться и в случае уклонения компетентного органа от регистрации юридического лица, например при пропуске установленного для регистрации срока.[12]

Согласно ГК РСФСР 1964 г. решение о прекращении деятельности юридического лица принималось управомоченным органами. Круг этих органов зависел от того, в каком порядке (распорядительном или добровольном) юридическое лицо было образовано. Организации, образованные в распорядительном порядке, прекращало свою деятельность по указанию органа, в компетенцию которого входило его создание. (ст.38 ГК). Что касается организаций, возникших в добровольном порядке, то основанием для их прекращения могло служить решение высшего органа самого юридического лица (общего собрания, собрания уполномоченных), утвержденное органом, давшим санкцию на образование юридического лица.

Но такие организации могли быть прекращены и по решению иного компетентного органа. Так, кооперативная организация «в случае уклонения от цели в сторону, противную интересам государства» и прекращались по постановлению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.

Имущество, оставшиеся после ликвидации юридического лица, образованного в распорядительном порядке, распределялось по указанию органа, вынесшего решение о ликвидации. При прекращении юридических лиц, возникших в добровольном порядке, из упомянутого имущества возвращались паевые взносы, а его остаток передавался вышестоящей кооперативной или общественной организации. Имущество, оставшиеся после расчетов с кредиторами ликвидируемой межкооперативной или государственно-окооперативной организации распределялся между участниками пропорционально их взносам.

Действующий Гражданский кодекс дает следующее определение ликвидации юридического лица. Ликвидация – это прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, в зависимости от оснований проведения, может быть добровольной и принудительной.[13] Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей или участников юридического лица, либо по решению уполномоченного органа (общего собрания) юридического лица. Ликвидация в добровольном порядке, как правило, осуществляется в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, достижением целей его учреждения и в других случаях (например, признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер). Принудительная ликвидация может иметь место но решению суда в связи с осуществлением юридическим лицом своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а тж. в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется тж. вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Положения о ликвидации юридического лица вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Требования кредиторов ликвидируемого юридического лица подлежат удовлетворению в специальной очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица; в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам и бюджет и во внебюджетные фонды; в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридическою лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Классификация юридических лиц.

В СРФСР существовало несколько видов юридических лиц с учетом различных форм социалистической собственности, составлявших их материальную базу. Таковы государственные, кооперативные, общественные, а также межкооперативные и государственно-кооперативные организации. Каждая из них в свою очередь могла быть подвергнута дальнейшему дроблению. Так, государственные организации уже в зависимости от метода финансирования их деятельности подразделялись на хозрасчетные, бюджетные и финансовые за счет других источников, а применительно к юридическим лицам, создававшимся на базе кооперативной и общественной  собственности, следовало различать кооперативные и общественные организации с одной стороны, и создаваемые ими предприятия и учреждения с другой.

В сегодняшнее время с развитием рыночных отношений число видов юридических лиц значительно увеличилось. Систему юридических лиц образуют организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цепи своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Ю.л., являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Ю.л., являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а тж. в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что необходимой предпосылкой возникновения юридических лиц в РСФСР являлась сознательная волевая деятельность органов государственной власти или управления. Процесс образования юридических лиц был невозможен вне государственной воли. Поэтому в основе деятельности организаций лежало не только воля членов этой организации, но и государственная воля.

Вопрос о формировании и реализации воли юридического лица был связан с определением того, по чьему усмотрению, кем принимались решения о совершении ими юридических действий, актов, к которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение его прав и обязанностей.[14]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты