Согласно И. Балишиной (ИС №5, 2007/ Правовое регулирование научных открытий), Российская академия естественных наук (РАЕН) и Международная академия авторов научных открытий и изобретений (МААНОиИ) с 1992 г. по настоящее время занимается регистрацией заявок и выдачей дипломов. Ими было принято «Положение о научных открытиях, научных гипотезах, научных идеях». То, что эти дипломы «негосударственные», никак не умаляет их значения. Нигде в мире государство не посягает на прерогативы и самодостаточность науки. Пора бы и нам отвыкать от всесилия и неправомерных посягательств государства в области интеллектуальной собственности.
Начнём с главного.
Какова культура Общества — таково и действующее в нём право.
В отношении личной культуры наше утверждение представляется даже и не нуждающимся в каких-то специальных доказательствах: ведь ничто иное как индивидуальные понятия о добре и зле, о справедливости, о правильности опредёленных позиций и поступков — всё это и определяет истоки «естественного права». В свою очередь, «Рассмотрение естественного права как методологической категории имеет для философского освещения правовых проблем принципиально важное значение. Оно привносит в науку именно то, что призвана дать методология, то есть наряду со специально-научными методами познания (математическими, социологическими и иными), прежде всего — общий подход к явлениям правовой действительности.
Философское видение правовых явлений — это и есть их рассмотрение под углом зрения естественного права». (С.С. Алексеев. Философия права, М., НОРМА, 1999).
Однако кроме личной культуры необходимо рассмотреть Культуру с большой буквы — подсистему Общества, ответственную за формирование человека как социально активной и законопослушной личности. (Собственно, личную культуру, на наш взгляд, правильнее называть не культурой, а культурностью).
Значение Культуры как общественной подсистемы у нас традиционно недооценивается. Большинство россиян — в том числе и в научной среде — осознаёт зависимость Культуры от состояния экономики, но в значительно меньшей степени осознаётся тот факт, что экономика сильнее и существенно жёстче зависит от состояния культуры, чем Культура — от экономики. Первопричина этого явления кроется как в недостатках самой концепции Культуры, принятой в отечественной культурологии, так и во внутренних идеологических слабостях этой локальной науки.
Никого не удивит утверждение, что Культура определяет уровень духовности народа. Но мало кто из профессиональных культурологов понимает подлинные взаимосвязи культуры с экономикой и правом. Прежде всего, потому, что наш «средний» культуролог — как это ни покажется, на первый взгляд, парадоксальным — не очень ясно представляет себе, чем на самом деле является такая система — Культура. Ему всё мнится, что культура — это кино, театр, библиотеки, художественные галереи, спортивные сооружения, да всякие руины и черепки (именуемые в культурологии « культурными ценностями»). На самом же деле Культура — это всё — за исключением материального (правильнее — вещественного) производства, общественных отношений, биологического воспроизводства населения и подсистемы управления Обществом (государства). Культура — это наука, искусство, мораль, право, религия, просвещение, массовые коммуникации.
Именно Культура превращает человека в законопослушную и социально активную, а подчас и творческую личность. Личность, способную автоматически придерживаться определённых нравственных и экономических ограничений, не позволяющих строить собственное благополучие на прямом обмане и тотальном грабеже ближнего. Поэтому процветающая экономика может сформироваться только в высококультурном Обществе, где предприниматель не идёт на обман не потому, что боится полиции, а исключительно в силу своей органической неспособности к подобной беззастенчивой «активности». А в некультурном обществе (в общем, совсем как у нас) половина населения сидит за решёткой, а вторая половина — её сторожит. Работать, соответственно, некому. И это — в лучшем случае. В худшем — криминальная часть общества подминает под себя остальную, после чего разбазаривает все наличные (особенно, невосполнимые) ресурсы с единственной нечестивой целью — обеспечить себе лично незаслуженно высокий уровень жизни. И лишь мафиоизированные правители такого общества лицемерно утешают народ заверениями в своей непреклонной ориентации на борьбу с криминалом и коррупцией.
Процветающая экономика начинает складываться лишь тогда, когда всеми осознаётся, что обман клиента экономически невыгоден. Она невозможна при безграмотных законах, выходящих из-под пера не только продажного, но и малокультурного законодателя. В процветающей экономике необходима культура предпринимательства — как принципиальная предпосылка успеха в условиях цивилизованного, а не дикого рынка.
Сложившиеся в «среднероссийском» менталитете понятия об экономике неадекватны: они сводятся к представлению о ней как о некоей выделенной области человеческой деятельности — вплоть до пропаганды лозунга «Надо делом заниматься, а не политизировать население». На самом же деле политика и экономика принципиально неразрывны: политика — это и есть концентрированная экономика. Политика всегда проводится в чьих-то экономических интересах. Невозможно изменить экономику, не меняя при этом систему управления обществом (то есть политический строй). И обратно: оставив рычаги управления экономикой у правящей верхушки, невозможно изменить политический строй.
Вместе с тем и экономика, и политика неотделимы от науки и образования. Которые суть основные компоненты Культуры. Главнейший признак культурного Общества — включение в общественный менталитет чёткого представления: никакой «чистой» экономики на свете нет. Есть клубок взаимосвязанных проблем: экономических, политических, культурных, образовательных, психологических, правовых и экологических. Последняя группа (по месту в перечне) далеко не последняя по важности: корни и правовой, и экономической теории должны произрастать из теории рационального природопользования. И самый кардинальный вопрос и правовой, и экономической, и экологической теории — кому должны изначально принадлежать невосполнимые природные ресурсы.
Современная культурология, к несчастью, не наработала адекватных подходов к этой проблематике.
Самый слабый элемент сегодняшней культурологии — базовое представление о собственном предмете. В культурологии отсутствует логически связанная, внутренне непротиворечивая система основополагающих понятий: «информация», «человек», «культура». Последнее понятие очерчено особенно расплывчато — и в теории, и на практике. Вплоть до того, что большинством политиков, журналистов, коммерсантов и даже учёных не осознаётся, что широко у нас распространённое словосочетание «наука и культура» (также как и «литература и искусство») — плод системно-логического невежества. Это грубое нарушение коренных системно-логических родо-видовых связей. И неверно думать, что якобы дело не в названиях. Путаница в словах есть отражение путаницы в понятиях. Следовательно, и в мышлении. А отсюда — прямая дорога к искажению коренных основ права.
Анализ всех распространённых ныне концепций культуры приводит к следующему частному выводу. Каждая из них отображает некоторые локальные стороны и свойства Культуры, но ни одна из них не даёт завершённого чёткого представления о Культуре как о реальной системе. Известны отдельные попытки эклектичного смешения двух или трёх известных концепций (например, в книге А.И. Арнольдова «Человек и мир культуры». — М., 1992). Однако, прицепив к хоботу хвост, адекватного представления о слоне не получишь. (Помните: «Слепцы, числом их было пять, /В Бомбей явились изучать /Индийского слона...).
В целях решения поставленной задачи — используя описанный ранее (см. СПП, стр.18 – 41) аппарат системоанализа — проведём системный анализ Общества. Его результат представлен на рис.1.
Главная цель Культуры — формирование духовного мира человека, его мировоззрения и мироощущения (первое — логическая, второе — эмоциональная картина мира). Но Культура выполняет важнейшие функции и по отношению к Обществу в целом: она обеспечивает его теоретическими, техническими, технологическими, правовыми, социально-политическими и прочими знаниями, необходимыми для всех видов человеческой деятельности в определённый исторический период. Именно культура готовит для любой общественной системы кадры специалистов, без которых эта система не может существовать. При этом между функциями Культуры нет жёсткого разграничения: формирование человека и обеспечение Общества в целом неразрывно связаны.
Не может быть какого-либо конкретного Общества — любой формации, любого уровня или этапа развития, — которое не имело бы названных системообразующих подсистем. Именно эти подсистемы на каждом историческом этапе обеспечивают существование данного конкретного Общества как единой целостной системы.
Культура — реальная система. Это не просто «часть общества», не «качество общества», не «срез общества». Это одна из системообразующих подсистем Общества, обладающая своими структурными, пространственными, временными и функциональными характеристиками. Как реальная система Культура включает собственные подсистемы: производство духовных ценностей; их хранение; распределение, потребление (освоение) духовных ценностей. Первая подсистема обеспечивает духовное освоение действительности в четырёх аспектах: повседневного практического опыта, концептуально-теоретического освоения, художественно-эстетического освоения, нравственного освоения действительности. В функции второй подсистемы входит накопление, сохранение созданных духовных ценностей и реализация преемственности в Культуре. Она опирается на живую память людей и на различные внебиологические хранилища (музеи, архивы, библиотеки и т. п.). Третья и четвёртая подсистемы Культуры реализует её основную функцию — формирование людей и удовлетворение их духовных потребностей.
В современной культурологии отсутствует чёткое представление о понятии «духовная ценность». Наша задача — ликвидировать этот пробел. Пусть перед нами две картины. На обеих — Даная (скажем, в версии Рембрандта). Информационно эти картины идентичны. Вещественно — практически тоже (сегодня эта проблема вполне разрешима). Однако первая картина имеет вполне определённую, ограниченную цену — стоимость работы опытного копииста. А вторая — практически бесценна. Ибо это подлинный Рембрандт (на сегодня, к тому же, быть может, и невосстановимый — как известно, этот подлинник Рембрандта был серьёзно повреждён).
На основании изложенного сформулируем формальное определение
Духовная ценность — результат творчества, поднимающий человечество или лич- ность на новый уровень понимания мироустройства или эмоционального восприятия себя и окружения.
Творчеством признаётся процесс, в результате которого из известных реалий создаётся нечто объективно новое, либо обнаруживаются ранее не известные реалии.
Вот теперь мы располагаем всеми необходимыми понятиями, чтобы сформировать корректным образом системную дефиницию понятия «Культура».
Культура — это исторически изменяющаяся системообразующая функциональная подсистема Общества, формирующая человека как социально активную и законопослушную личность и удовлетворяющая его духовные потребности — путём производства, хранения, распределения и потребления духовных ценностей.
На первом Международном Форуме информатизации в ноябре 1992 г. была принята КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНОГО МИРОВОГО ИНФОРМАЦИОННО - СОТОВОГО СООБЩЕСТВА ( Информационной цивилизации). Этот международный документ отмечает, что мир вступил в период глобальных перемен, отмеченных исключительно противоречивыми тенденциями. С одной стороны, расширяется сотрудничество государств, ослабляется противостояние блоков, национальные границы стираются под воздействием современных коммуникаций; с другой — всё чаще и безобразнее прорезаются националистические тенденции, амбициозные притязания на особый «национальный суверенитет».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9