Для более наглядного представления результаты представлены на диаграмме. (рисунок 2.2)
Рис. 2.2. Результаты распределения ответов респондентов по методике выявления акцентуации личности
Таким образом, мы видим, что среди заключенных преобладает гипертимная акцентуация характера, а самую малочисленную группу представляет дистимическая и циклотимная. Можно предположить, что подавляющему большинству современных заключенных не свойственно сочувствие и сопереживание, а на первом месте для них действие.
В исследуемой группе заключенных с хорошей адаптацией более 40%, что обусловлено проводимой с ними коррекционной работой.
Заключенные с хорошей адаптацией обладают высокими показателями таких качеств как «адаптация», «приятие других», «интернальность», «самовосприятие», «эмоциональная комфортность», «стремление к доминированию». Возможности социальной адаптации данной категории заключенных обусловлены такими чертами как: аккуратность, бережливость, чистоплотность, вежливость, контакты и доверие. У данной группы заключенных выделены неустойчивые, эмоционально-лабильные, циклоидные и истероидные психопатические черты акцентуация характера.
Заключенные с плохой адаптаций составляют около 60% испытуемых. Данная категория характеризуется такими показателями как неприятие других, отсутствие интернальности, низкая самооценка, эмоциональный дискомфорт. Низкие возможности социальной адаптации данной категории испытуемых обусловлены преимущественным развитием таких черт характера как неаккуратность, расточительность, неряшливость, грубость, замкнутость и недоверчивость. К данной группе заключенных относятся осужденные с психическими девиациями эпилептоидного, шизоидного, гипертимного и паранойяльного круга.
Таким образом, на основании полученных данных был сделан вывод о том, что степень социальной адаптации лиц, отбывающих наказание в СИЗО определяется выраженными у них акцентуированными чертами характера.
2.2 Технологии повышения уровня социальной адаптированности лиц, отбывающих наказание в СИЗО г. Шадринск методами социальной работы
Освобождению осужденных от отбывания наказания предшествуют подготовительные мероприятия, которые начинаются задолго до освобождения. Осужденные провели определенное, иногда достаточно длительное время, в условиях изоляции от общества, вдали от семьи, от бывшего места работы, от привычной для них обстановки. Прервались их многие социальные связи. Поэтому подготовка к освобождению должна способствовать их социальной адаптации после прибытия к месту жительства. В широком смысле подготовка к освобождению длится в течение всего времени отбывания наказания. Осужденный получает новую специальность, осваивает трудовые навыки, повышает общеобразовательный уровень - все это облегчит получение им работы после освобождения, даст возможность лучше организовать свой быт. Свидания, посылки, передачи, телефонные переговоры с родными и близкими позволяют сохранить связи с семьей, препятствуют распаду семей.
Важным показателем характеристики осужденных является род занятий. Анализируя род занятий осужденных к моменту ареста, видно, 35,1% нигде не работали и не учились. Этот последний показатель особенно настораживает, тем более что он постоянно растет. За истекшие 25 лет доля, не имевших к моменту ареста определенных занятий, осужденных выросла более чем в 3 раза. [63,105]
Служба занятости Курганской области в 2008 году проводила опрос освобождающихся из мест лишения свободы на предмет профессиональной подготовки и образования. В ходе исследования было выяснено, что неполное среднее образование имеют 25% опрошенных, среднее общее -35% и начальное профессиональное - 40% опрошенных. Никто из опрошенных не имел высшее образование. Преимущественное большинство имеют специальность - 80%, а остальные 20% ее не имеют.[63,107]
Эти данные говорят о том, что в исправительных учреждениях необходимо уделять особое внимание общеобразовательной и профессиональной подготовке. Общеобразовательные программы направлены на решение задач адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессии, а профессиональные программы - на подготовку специалистов соответствующей квалификации. Высокий образовательный уровень является сдерживающим фактором, препятствующим совершение преступление.
Согласно ст. 112 УИК в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования.
За время пребывания в местах лишения свободы большая часть осужденных утрачивают профессиональные навыки из-за отсутствия работы в ИУ. У многих осужденных эти навыки просто отсутствуют, а другая часть получают или имеют профессиональную подготовку по профессиям, которые не пользуются спросом на рынке труда. Поэтому важное значение в процессе подготовки к освобождению имеет профессиональное образование и профессиональная подготовка [переподготовка, повышение квалификации). Отсутствие трудовой специальности у освобожденного нередко приводит к совершению рецидива. Многие заключенные понимают насколько это важно и просят бизнесменов помочь им в приобретении профессии, которая бы пользовалась спросом на рынке труда, например, программиста, что требует оборудование компьютерного класса. У государства нет на это денег и естественно, что в этом могут помочь только предприниматели. Теоретически в колониях можно получить очень даже не плохие специальности: автослесарь, сапожник, парикмахер. Такие специалисты пусть и не будут купаться в золоте, но без куска хлеба не останутся.
В соответствии со ст. 108 УИК в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование (подготовка) осужденных, не имеющих профессии (специальности), по которой они смогут работать в ИУ и после освобождения из него. Речь идет о том, чтобы, во-первых, дать осужденному специальность, по которой ему может быть предоставлена работа в ИУ, поскольку от труда осужденных во многом зависит его юридический статус, вплоть до возможности представления к условно-досрочному освобождению. Однако очень часто исправительные учреждения в основном готовят по профессиям для своего внутреннего производства, не ориентируясь на внешний рынок труда. Поэтому с целью решения данной проблемы, Уголовно-исполнительный кодекс предусмотрел второй момент, а именно, обеспечение осужденного специальностью, которая бы пользовалась спросом на рынке труда после освобождения с тем, чтобы отсутствие такой специальности не стало фактором, толкающим осужденного к совершению новых преступлений.[63,100]
Профессиональную подготовку осужденные могут получить в профессионально-технических училищах (и их филиалах) и непосредственно на производстве исправительных учреждений. [63,345] К сожалению, в 1992 году во многих учреждениях ГУИН были закрыты школы и ПТУ, многие предприятия перестали работать, что естественно отразилось на возможностях получения профессии. Сейчас ПТУ и производства опять пытаются восстановить, но на это потребуется определенное время. [28,8]
В Курганской области при учреждениях исполнения наказаний работают 11 профессиональных училищ и 3 отделения при Управлении начального профессионального образования. Динамика контингента обучающихся увеличивается, в связи с растущей потребностью осужденных в получении начального профессионального образования, (прил.1) В 2000 году Совместным приказом Министерства образования РФ и Главного управления профессионального образования и науки администрации Курганской области от 29.08.2000 г. было открыто профессиональное училище №14. Данное профессиональное учреждение было открыто в г. Златоусте при исправительном учреждении ЯВ - 48/25. Кроме того, в учреждениях начального профессионального образования: ПЛ (профессиональный лицей) №13, ПЛ №30, ПУ (профессиональное училище) №31 были открыты 3 отделения по подготовке специалистов из числа осужденных в УИН г.г. Магнитогорска, Кыштыма, Бакала (постановление Губернатора №620 от 31.12.1998 г. «Увеличение числа обучающихся в ПУ УИС на 600 чел.»).[59] Подготовка специалистов в профессиональных училищах при УИН ведется для отраслей экономики: машиностроения, строительства, легкой промышленности. Профилирующие профессии, по которым осуществляется подготовка в ПУ: сварщик, станочник (металлообработка), токарь-универсал, слесарь - ремонтник, слесарь механосборочных работ, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, мастер столярного и мебельного производства, оператор швейного оборудования.
В странах Западной Европы и в Америке заключенным, также как и в России, предоставляется возможность освоить профессию по месту отбывания наказания. Так, в США в некоторых тюрьмах заключенные могут обучаться по программе колледжа, могут получить высшее. образование с помощью мобильных систем и современных информационных технологий. В Германии и Англии заключенные получают возможность приобрести навыки работы на персональном компьютере, навыки программирования, они овладевают иностранным языком и основами какой-либо профессии. [6,21]
В Финляндии главным принципом организации обучения является то, что тюрьмы не имеют своих собственных учебных заведений и учителей, а обучение организуется в сотрудничестве с внешними учебными учреждениями. Осужденный желающий учиться и получить профессию обращается за помощью к инспектору по образованию, который есть в каждой тюрьме. Инспектор, выслушав пожелание заключенного, решает, в какое учебное заведение лучше обратиться, чтобы организовать сам процесс обучения: если позволяет режим тюрьмы, осужденные могут обучаться за пределами мест заключения; если же заключенный изолирован в закрытой тюрьме, инспектор договаривается с учебным заведением об организации обучения в специально оборудованных учебных классах в самой тюрьме.
Таким образом, полученное в тюрьме образование в полной мере соответствует образованию, полученному в рамках общей системы образования в стране. Учащийся, успешно сдавший экзамен, всегда получает письменное удостоверение обычного учебного заведения и то, что образование получено в тюрьме, нигде не указывается. Почти половина профессионального обучения финансируется общими органами образования и муниципалитетами, а остальная часть - тюремными властями. [3,34]
В пенитенциарных учреждениях Англии, как и в других странах, обеспечивается выполнение образовательной программы, включающей профессиональное обучение. Заключенные имеют возможность поступать в колледжи дальнейшего образования, где можно пройти курс профессионального обучения; сдать экзамены за курс средней школы, дающие право поступать в высшие учебные заведения Великобритании, получить навыки общения и самостоятельной жизни. Сотрудники отдела образования составляют план работы с каждым осужденным. Преподаватели модифицируют некоторые разделы курса, приближая их усвоение к индивидуальным запросам заключенных, их возможностям и опыту их прежней работы. По окончании курсов профессионального обучения заключенные получают сертификаты по данной специальности. 78 тюремных учреждений предоставляют заключенным возможность получать высшее образование в Открытом университете. Заключенные имеют также право получить вечернее и заочное образование. [37,137]
В данном вопросе наша страна не является исключением. Вот уже более 6-ти лет ГУИН проходит эксперимент: более 500 заключенных заочно обучаются в высших учебных заведениях. Лидер по числу узников-студентов Северо-Западный политехнический институт в Санкт-Петербурге. В 1999 году ГУИН заключил соглашение с Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики (МЭСИ] о развитии проекта «Дистанционное образование в пенитенциарной системе России». В 6 субъектах Российской Федерации появились студенты - заочники МЭСИ за колючей проволокой. В прошлом году осужденные обучались так называемым кейс - методом, т.е. они получали дипломат с учебниками и занимались, когда хотели. В настоящее время ГУИН направил заявку в ЮНЕСКО на получение гранта для создания компьютерной сети. Это позволило бы обучать заключенных на расстоянии в режиме реального времени [28,8]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15