Социальная работа с лицами, отбывающими наказание

В процессе подготовки осужденного к освобождению не маловажна роль социального работника. К сожалению, в ИУ нашей страны пока нет такой ставки работника. В программу подготовки должна входить работа с родственниками осужденных (помощь в поиске родственников и налаживании утерянных связей; беседы, направленные на улучшение отношения к осужденному (если необходимо); помощь в организации свиданий) и освобождающимися (юридическая консультация по правам и обязанностям; помощь с трудоустройством и жильем; связь с социальным работником по месту дальнейшего проживания осужденного; контроль за соблюдением прав осужденного; предупреждение родственников об освобождении осужденного).

При освобождении заключенному выдаются принадлежащие ему вещи и ценности, средства, хранящиеся на его лицевом счете, личные документы. Они обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства, деньгами или продуктами питания, в случае необходимости обеспечиваются одеждой. Из специального фонда им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере минимального месячного заработка.

Большинство освобождающихся не обеспечиваются проездными документами к месту жительства, поэтому освобожденные очень часто совершают новые преступления, поскольку они не имеют средств на покупку билета. Ситуация особенно тяжела если место жительства освобожденного в другом регионе страны. По мнению Бабушкина А.В., должно быть предусмотрено, что освобожденные следуют бесплатно к избранному ими месту жительства, никакие билеты им не приобретаются, а потом за счет федерального бюджета производятся взаиморасчеты с железной дорогой.[2] Дробинин А. предлагает этапировать освобождающихся обратно за несколько дней до окончания срока отбытия наказания и освобождать по месту осуждения. При этом необходимо использовать транспорт, который привозит вновь осужденных в ИУ.[14,17]

Немало фактов невыплаты денег, заработанных во время отбывания наказания, или выплаты производятся поэтапно: при освобождении, затем по почте. В результате погашение долга продолжается годами, деньги обесцениваются (о таких фактах говорится в докладах по Липецкой, Нижегородской, Брянской и других областях).

Поэтому социальный работник должен проследить, чтобы администрация исправительного учреждения выполнила все свои обязательства перед освобождаемым.

Из мест лишения свободы каждый год в России освобождается примерно 220 - 240 тысяч человек.[66,8] Поэтому очень важно, если каждый из них будет готов к жизни на свободе. Поскольку без нее многим тяжело привыкнуть к такому активному ритму жизни и найти свое место, свою работу, найти жилье, сохранить и создать семью. Это основные составляющие успешной социальной адаптации.

Реадаптация освобожденных из мест заключения - процесс многогранный. Он охватывает комплекс вопросов (трудовое и бытовое устройство, установление здоровых семейных отношений, восстановление коммуникативных общественных связей), которые требуют своего обязательного решения. Профессиональная реадаптация - одна из главных проблем, решение которой существенно облегчит процесс социальной адаптации бывшего заключенного.

Ежегодно из мест заключения на свободу выходят около 200 тысяч человек. В связи с трудностями в трудоустройстве каждый четвертый вновь совершает в течение трех лет преступление и возвращается обратно. Невозможность найти работу толкает их на дальнейшее сползание по социальной лестнице в категорию бомжей, из которых претендуют на рабочие места лишь 6%.[58,159] В условиях сложившейся экономической ситуации данной категории трудовых ресурсов очень трудно реализовать свое право на труд, поскольку большинство из них неконкурентоспособны на современном рынке труда.

Среди основных факторов пониженной конкурентоспособности данной категории граждан можно выделить следующие:

1. психологические отклонения в поведении

• психологическая деградация личности

• наличие комплекса неполноценности, неуверенность в себе

• неумение общаться

• моральные проблемы («я не буду работать дворником - как на это посмотрят знакомые»)

• апатия, инертность (есть люди, которые с 15-ой или 25-ой попытки - находят работу и жилье, а некоторые не находят ничего, поскольку не могут проявить достаточную гибкость, находчивость и настойчивость)

• психическая нестабильность и т.д.;

2. пониженный уровень здоровья;

3. разрыв трудовых связей с каким-либо трудовым коллективом;

4. низкая социально-бытовая обустроенность

• отсутствие жилья

• разрыв семейных отношений;

5. невысокий профессиональный и интеллектуальный уровень (каждый третий нуждается в переподготовке).

Трудности в трудоустройстве возникают вследствие отсутствия психологической готовности к жизни на свободе. Осужденные во многих случаях не принимают решений; весь порядок жизни определяет администрация учреждения: они не планируют свой бюджет, у них нет наличных денег, они не пользуются городским транспортом, не обеспечивают себя жильем, одеждой, продуктами питания. Они становятся пассивными, отучаются принимать самостоятельные решения. Особенно эти последствия разрушительны для тех, кто попадает в ИУ в раннем возрасте — в 14, 15, 16 лет. Такой молодой человек выходит на волю социальным Маугли. Ведь это возраст, когда человек должен усваивать социальный язык, то есть он должен впитывать в себя правильные образцы поведения женщины, дедушки, бабушки, отца, матери; соседа, друга, сотрудника предприятия и т.д. Если этот период пропущен, то молодой человек с уже трудом усваивает различные социальные роли, в том числе роль законопослушного члена трудового коллектива.

У многих бывших осужденных отсутствует мотивация к труду, а именно отсутствие желания работать, поскольку многие просто отвыкли от неё. Это обусловлено отсутствием работы в ИУ. По данным Министерства юстиции РФ около 140 тыс. трудоспособных осужденных не обеспечены работой.[8,73] С целью преодоления этой проблемы целесообразно усиление работы по оказанию психологической помощи освобожденным из мест лишения свободы.

Примерно 15% освобожденных с четкой установкой на места лишения свободы. Их можно понять, поскольку их социальный статус на свободе необычайно низок. Человеку нужно признание и уважение. За несколько судимостей осужденного в тюрьме уже уважают, а на свободе его за это презирают. Поэтому здесь необходимы специальные тренинговые программы психокоррекции. Примером может быть метод Рона Хаббарда. В ходе беседы в начале освобожденного убеждают, что ему во что бы то ни стало необходимо вернуться в места лишения свободы. Придумываются аргументы для совершения новых преступлений. Потом все меняются местами и освобожденный уже должен психолога убедить, почему им ни в коем случае нельзя это делать. Психолог спорит с освобожденным, говоря об обратном. В такого рода игровой форме у бывшего заключенного удается преломить установку. Поскольку они, таким образом, открывают для себя много новых причин, почему им ни в коем случае нельзя вернуться в тюрьму.[2]

Осложняет решение проблемы трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы, отношение администрации предприятий, учреждений, организаций и других субъектов хозяйственной деятельности, приватизированных предприятий, находящихся в собственности коллективов, акционеров, отдельных лиц, которые негативно настроены на прием на работу бывших осужденных. Моральный облик этой категории лиц нередко мало привлекателен, поэтому коллектив предприятия настороженно относится к лицам, раннее судимым, и большей частью отвергает их. Объективно любой коллектив стремится к самосохранению и обеспечению жизнедеятельности путем отлаженного взаимодействия между его членами. Насильственное же внедрение чуждых ей по духу элементов немедленно приводит к существенным нарушениям в ее функционировании. При определенном же насыщении этой среды чуждыми элементами наступает дезорганизация, и даже распад среды. Поэтому для обеспечения саморазвития сама среда устраняет элементы, вносящие дезорганизацию. И следует согласиться с тем, что не из чистого произвола отвергают часто лиц, раннее судимых, даже на прежнем месте работы. [34,5 9]

ТК РФ запрещает необоснованный отказ в приеме на работу, т.е. отказ, не связанный с деловыми качествами работника. Деловые качества человека в полной мере часто могут быть выявлены только в процессе самой работы, для чего закон допускает, например, установление испытательного срока. К сожалению очень часто освобожденным из мест лишения свободы не дают возможности проявить себя и сразу отказывают в приеме на работу. Законодательство устанавливает освобожденным гарантии, которые включают: запрещение отказывать в приеме на работу по мотивам судимости (за исключением определенных случаев предусмотренных законом); обязательное трудоустройство на квотируемые рабочие места; установление обязанности работодателей возобновить трудовые отношения с лицами реабилитированными, ранее работавшими в данной организации. Если же бывшему заключенному все таки отказывают в приеме на работу, то он имеет право отказ в приеме на работу обжаловать в суд. [10,17] Отсутствие в действующем законодательстве единой формы отказа в приеме на работу для всех категорий работников, а также неопределенность правовых последствий несоблюдения этой формы создает благоприятные условия для правонарушений со стороны работодателя и существенно осложняет оспаривание отказов в приеме на работу. Поэтому представляется целесообразным обязать работодателя письменно оформлять любой отказ в приеме на работу, с обязательным указанием причин отказа. Неисполнение этой обязанности должно влечь за собой признание отказа неправомерным. Данные положения естественно требуют нормативного закрепления. [29,47]

Трудоустройство, освобожденных из мест лишения свободы, во многих случаях возможно только за счет предоставления значительных льгот работодателям. Решение этой задачи должно финансироваться государством. Например, в Пензенской области предприятиям, создающим рабочие места, за свой счет, рекомендовано предоставлять льготы путем снижения до 20% сумм платежей, зачисленных в соответствующий бюджет. В Сахалинской области устанавливают льготные ставки налога на прибыль, льготный размер местных налогов, сборов и пошлин, а также льготные тарифы на оплату коммунальных, транспортных и иных услуг.[57,19]

В Курганской области также как и в других областях, постановлением Губернатора Курганской области предусмотрены меры экономического стимулирования работодателей принимающих на работу граждан, освобожденных из мест лишения свободы, выделяющим или создающим рабочие места в рамках установленной квоты или сверх квоты за счет собственных средств. Меры экономического стимулирования включают:

1. льготное налогообложение (льготные ставки налога на прибыль в части зачисляемой в местный бюджет, местных налогов, сборов и пошлин и другие);

2. выделение социального заказа;

3. выделение нежилых помещений и т.д.

Проблема трудоустройства освобожденных обострилась в связи с тем, что труд перестал быть конституционно закрепленной обязанностью каждого трудоспособного гражданина страны. Поэтому более заманчивым для них, в силу глубокой нравственно-правовой деформации, является поиск легких заработков, нередко лежащих за пределами общественного производства. Честная трудовая деятельность осуждается неформальными законами преступного мира[26,304]

Бывшие осужденные не всегда обращаются в службу занятости, предпочитая либо вообще не заниматься общественно-полезным трудом, либо решать проблему трудоустройства с помощью родственников и друзей.

Между тем, в службе занятости Курганской области за последние годы сложился определенный опыт работы по содействию трудоустройству этой категории населения.

Вступление в действие Закона об амнистии не вызвало прилива активности бывших заключенных обращения в службу занятости, что связано не только со спецификой данной категории граждан и объективными причинами, препятствующими их появлению на рынке труда, но и отчасти с усилением подготовительной работы накануне освобождения, в результате которой, освобождающиеся граждане приобретают навыки самостоятельного поиска работы. Практически каждый из них получил профориентационные услуги. В органы службы занятости в течение 2008 года за содействием в трудоустройстве обратилось примерно 1,26 тысячи граждан (2006 - 1,46;2007 - 1,27], освобожденных из мест лишения свободы (прил.2). Как показывает практика, в службу занятости обращаются не более 15% из числа освободившихся граждан, в том числе 1% женщин. Территориями Курганской области наиболее высокой активности обращений данной категории граждан являются Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Еманжелинск, Копейск, Коркино и другие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты