За счет средств местного бюджета муниципального образования финансируются расходы на содержание сети дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, муниципальное учреждение централизованной бухгалтерии, аппарат управления.
На условиях софинансирования (субсидии) финансируются питание дошкольников и учащихся согласно утвержденным нормативам, капитальный ремонт зданий и сооружений.
Нормативная потребность муниципальных образований в объектах образования определяется с учетом всех форм собственности.
1. Нормативы потребности в дошкольных образовательных учреждениях должны включать:
1.1. Норматив числа мест в дошкольных учреждениях для здоровых детей с числом групп от 1 до 10 и количеством мест от 10 до 200. Норматив определяется на основе величины и числа жилых поселений и жилых комплексов (60 мест на 100 детей в городе и 40 мест на 100 детей в сельской местности); нормируемого радиуса обслуживания (300 м - для городской и 500 м - для сельской застройки); плотности заселения поселений и жилых комплексов (человек/гектар); коэффициента рождаемости и фактического процента охвата дошкольными образовательными учреждениями; гигиенических, педагогических и медицинских требований ограничения максимальной вместимости зданий.
1.2. Норматив числа мест в санаторных дошкольных образовательных учреждениях для детей с ранним проявлением и малыми затихающими формами туберкулеза; для часто и длительно болеющих детей дошкольного возраста.
1.3. Норматив числа мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями физического, психического и умственного развития на 4 и 8 групп. Норматив определяется исходя из максимального приближения к месту проживания больных детей и требований эффективной организации процессов медицинского и педагогического обслуживания детей, а также оснащения соответствующим оборудованием зданий.
1.4. Нормативы удельных показателей общей площади основных видов дошкольных образовательных учреждений для городского строительства:
на 4 группы (до 80 мест):
минимальный - 12,17 (19,68) кв. м;
на 6 групп (до 120 мест):
минимальный - 11,43 (17,09) кв. м;
на 8 групп (до 160 мест):
минимальный - 11,19 (15,62) кв. м;
на 10 групп (до 180 мест):
минимальный - 11,07 (15,0) кв. м;
на 12 групп (до 200 мест):
минимальный - 10,57 (14,02) кв. м;
в среднем по типам зданий:
минимальный - 11,28 (16,28) кв. м.
2. Нормативная потребность в общеобразовательных учреждениях определяется на основе:
2.1. норматива числа мест в общеобразовательных учреждениях, рассчитываемого исходя из численности жителей поселений и жилых комплексов (85 мест на 100 детей в городе и 40 мест на 100 детей в сельской местности, при условии, что вторая смена составляет 10%);
2.2. нормативов удельных показателей общей площади общеобразовательных учреждений 1, 2 и 3 ступеней образования для городского строительства:
1 ступень
на 4 класса (180 учащихся):
минимальный - 27,48 (38,43) кв. м;
1 и 2 ступени
на 8 классов (400 учащихся):
минимальный - 17,53 кв. м;
3 ступень
на 11 классов (275 учащихся):
минимальный - 21,36 кв. м;
на 22 класса (550 учащихся):
минимальный - 18,58 кв. м;
на 33 класса (825 учащихся):
минимальный - 15,31 кв. м.
3. Нормативная потребность в учреждениях профессионального образования.
Потребность в новых образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования должна определяться в первую очередь исходя из потребности в профессиональных кадрах той или иной квалификации с учетом прогнозов рынка труда и действующих профессиональных образовательных учреждений.
3.1. Нормативная потребность в учреждениях начального профессионального образования.
Исходным показателем при расчете числа образовательных учреждений начального профессионального образования является норматив - 110 обучающихся на 10 тыс. жителей.
3.2. Нормативы определения потребности в учреждениях среднего профессионального образования.
Исходным показателем при расчете числа образовательных учреждений среднего профессионального образования (финансируемых за счет средств федерального бюджета) является норматив - 160 студентов на 10 тыс. жителей.
3.3. Нормативы потребности в учреждениях высшего профессионального образования.
Исходным показателем при расчете числа образовательных учреждений высшего профессионального образования (финансируемых за счет федерального бюджета) является норматив - 170 студентов на 10 тыс. жителей.
Существенной характеристикой развития сферы образования на муниципальном уровне является обеспеченность муниципального образования образовательными учреждениями.
Обеспеченность объектами дошкольного образования определяется по формуле:
Д = (ЧМ / КД) х 1000,
где Д – обеспеченность муниципального образования объектами дошкольного образования, число мест на 1 тыс. детей дошкольного возраста;
ЧМ – число мест в дошкольных учреждениях в муниципальном образовании;
КД – количество детей дошкольного возраста в муниципальном образовании, человек.
Обеспеченность муниципального образования общеобразовательными учреждениями определяется по формуле:
Ш = (ЧШ / КШ) х 1000,
где Ш – обеспеченность муниципального образования общеобразовательными учреждениями, число ученических мест на 1 тыс. детей школьного возраста;
ЧШ – число ученических мест в общеобразовательных учреждениях в муниципальном образовании;
КШ – количество детей школьного возраста в муниципальном образовании, человек.
Важную роль в повышении образовательного уровня населения играет взаимодействие муниципальной власти с учреждениями высшей школы и науки. Высшие учебные заведения в РФ могут быть государственными и негосударственными (частными). Муниципальных вузов практически нет.
Муниципальная власть заинтересована в развитии системы высшего образования на своей территории, поскольку это обеспечивает:
- подготовку местных квалифицированных кадров;
- проведение прикладных научных исследований по проблемам местной жизни и развития территории;
- повышение имиджа территории и формирование (расширение) ее культурного слоя.
Поддержка органами местного самоуправления учреждений высшего образования и науки может состоять в льготном налогообложении, предоставлении помещений в аренду, содействии в обеспечении жильем преподавательских и научных кадров. Органы местного самоуправления могут осуществлять муниципальный заказ вузам и научным учреждениям на проведение прикладных исследований.
Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, проводить исследования в области культуры. К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности (рис. 1.4.).
|
|
|
Рис. 1.4. Состав сферы культуры.
Федеральный закон 2003 г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений.
Органы местного самоуправления осуществляют строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий. В собственности муниципальных образований могут находиться имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы, иные объекты культуры (музеи, галереи, библиотеки).
Финансирование муниципальной сферы культуры осуществляется за счет бюджетных средств и оказания платных услуг. Общественные объединения, предприятия, организации и граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для финансирования культурной деятельности. В качестве соучредителей фондов могут выступать также и органы местного самоуправления.
Деятельность органов местного самоуправления в области культуры должна быть направлена на обеспечение общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей для населения. В пределах своей компетенции органам местного самоуправления следует создавать условии для развития сети специальных учреждений и организаций — школ искусств, студий, курсов, оказывать поддержку этим учреждениям, обеспечивать доступность и бесплатность для населения муниципальных библиотек, других учреждений культуры.
Обеспеченность муниципального образования объектами культуры характеризует степень развития данной отрасли. Определяется по формуле:
К = (КП / Н) х 10000,
где К – обеспеченность муниципального образования объектами культуры, количество посещений на 10 тыс. населения;
КП – количество посещений объектов культуры в муниципальном образовании, единиц;
Н – численность постоянного населения, человек.
Основными функциями муниципального органа управления культурой являются:
- координация культурно-просветительной работы организаций и учреждений;
- методическая и финансовая помощь учреждениям культуры;
- контроль за содержательной и финансово-хозяйственной деятельностью учреждений культуры;
- выдача лицензий на ведение коммерческой деятельности в сфере культуры;
- проведение общественных мероприятий;
- учет, охрана, содержание и реставрация памятников истории и культуры местного значения;
- контроль за использованием средств культурных фондов муниципальных предприятий и учреждений, принятие в необходимых случаях мер по их централизации и др[4].
Федеральный закон 2003г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта на соответствующих территориях. На муниципальном уровне регулирование вопросов развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее структурное подразделение администрации. Данное регулирование осуществляется по следующим направлениям:
- финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта;
-содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений, находящихся в собственности муниципального образования;
- создание условий для развития физической культуры и спорта;
- оказание адресной финансовой поддержки негосударственным физкультурно-спортивным организациям;
- поддержка физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций и сооружений и укрепление их материально-технической базы.
Большое значение для развития социальной сферы муниципального образования имеет соблюдение минимальных государственных социальных стандартов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8