Социально-трудовые права работников, связанные с семейными обязательствами
Дипломная работа
Социально-трудовые права работников, связанные с семейными обязательствами
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ
1.1 Семейная политика - составной элемент государственной социальной политики
1.2 Семья, члены семьи, лица с семейными обязанностями как правовые категории
ГЛАВА 2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ
2.1 Дифференциация правового регулирования труда лиц с семейными обязанностями как гарантия их равноправия
2.2 Право на труд лиц с семейными обязанностями
2.3 Право на отдых лиц с семейными обязанностями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что в период становления гражданского правового общества наряду с решением политических и экономических задач требуется кардинальное изменение положения человека в системе социальных и нравственных отношений. В первую очередь это касается семьи как естественной среды обитания человека. В России, по данным официальной статистики, 90% граждан проживают в составе семьи. В международно-правовых документах говорится, что семья является естественной и основной ячейкой общества, которой должна предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ней лежит ответственность о несамостоятельных детях и их воспитании.
Важно отметить, что переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на многие аспекты жизни семьи. Степень научной разработанности. Забота о семье, о гражданах, осуществляющих свои семейные обязанности, а также вопросы регулирования их труда всегда находились в поле зрения зарубежных и отечественных ученых в области науки трудового права и права социального обеспечения. Этой проблеме посвятили свои работы такие ученые, как А А, Абрамова, В.Л. Билынай, Е.В. Кравченко, Л.В. Отырба, М.А. Покровская, Э.А. Правдина, А.И. Ставцева, В.Н. Толкунова, Н.Н. Шептулина и другие. Действовавший ранее Кодекс законов о труде Российской Федерации, равно как и положения нового Трудового кодекса Российской Федерации, а также другие нормативно-правовые акты в этой сфере содержат достаточно широкую систему трудовых льгот для этой категории работников. Такой патерналистский подход государства характерен и для зарубежного законодательства начиная с 60-х годов.
Однако, поскольку все семейные заботы традиционно лежали на плечах женщин, большинство этих льгот было адресовано исключительно им. И несмотря на то что в нашей стране многое делалось для воплощения в жизнь этих норм, реальное положение женщин с учетом перемен, происходящих в обществе, все же неблагополучно.
Более того, многие нормы-льготы, дополнительные гарантии и компенсации привели к ущемлению свободы выбора женщин и лишению их конкурентоспособности на рынке труда, а большинство защитных мер приобрели в рыночных условиях фактически дискриминационный характер.
Поиску новых подходов в решении этой проблемы посвящена и Конвенция Международной организации труда № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями», принятая 23 июня 1981 г. и вступившая в силу 11 августа 1983 г. (ратифицирована Российской Федерацией 30 октября 1997 г.). Философия этой Конвенции состоит в стремлении освободить женщин от двойной роли - семейной и производственной работы не путем трудовых льгот, а разделением семейных обязанностей с мужчинами и обществом в целом.
Конвенция вводит новое понятие «лица с семейными обязанностями». Основные положения данной Конвенции необходимо учитывать при проведении семейной политики в государстве.
Целями дипломного исследования является изучение и анализ вопросов связанных с обеспечением трудовых прав лиц с семейными обязанностями.
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
Рассмотрение семейной политики - составной элемент государственной социальной политики;
Рассмотрения понятия, лица с семейными обязанностями как правовые категории;
Дифференциация правового регулирования труда лиц с семейными обязанностями как гарантия их равноправия;
Особенности труда лиц с семейными обязанностями;
Особенности отдыха лиц с семейными обязанностями.
Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения возникающие в области обеспечения функционирования обществ с ограниченной ответственностью.
В зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:
· нормы Трудового кодекса РФ и федеральных законов,
· международные нормативно-правовые акты
· материалы судебной практики применительно к проблеме исследования.
Методология и методика исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.
Нормативную базу работы составили: Конституция РФ, гражданское законодательство РФ, проанализированы материалы судебной практики.
Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных ученых в области трудового права, а также иные литературные источники и материалы периодической печати, относящиеся к проблемам дипломной работы, в той мере, в какой они были необходимы для возможно более полного освещения вопросов избранной темы.
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ
1.1 Семейная политика - составной элемент государственной социальной политики
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством понимается государство, в котором государственная власть ограничена необходимостью подчинения правам человека и гражданина и установленный государственно-правовой порядок обеспечивает всеобщую свободу, формальное равенство и господство права. Политика социального государства в первую очередь направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Свободное развитие человеческой личности достижимо, если права, закрепленные в Конституции и в законах, базируются на признании достоинства человека и если в государстве созданы условия для пользования каждым гражданскими и политическими свободами, равно как и экономическими, социальными и культурными правами[1].
Важнейшим условием для реализации этих прав и свобод человека и гражданина является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости.
Социальная политика-это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения[2].
«Социальная политика - это своего рода философия, идеология, программа воздействия на демографическую ситуацию, занятость населения, уровень, образ и качество жизни населения, его доходы, уровень и структуру потребления материальных и культурных благ, пенсионное и другие формы социального обеспечения, социальное обслуживание населения, на деятельность отраслей социальной сферы, а также обеспечение целевой государственной и благотворительной помощи наиболее незащищенным, социально уязвимым и малоимущим слоям населения. В эту систему входят и меры, направленные на создание условий для самозащиты граждан с целью поддержания и повышения уровня благосостояния их семей»[3].
Социальная политика должна быть направлена на то, чтобы трудоспособные граждане собственными усилиями достигали нормального материального достатка для себя и своей семьи, а социальную защиту от государства, общества получали лишь те категории граждан, которые обычно в любом обществе признаются социально уязвимыми (инвалиды, старики, дети и т. д.).
Главная задача этой политики состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер по их регулированию. Последовательное проведение социальной политики в жизнь способствует упрочению политической устойчивости общества[4].
Содержание этой политики всегда находится в диалектической взаимосвязи с конкретным этапом исторического и национального развития общества и во многом обусловлено его политическим, экономическим и духовно-культурным состоянием.
В условиях переориентации экономики с плановых начал на рыночные механизмы саморегуляции одним из важнейших направлений социальной политики государства является создание социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, т е социальная зашита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике.
Таким образом, сущность социальной политики выражается в ее стратегии и тактике деятельности государства, направленной на удовлетворение материальных и культурных потребностей членов общества, на оказание необходимой помощи прежде всего тем, кто особо нуждается в ней, осуществляемых на основе принципов справедливости и адресности.
В социальной политике государства исключительно большое место занимает забота об укреплении семьи. И это не случайно. Семья производит главное богатство общества - человека. Здоровый морально-психологический климат, общая и психолого-педагогическая культура семьи делают ее незаменимой социально-психологической, коммуникативной ячейкой формирования личности, укрепления здоровья человека Актуальность проблем семьи привела к выделению новой отрасли научных знаний — фамилистики, изучающей закономерности функционирования и развития семьи, ее взаимодействие с другими социальными институтами и сферами общества на основе междисциплинарного подхода[5].
Как отмечает Е. Н. Королева, «жизнедеятельность российской семьи сегодня пронизана комплексом серьезных проблем, которые условно могут быть представлены двумя группами первая - фоновые, или внешние проблемы, возникающие при взаимодействии семьи с внешним миром и связанные с особенностями социально-экономической ситуации (резкое падение уровня жизни, неуверенность в завтрашнем дне, социальная незащищенность и т. д.), вторая - внутренние проблемы, связанные с внутренними переменами, переживаемые семьей в связи с изменением ее исторического типа, с новыми тенденциями в ее развитии в качестве социального института и взаимоотношения с обществом (молодость, недостаточное качество социализации детей, нестабильность браков и т. д.)»[6].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16