Состав антимонопольного законодательства и его значение

Закон о конкуренции установил специальные антимонопольные требования к проведению таких конкурсов. При их проведении не допускается:

- создание преимущественных условий участия в конкурсе, в том числе доступа к конфиденциальной информации, уменьшение платы за участие в конкурсе для отдельных участников;

- участие в конкурсе организаторов конкурса, их сотрудников и аффилированных лиц;

- осуществление организатором конкурса координации деятельности его участников, в результате которой имеется либо может иметь место ограничение конкуренции между участниками конкурса или ущемление интересов его участников;

- необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе.

Нарушение установленных правил является основанием для признания конкурса недействительным в судебном порядке.

Целям защиты конкуренции на рынке служат установленные Законом о конкуренции правила о запрете наделения полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, наделенных функциями и правами указанных органов власти. Кроме того, запрещается совмещение функций данных органов и организаций с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов (за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации).

Закон о финансовом рынке запрещает противоправную деятельность органов исполнительной власти, Центрального банка РФ, органов местного самоуправления, которая выражается в издании нормативных правовых актов  и совершении действий (в том числе согласованных), ограничивающих конкуренцию, направленных на создание необоснованно благоприятных условий для отдельных финансовых организаций и (или) ущемляющих интересы других финансовых организаций.

В целях обеспечения конкуренции на рынке финансовых услуг, финансовые организации, привлекаемые для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, выбираются путем проведения открытого конкурса. Условия конкурса определяются соответствующими органами государственной власти или местного самоуправления с учетом требований, установленных ст. 14 Закона о финансовом рынке.


Правовые средства антимонопольного регулирования


Действующее антимонопольное законодательство предусматривает достаточно широкий спектр правовых средств антимонопольного регулирования. Отличительная особенность этих средств заключается в том, что основной целью их закрепления в законодательстве является обеспечение здоровой конкурентной среды на товарном рынке, а также то, что они применяются компетентным государственным органом в строго определенных случаях и в установленном порядке. Этот порядок предусматривает, в частности, формы антимонопольного реагирования (чаще всего в виде предписаний) и соблюдение регламентированного актами процесса рассмотрения дел и применения мер ответственности16.

В литературе правовые средства антимонопольного регулирования в зависимости от цели их применения предлагается классифицировать следующим образом:

- средства, используемые в целях отграничения сфер и объектов антимонопольного регулирования;

_ средства, применяемые для предупреждения противоправных антиконкурентных проявлений и контроля за экономической концентрацией;

- средства, применяемые с целью пресечения правонарушений в сфере конкуренции17.

Не претендуя на подробный анализ, рассмотрим некоторые средства антимонопольного воздействия и основные права антимонопольного органа, позволяющие ему осуществлять такое воздействие.

1. Законом о конкуренции (ст. 13 и 14) предусмотрено право доступа к информации, которое реализуется следующим образом:

1) сотрудники антимонопольного органа, надлежащим образом уполномоченные, в целях выполнения возложенных на них функций при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) антимонопольного органа о проведении проверки имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также в хозяйствующие субъекты для получения в установленном порядке документов и информации, необходимых антимонопольному органу для выполнения возложенных на него функций;

2) органы внутренних дел в пределах своих полномочий обязаны оказывать помощь сотрудникам антимонопольного органа при исполнении ими служебных обязанностей;

3) коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, органы исполнительной власти и местного самоуправления, иные органы или организации, наделенные функциями или правами указанных органов власти, должны предоставлять по требованию антимонопольного органа информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности;

4) сотрудники антимонопольного органа обязаны не разглашать сведения, составляющие коммерческую, служебную, охраняемую законом тайну, которые стали им известны при реализации права на доступ к информации.

2. Информация, полученная сотрудниками, антимонопольного органа, позволяет им реализовать полномочие по отграничению сфер и объектов антимонопольного воздействия. В частности, информация используется:

- для определения территориальных и товарных пределов рынка, проведения анализа состояния товарных рынков;

- для установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта;

- для формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.

3. Антимонопольный орган вправе проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями и правами указанных органов власти органов или организаций.

4. Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 17 Закона о конкуренции). Такой контроль, осуществляемый антимонопольными органами, может быть предварительным и последующим18.

Предварительный контроль предполагает направление в федеральный антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию субъектов. Такие ходатайства представляются при слиянии и присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. МРОТ.

Вместе с ходатайством в антимонопольный орган направляются документы, необходимые для государственной регистрации; сведения об основных видах деятельности и объемах производимой и реализуемой продукции (работ, услуг) на соответствующих товарных рынках.

Федеральному антимонопольному органу предоставляется право удовлетворить или отклонить ходатайство, руководствуясь при этом положениями п. 3 ст. 17 Закона о конкуренции. Так, антимонопольный орган отклоняет ходатайство, если удовлетворение ходатайства может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке.

Государственная регистрация коммерческих организаций, а также внесение записи об их исключении из Единого государственного реестра юридических лиц осуществляются только при наличии предварительного согласия федерального антимонопольного органа.

Последующий контроль предполагает уведомление учредителями (участниками) антимонопольного органа в 45-дневный срок с даты государственной регистрации. Последующий контроль осуществляется:

- при создании, слиянии, присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций;

- при изменении состава участников (членов) некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций;

- при создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей (участников) по последнему балансу превышает 200 тыс. МРОТ;

- при слиянии или присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. МРОТ.

Перечисленные требования распространяются и на некоммерческие организации, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников.

Если антимонопольный орган придет к выводу, что действия, о которых его уведомили, могут привести к ограничению конкуренции, он выдает учредителям (участникам) организации, лицам или органам, принявшим соответствующее решение, предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Законом о конкуренции предусмотрено, что нарушение установленного порядка осуществления государственного контроля за созданием, слиянием, присоединением организаций, невыполнение предписаний антимонопольного органа являются основанием для ликвидации организаций в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

5. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций. Такой контроль, как и в предыдущем случае, может быть предварительным (в форме направления в федеральный антимонопольный орган ходатайства о даче согласия) и последующим (в форме уведомления о совершении сделок). Основания и порядок осуществления контроля предусмотрены ст. 18 Закона о конкуренции.

Неисполнение решений и предписаний антимонопольного органа, вынесенных в соответствии с нормами данной статьи, является основанием для признания соответствующей сделки недействительной по иску антимонопольного органа.

6. Принудительное разделение (выделение) хозяйствующих субъектов. Антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или некоммерческой организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, если они занимают доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности (совершения в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов монополистической деятельности).

Решение может быть принято при совокупности следующих условий:

а) наличие предпосылок развития конкуренции;

б) возможность организационного и территориального обособления структурных подразделений организации;

в) отсутствие тесной технологической взаимосвязи между ее структурными подразделениями;

г) возможность для юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Решение о принудительном разделении (выделении) имеет форму предписаний, которые направляются хозяйствующему субъекту. В предписании указывается срок, в течение которого реорганизация должна быть осуществлена. Этот срок не может быть менее шести месяцев.

7. Государственный контроль за соглашениями или согласованными действиями, ограничивающими конкуренцию. Закон о конкуренции предусматривает право хозяйствующих субъектов, имеющих намерение заключить соглашение или осуществить согласованные действия, результатом которых может быть ограничение или устранение конкуренции, обратиться в антимонопольный орган с заявлением об их проверке на соответствие антимонопольному законодательству.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты