В случае принятия положительного решения антимонопольный орган вправе выдать участникам соглашений или согласованных действий предписание, направленное на обеспечение конкуренции. Решение антимонопольного органа о соответствии соглашений или согласованных действий законодательству прекращает свое действие, если такое соглашение не достигнуто или согласованные действия не осуществлены в течение двух лет со дня принятия решения. Кроме того, решение может быть отменено в случае, если:
- после его принятия было установлено, что при рассмотрении заявления сторонами была представлена недостоверная информация;
- участниками соглашений или согласованных действий не выполняется предписание антимонопольного органа, направленное на обеспечение конкуренции.
8. Государственный контроль за концентрацией капитала на финансовых рынках.
Закон о финансовом рынке устанавливает меры, направленные не только на пресечение нарушений антимонопольного законодательства, но и на недопущение монополизации финансовых рынков. Для этого осуществляется государственный контроль за концентрацией капитала.
Критериями для проведения контроля являются:
1) характер совершаемых сделок или действий. Статьей 16 Закона о финансовом рынке перечислены случаи, при которых осуществляется контроль:
- приобретение более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций;
- приобретение более 10 процентов балансовой стоимости активов финансовой организации19;
- приобретение прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее деятельности или осуществлять функции ее исполнительного органа;
- создание финансовой организации и изменение ее уставного капитала;
- слияние и присоединение финансовых организаций;
2) размер уставного капитала. В зависимости от размера уставного капитала организации, активы или акции (доли в уставном капитале) которой приобретаются, контроль может быть предварительным или последующим.
Предварительное согласие МАП РФ на совершение указанных сделок обязана получить организация, размер уставного капитала которой превышает20:
160 млн рублей – для кредитной организации;
10 млн рублей – для страховой организации;
5 млн рублей – для иных финансовых организаций.
Положение о порядке дачи согласия на совершение сделок, связанных с приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций, а также прав, позволяющих определять условия предпринимательской деятельности либо осуществлять функции исполнительного органа финансовой организации, утверждено приказом МАП РФ от 28 февраля 2001 г. № 21021.
В остальных случаях предусмотрен последующий контроль, заключающийся в уведомлении о совершении сделок.
9. Право антимонопольного органа давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, перечень которых определен в п. 1 ст. 12 Закона о конкуренции. В частности, это предписания об изменении условий и о расторжении или изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству; о недопущении действий, создающих угрозу нарушения антимонопольного законодательства; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства и о восстановлении положения, существовавшего до нарушения; о заключении договора с хозяйствующими субъектами. Предписание о заключении договора выдается с целью пресечь злоупотребление организацией доминирующим положением на рынке. При этом антимонопольный орган не вправе требовать включения в договор условий, не предусмотренных законодательством22.
10. Право антимонопольного органа давать органам исполнительной власти и местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям, а также их должностным лицам обязательные для исполнения предписания:
- об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих антимонопольному законодательству;
- о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;
- о расторжении или об изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству;
- о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
11. Право антимонопольного органа обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в частности:
- о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству;
- об обязательном заключении договора с хозяйствующим субъектом;
- о ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций;
- о признании недействительными полностью или частично актов, соглашений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями и правами указанных органов власти органов или организаций.
Антимонопольный орган вправе участвовать в рассмотрении судом (арбитражным судом) дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства.
Правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии
Добросовестная конкуренция – одно из основных условий существования товарного рынка. Однако в некоторых отраслях конкуренция невозможна и неэффективна. В этом случае говорят о естественной монополии.
Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
(Ст. 2 Федерального закона «О естественных монополиях»)
Специфика деятельности субъектов естественной монополии, связанная с отсутствием конкуренции в данной сфере, предопределяет повышенное внимание к ним государства.
Задачей государства является достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. Для решения поставленной задачи принято специальное законодательство о естественных монополиях и созданы органы по регулированию их деятельности.
Отношения, которые возникают на товарных рынках и в которых участвуют субъекты естественных монополий, регулируются Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Следует также учитывать, что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, предусмотренные Законом о конкуренции. Следовательно, при выявлении нарушений Закона о конкуренции, допущенных субъектом естественной монополии, к нему могут применяться методы воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством. Исключение составляет наложение штрафов за нарушения субъектами естественных монополий установленного порядка ценообразования.
Деятельность указанных субъектов регулируется и актами специального характера. К ним, в частности, относятся: Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. «О связи», Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в РФ», Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № «О газоснабжении в РФ» и др23.
Субъектами естественных монополий могут быть только хозяйствующие субъекты, которые являются юридическими лицами и заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Действие Федерального закона «О естественных монополиях» распространяется на определенные в ст. 4 сферы:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов;
- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
- услуги по передаче электрической энергии;
- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- услуги по передаче тепловой энергии.
В соответствии с реализуемой по решению Правительства РФ демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
При этом указывается, что не допускается сдерживание экономически оправданного перехода указанных сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка. Так, в настоящее время предусматривается крупномасштабная реформа в сфере электроэнергетики24.
Как уже указывалось, надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях возложен на Федеральную антимонопольную службу. Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи и др. Руководство Федеральной службой по тарифам осуществляет Правительство Российской Федерации.
Функции и полномочия органов регулирования естественных монополий определены статьями 10, 11 Закона о естественных монополиях, специальными Положениями25. В частности, органы регулирования естественных монополий принимают решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъекта. Субъекты, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, заносятся в соответствующий реестр. Приказом Федеральной службы по тарифам от 26 августа 2004 г. № 59 утверждено Временное Положение о Реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль26.
Законодательством предусмотрены два основных метода регулирования деятельности субъекта естественных монополий:
1) ценовой метод, при котором регулирование осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня. Порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий закреплен специальными нормативными актами27. Утверждение и регистрация цен возложены на Федеральную службу по тарифом.
2) неценовой метод, который предусматривает:
- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
- установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.
Орган регулирования естественных монополий определяет метод регулирования применительно к конкретному субъекту. Решение о методе принимается на основе анализа деятельности субъекта. Применяемый метод должен играть стимулирующую роль в повышении качества производимых или реализуемых товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом берутся во внимание такие факторы, как издержки производства, налоги и иные платежи, потребности в инвестициях, прогнозируемая прибыль, удаленность потребителей от места производства, соответствие качества товаров спросу потребителей, меры государственной поддержки и др.