Состав антимонопольного законодательства и его значение

Обязанностью органов регулирования естественных монополий является сообщение через средства массовой информации о принятых ими решениях, в частности, относительно:

- введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов;

- включения в Реестр субъектов естественных монополий либо исключения из него;

- применяемых к конкретному субъекту методов регулирования.

В свою очередь субъекты естественных монополий, органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять органам регулирования естественных монополий необходимую информацию.

В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий осуществляется государственный контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий. Такой контроль может быть двух видов: предварительный и последующий.

1. Предварительный контроль предусматривает обязательное представление в соответствующий орган ходатайства о даче согласия на совершение ряда сделок, а также иной необходимой информации28. Предварительный контроль осуществляется при совершении действий, определенных п. 2 ст. 7 Федерального закона «О естественных монополиях». Например, необходимо получать предварительное согласие на совершение любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

2. Последующий контроль предусматривает обязательное уведомление органа регулирования естественной монополии о действиях, предусмотренных п. 4 этой же статьи. В частности, необходимо уведомлять о сделках по приобретению более чем 10 процентов общего числа голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии.

Особое положение субъектов естественных монополий предопределило необходимость ограничения их экономической свободы. Так, субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии возможности произвести (реализовать) такие товары. Субъекту может быть направлено предписание о заключении договора. При неисполнении предписания возможно предъявление в арбитражный суд иска о понуждении заключить договор. Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства. Кроме того, субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования текущие отчеты о своей деятельности и проекты планов капитальных вложений.

При выявлении нарушений в сфере естественной монополии, для их пресечения соответствующий орган государственного регулирования вправе направлять субъектам обязательные для исполнения предписания. Такие же предписания могут быть направлены в адрес органов исполнительной власти и местного самоуправления – об отмене или изменении принятых ими актов, не соответствующих Федеральному закону «О естественных монополиях».

Нормативными правовыми актами регламентирован порядок рассмотрения дел о нарушениях Федерального закона «О естественных монополиях», утверждены формы решений и предписаний по рассмотрению дел о нарушениях в данной сфере29.

Специфика банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса установлена Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»30. Данный Закон определяет особенности признания банкротами и проведения процедур банкротства должников для субъектов естественных монополий, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии.




Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства


За виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, субъекты антимонопольного воздействия несут юридическую ответственность. В зависимости от вида и меры ответственности она может возлагаться антимонопольным органом или судом. Например, антимонопольный орган вправе принимать решение о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации, административных взысканий на их руководителей, индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства. Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства установлены приказами федерального антимонопольного органа.

Исключительно в судебном порядке реализуется ответственность в виде взыскания с правонарушителя убытков, а также уголовная ответственность.

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ответственность трех видов: гражданско-правовая, административная, уголовная.

Гражданско-правовая ответственность реализуется путем взыскания убытков, причиненных, противоправными действиями (бездействием) как хозяйствующих субъектов, так и органов исполнительной власти и местного самоуправления и их должностных лиц.

Прибыль, полученная в результате нарушения антимонопольного законодательства, подлежит перечислению в федеральный бюджет.

Меры административной ответственности предусмотрены нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях. В частности, п. 2 ст. 19. 5 устанавливает ответственность за невыполнение в срок законного предписания федерального антимонопольного органа или его территориального органа. В качестве меры ответственности установлено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда. Такое же административное наказание предусмотрено за невыполнение в установленный срок законного предписания органа регулирования естественных монополий.

Статья 19. 8 КоАП РФ определяет ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы и в орган регулирования естественных монополий, его территориальные органы ходатайств, заявлений, сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством, либо предоставление заведомо недостоверных сведений. За указанные правонарушение предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 20 до 50 МРОТ; на юридических лиц – от 50 до 5 тыс. МРОТ.

В соответствии со ст. 23. 48 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными выше статьями, рассматривают федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы. От имени этих органов рассматривать дела вправе руководитель федерального антимонопольного органа, территориального антимонопольного органа, их заместители. Порядок возбуждения, рассмотрения дел и исполнения вынесенных постановлений определен нормами КоАП РФ.

Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции предусмотрена ст. 178 Уголовного кодекса РФ. Данная статья предусматривает наказание за монополистические действия, совершенные путем: установления монопольно высоких или монопольно низких цен, ограничения конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен. За те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, предусмотрено более суровое наказание.

Под крупным ущербом в данном статье понимается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Часть 3 ст. 178 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за совершение указанных деяний с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства.

Заключение


Ограничение деятельности монополий и обеспечение свободы конкуренции на рынках - непременное и важнейшее условие нормального и эффективного функционирования цивилизованной рыночной экономики. При этом предполагается, что на рынке должно действовать количество имущественно и организационно независимых поставщиков товаров, достаточное для возникновения конкуренции между ними. Независимые поставщики рассматриваемого товара могут быть независимыми производителями этого товара, либо продавцами товара независимых производителей, либо независимыми продавцами товара одного производителя при условии отсутствия вертикального соглашения между поставщиками и производителем, ограничивающего свободу в установлении цен и объемов поставок.

Количество поставщиков на рынке, достаточное для создания конкурентной среды, зависит от вида товара, характера потребления и уровня спроса. Поэтому задача создания конкурентной среды для каждого товара требует своего реализационного механизма. На рынке должно действовать количество имущественно и организационно независимых покупателей, достаточное для конкуренции между ними и формирования некоторого уровня платежеспособного спроса.

Независимые покупатели могут быть конечными потребителями того или иного товара либо посредниками. Для осуществления реальной независимости посредников необходимо, чтобы они поставляли свой товар имущественно и организационно независимым потребителям. Количество покупателей на рынке, достаточное для создания конкурентной среды, зависит от вида товара, характера его потребления и уровня спроса. Экономические размеры предприятий для обеспечения эффективной конкуренции на рассматриваемом рынке должны быть достаточно сопоставимы между собой.

Конкурентная среда рынка поддерживается отсутствием экономических и других препятствий в доступе к сырью, материалам, комплектующим изделиям, капиталам, трудовым ресурсам, технологиям, информационном обеспечению рыночных отношений, барьеров для входа на рынок в виде территориальных, правовых, имущественных и других экономических ограничений.

Конкурентный рынок характеризуется независимым экономическим поведением поставщиков и потребителей (отсутствием сговоров и горизонтальных соглашений).

Общее количество поставщиков продукции на данный рынок должно быть достаточно велико. Минимально необходимое нормативное количество поставщиков для создания конкурентной среды может быть задано, исходя из характеристик продукции, емкости рынка и других показателей. В случае, если фактическое количество поставщиков продукции на рынок меньше нормативного, мероприятия по демонополизации рынка должны включать увеличение числа поставщиков.

Все поставщики продукции на данный рынок с целью эффективной конкуренции и во избежание злоупотреблений доминирующим положением должны быть в определенной мере соизмеримыми в процессе удовлетворения потребности в данном виде продукции, т.е. не должно быть такой разницы в объемах поставок в натуральном измерении, чтобы препятствовать конкуренции.

Это требование не относится к рынкам в период изменения структуры, например, благодаря расширению объема поставок или поставкам новой продукции в результате совершенствования организации и технологии производства.

Несмотря на стремительный рост в послед­ние годы удельного веса частного капитала в промышленности, участие или патронаж госу­дарства в крупных и стратегически важных про­мышленных проектах остаются безальтернатив­ными. Это очевидно со многих точек зрения, в том числе и в отношении привлечения инвес­тиций — как отечественных, так и зарубежных. Если небольшие краткосрочные проекты в сфе­ре торговли и услуг, в малом и среднем бизнесе могут обслуживаться значительным количе­ством финансовых структур соответствующих размеров, то серьезные и долгосрочные инду­стриальные проекты, связанные с технологичес­ким перевооружением предприятий, по силам лишь крупным банкам и финансовым компаниям. В данном контексте ключевым для россий­ской промышленности вопросом становится проведение регулируемой государством эконо­мической концентрации в целях создания кор­поративных структур, базирующихся на различ­ных формах кооперации хозяйствующих субъек­тов, сосредоточивающих усилия на перспектив­ных направлениях и мобилизующих возможно­сти среднесрочного и долгосрочного планиро­вания своей деятельности, привлечения как го­сударственных, так и негосударственных инве­стиционных ресурсов. Антимонопольное зако­нодательство способно выступить действенным регулятором этого процесса, в том числе при­менительно к государственной поддержке соз­дания и деятельности таких структур.

Сноски:

1 ВСНД. 1991. № 16. Ст. 499. С изм. от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта и 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г.

2 СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3174, С изм. от 30 декабря 2001 г.

3 Подробнее см. Приказ МАП РФ от 21 июня 2000 г. № 467 «Об утверждении Перечня видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, и состава активов финансовой организации, приобретаемых в порядке уступки прав требования, для расчета оборота финансовой услуги». С изм. от 2 марта 2001 г.

4 СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426. С доп. от 8 августа 2001 г., 10 января, 26 марта и 29 июня 2004 г.

5 СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3259.

6 БНА. 2004 г. № 49.

7 В настоящее время правила определения границ товарных рынков установлены Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утв. Приказом ГКАП РФ от 20 декабря 1996 г.//  БНА. 1997. № 3. С изм. и доп. от 11 марта 1999 г.

8 Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке утверждены Приказом ГКАП РФ от 3 июня 1994 г. № 66. С изм. от 11 марта 1999 г.

9 См.: Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства: Информационное письмо ВАС РФ от 30 марта 1998 г.

10 Постановление Правительств РФ от 19 февраля 1996 г. № 154 «О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35№» // СЗ РФ. 1996. № 10. Ст. 829.

11 См.: Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства: Информационное письмо от 30 марта 1998 г. № 32.

12 См. также Приказ МАП РФ от 6 мая 2000 г. № 340а «Об утверждении порядка определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг», Приказ МАП РФ от 6 мая 2000 г. № 337а «Об утверждении порядка определения доминирующего положения негосударственных пенсионных фондов» // БНА. 2000. № 24; Приказ МАП РФ от 21 июня 2000 г. № 466 « Об утверждении порядка определения доминирующего положения финансовой организации по управлению ценными бумагами» // РГ. 2000. № 196.

13 СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 124.

14 При этом следует иметь в виду, что до внесения в Закон о конкуренции изменений от 9 октября 2002 г. Ограничивающие конкуренцию нарушения со стороны этих органов рассматривались как разновидность монополистической деятельности.

15 СЗ РФ. 1999. № 19. Ст. 2302.

16 См.: Приказ Федеральной антимонопольной службы от 15 октября 2004 г. № 140 «Об утверждении Правил рассмотрения дел о нарушениях кредитными организациям антимонопольного законодательства и иных нормативных актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // БНА. 2004. № 46; Приказ ГКАП РФ от 25 июля 1996 г. № 91 «Об утверждении правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства» // Российские вести. 1996. « 150. С изм. и доп. от 11 марта 1999 г., 22 июня 2000 г., 2 июля 2002 г.; Приказ МАП РФ от 15 сентября 2000 г. « 707 «Об утверждении правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // БНА. 2001. № 6 (настоящие правила действуют в части, не противоречащей КоАп РФ).

17 См.: Тотьев К.Ю. Указ. Соч. С. 126.

18 См.: Положение о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», утвержденное Приказом МАП РФ от 13 августа 1999 г. № 276 // БНА. 2000 г. « 1. С изм. и доп. от 31 октября 2000 г.

19 См. п. 3 Постановления Правительства РФ от 7 марта 2000 г. № 194.

20 См. п. 4 Постановления Правительства РФ от 7 марта 2000 г. № 194.

21 БНА. 2001. № 18.

22 См.: Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства: Информационное письмо от 30 марта 1998 г. № 32 // Вестник ВАС. 1998 №5.

23 Данные акты действуют с изменениями и дополнениями.

24 См.: Федеральный закон от 26 марта 2003 г. « 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» // РГ. 2003. 29 марта.

25 См. Положение о Федеральной службе по тарифам, утв. Постановлением правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332 // РГ от 15 июля 2004 г. № 150.

26 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004 г. № 38.

27 См., например, Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», с изм. от 26 марта 2003 г.; Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109: Основные положения государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической и почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14 октября 2001 г. № 715; Методические указания по расчету тарифов услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности), утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 24 августа 2004 г. № 43-э/2 и др.

28 См.: Правила рассмотрения ФЭК РФ ходатайств субъектов естественных монополий, утвержденные Постановлением ФЭК РФ от 6 октября 2000 г. № 54/3 // БНА. 2000. № 49.

29 См.: Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 257 «Об утверждении Положения о рассмотрении федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий дел о нарушениях Федерального закона «О естественных монополиях» // СЗ РФ. 2000. № 14. Ст. 1495 (Постановлением Правиельства РФ от 14 августа 2002 г. № 598 пункты 22, 23, 24 Положения признаны утратившими силу в связи с введением в действие КоАП РФ); Приказ МАП РФ от 24 августа 2001 г. № 963а № 676 «Об утверждении форм решений и предписаний по рассмотрению дел о нарушениях Федерального закона «О естественных монополиях».

30 Следует иметь в виду, что с 1 июля 2009 г. данный закон утрачивает силу и вводится в действие п.6 гл.9 Закона о банкротстве («Банкротство субъектов естественных монополий»)




Список литературы:

1)     Ершова, И.В. Предпринимательское право: - Изд. 4-е, перераб. И доп. – М.: ИД «Юриспруденция», 2006.

2)     Бадалов Л.М. Антимонопольное регулирование национальной экономики. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2004.

3)     Кирюшкина Г.А., Михайлов А.В. Антимонопольное законодательство - элемент госрегулирования процессов экономической концентрации. - Российский экономический журнал, 2005, №11-12.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты