Совершенствование управления муниципальным водоснабжением (на примере ОАО ВКиЭХ)

Поиск инвесторов для модернизации муниципальных объектов и коммуникаций в системах инженерного обеспечения городов должен решаться в совокупности с поиском наиболее эффективной формы участия частного капитала в решении этой задачи. Как уже отмечалось, такой формой служат концессионные соглашения, однако конкретные условия подобных соглашений определяются местной спецификой. Муниципальная власть должна создать для инвесторов благоприятные условия.

Управление общегородским коммунальным хозяйством включает деятельность органов местного самоуправления в таких сферах, как строительство и содержание улиц и дорог, обустройство и содержание мест массового отдыха, инженерная защита территории, ее санитарная очистка, благоустройство, озеленение, создание малых архитектурных форм, вывоз, утилизация и переработка бытовых и частично промышленных отходов, организация уличного освещения, банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, содержание мест захоронения, оказание ритуальных услуг и т. п.

Большинство из перечисленных сфер муниципальной деятельности обеспечивают предоставление муниципальных услуг общественного характера. Заказчиком этих работ выступает муниципальное образование, и финансируются они из местного бюджета. Отдельные услуги частично или полностью оплачиваются их потребителями, например вывоз бытовых отходов, гостиницы, ритуальные услуги [20, с. 78].

Основная цель муниципального управления общегородским коммунальным хозяйством заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в соответствующих услугах.

Количественная оценка степени реализации поставленных целей и задач определяется с помощью системы муниципальных нормативов или стандартов, устанавливаемых органами местного самоуправления. Система этих нормативов может включать: степень технического состояния и объемы содержания территории муниципального образования, соответствующие предъявляемым требованиям, по отношению к общей площади территорий, отдельно по магистралям, проездам, внутриквартальным территориям; уровень качественного санитарного состояния территорий, определяемых как отношение периода времени (месяц, недели), при котором состояние площадей, улиц, проездов и т. д. соответствовало санитарным нормам, к общему годовому (квартальному) времени; объем отходов, подлежащих обработке (ликвидации, утилизации); уровень площади озеленения территории, определяемый соотношением фактически достигнутого и нормативного уровня, при обеспечении условий соответствия требованиям качества зеленых насаждений; уровень освещенности территорий; нормативы содержания рекреационных зон, развития гостиничного и банно-прачечного хозяйств и т. д.

Исполнителями перечисленных работ и услуг могут быть муниципальные унитарные предприятия, муниципальные казенные предприятия и частные фирмы всех организационно-правовых форм. Муниципальная власть должна позаботиться о четкой координации этих работ, создании конкурентной среды, своевременной выдаче муниципального заказа на бюджетные услуги и его финансировании [21, с.77].

В крупном городе может существовать большое количество специализированных муниципальных и частных предприятий по выполнению отдельных перечисленных видов работ и услуг. Например, содержанием зеленого хозяйства крупных городов занимаются специализированные предприятия, в составе которых есть теплицы для выращивания цветов, питомники древесных и кустарниковых растений. В ряде городов существуют специальные службы инженерной защиты территории и т. д. В малом муниципальном образовании может быть всего одно многопрофильное муниципальное предприятие, обеспечивающее весь комплекс работ.

При планировании работ по техническому содержанию площадей, улиц, сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов, озеленению и благоустройству необходимо сбалансировать требуемые нормативы и стандарты обслуживания с наличием финансовых средств. При этом возможно получение доходов от использования вторичных ресурсов при переработке отходов, создания безотходных технологий при санитарной очистке территорий и т. д.

Повышение эффективности муниципального управления общегородским коммунальным хозяйством должно происходить за счет совершенствования организационного обеспечения, создания индикативного экономического механизма и системы мероприятий по достижению установленных нормативов и стандартов качества содержания, внедрения современных технологий и технических систем и оборудования для снижения удельных затрат при проведении работ.

Курирование деятельности общегородских коммунальных служб в местной администрации обычно осуществляет отдел (комитет, департамент и т. п.) жилищно-коммунального хозяйства [22, с. 63].

Таким образом, система водоснабжения представляет собой комплекс инженерных сооружений для забора, очистки и подачи воды потребителям. Она включает источники воды, насосные станции, станции очистки, баки, резервуары и сети трубопроводов. В зависимости от местных условий некоторые из этих сооружений могут отсутствовать. В тех случаях, когда предприятие обеспечивается водой от городского водопровода, водозаборные и очистные сооружения не устанавливают. Системы водоснабжения различают по виду обслуживаемого объекта, по назначению и по принципу расходования воды.

Система управления водоснабжением осуществляется на федеральном уровне Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству находится в ведении Министерства регионального развития Российской Федерации, на региональном - Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, на муниципальном – органами местной власти.

Основная цель муниципального управления общегородским коммунальным хозяйством заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в соответствующих услугах.

Привлечение частных инвестиций в предприятия инженерной инфраструктуры поселений возможно при получении инвестором существенной экономии от сокращения потерь ресурсов в процессе их выработки и транспортировки до конечных потребителей.

Повышение эффективности муниципального управления общегородским коммунальным хозяйством должно происходить за счет совершенствования организационного обеспечения, создания индикативного экономического механизма и системы мероприятий по достижению установленных нормативов и стандартов качества содержания, внедрения современных технологий и технических систем и оборудования для снижения удельных затрат при проведении работ.



2 Анализ системы управления муниципальным водоснабжением


2.1 Анализ исследования проблем муниципального водоснабжения


На сегодняшний день существует немало проблем, связанных с функционированием системы водоснабжения. По официальным данным, из 700 тыс. км трубопроводов, действующих в России, более 50 тыс. км находятся в предаварийном состоянии. Это сопровождается потерями напора и снижением пропускной способности вследствие зарастания водопроводов. В результате трещин или нарушений стыковых соединений ухудшаются физико-химические показатели транспортируемой воды (например, цветности) и появляется возможность повторного заражения вод (в случае старения сетей питьевого водоснабжения), а также загрязнения подземных и поверхностных вод, почв, атмосферы.

Утечки воды из водопроводных сетей являются причиной поднятия уровня грунтовых вод, что способствует интенсивному разрушению фундаментов, подвальной части, а впоследствии и самих зданий и сооружений. Проблема восстановления водопроводов в крупных городах Российской Федерации с их высокоплотной застройкой приобретает в этой связи все большее значение. Использование для этого традиционных методов, т. е. открытой перекладки, связано с большими капитальными затратами, длительными сроками строительства, разрытием городских территорий, нарушением движения транспорта, сносом зеленых насаждений и т. п. [9]

Действующая в стране система водоснабжения находится в чрезвычайно плохом состоянии. Более 40 процентов водопроводов с забором воды из поверхностных водных источников, обеспечивающих 68 процентов водопотребителей в городах и поселках городского типа и около 10 процентов в сельской местности, не имеют необходимого комплекса очистных сооружений для обеззараживания и очистки воды; по многим водозаборам не соблюдаются режимы зон санитарной охраны. В неудовлетворительном состоянии находятся водовозвращающие сети, износ которых доходит до 50 процентов и непрерывно возрастает, что обусловливает частые аварии и, как следствие, загрязнение водопроводной воды. Потери воды в сетях коммунальных водопроводов из-за коррозии и износа труб составляют ежесуточно около 5 млн. куб. метров, более 20 процентов воды теряется из-за утечек в водопроводных сетях жилищного фонда.

Загрязнение водных объектов – источников питьевого водоснабжения при недостаточной эффективности работы водоочистных сооружений влечет за собой ухудшение качества подаваемой потребителям питьевой воды и создает серьезную опасность для здоровья населения во многих регионах России, обусловливает высокий уровень заболеваемости кишечными инфекциями, гепатитом, увеличивает степень риска воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов.

В Российской Федерации каждый второй житель вынужден использовать для питьевых целей воду, не соответствующую по ряду показателей гигиеническим требованиям; почти треть населения страны пользуется децентрализованными источниками водоснабжения без соответствующей водоподготовки; население ряда регионов страдает от недостатка питьевой воды и отсутствия связанных с этим надлежащих санитарно-бытовых условий.

Отставание России от развитых стран по средней продолжительности жизни и повышенная смертность (особенно детская) в определенной мере связаны с потреблением недоброкачественной воды.

Проблемы улучшения водоснабжения и качества питьевой воды имеют общегосударственное значение и требуют комплексного решения.

В Концепции федеральной целевой программы «Обеспечение населения России питьевой водой» определены основные направления программных мероприятий и механизмы, необходимые для эффективного решения проблемы обеспечения населения Российской Федерации питьевой водой [23].

Используемые технологии водоподготовки в условиях продолжающегося ухудшения качества воды в водоисточниках не обеспечивают подготовку питьевой воды до нормативных требований.

Общая протяженность водоводов и уличной водопроводной сети в городах и поселках городского типа составляет 185 тыс. километров, из которых в ветхом состоянии находятся 26,4 тыс. километров, что обусловливает значительные утечки воды.

Отметим то обстоятельство, что сбросы сточных вод жилищно-коммунальными хозяйствами страны оказывают отрицательное влияние на водные объекты. Контроль качества поверхностных вод на территории страны не показал экстремально высоких уровней загрязнения в отобранных пробах.

Ежегодно предприятиями коммунального хозяйства сбрасывается в водные объекты около 14 куб. километров сточных вод, из которых до нормативных значений очищается всего лишь 1,3 куб. километра, или 9 процентов. Отметим, что из года в год объемы сбросов сточных вод жилищно-коммунальными хозяйствами в водные объекты растет. К примеру, в 2008 году по сравнению с предшествующим годом сбросы в целом по стране увеличились на 2,4%, в то время как увеличение в 2007 году по сравнению с 2006 годом составило лишь 1,6%. Это свидетельствует о неспособности существующих очистных сооружений справиться с увеличивающейся нагрузкой, а также о необходимости скорейшей замены существующих очистных систем.

Согласно подсчетам, каждый житель большого города выделяет не менее 200 г твердых отбросов в сутки. 100 из них растворены в сточной воде, 60 могут подвергаться отстаиванию (осаждению), а 40 — не могут.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты