Совершенствование управления муниципальным водоснабжением (на примере ОАО ВКиЭХ)

Положение усугубляется тем, что значительный объем сточных вод промышленных предприятий (до 50 процентов в отдельных городах) поступает на очистные сооружения коммунального хозяйства, которые не рассчитаны на очистку промышленных сточных вод. Только незначительная часть городов имеет системы ливневой канализации с полным комплексом очистных сооружений, вследствие чего в водные объекты с селитебных территорий поступает много загрязненных стоков [24].

Политическая и хозяйственная система, сложившаяся в России за полтора десятка пореформенных лет, обнаруживает неспособность и организационно-хозяйственную растерянность в содержании в должном порядке и дальнейшем развитии и совершенствовании сложившихся систем инженерного обеспечения, в основе своей централизованных.

Жизненный цикл основных производственных фондов – в основном тепловых и водопроводных сетей – приходит к завершающему этапу, когда необходимы массированные инвестиции на реконструкцию, как это предусматривалось, исходя из цикличности, в 50–60-е годы XX века.

Инвестиции необходимы не только в поддержание существующих систем, но их в их модернизацию с учетом развития информационных (учет, контроль и управление) технологий применительно к тепловодоснабжению, инновационному развитию новых экологоориентированных технологий топливообеспечения и топливопотребления, реновации систем и устройства теплопотребления в отапливаемых зданиях.

Катастрофическое положение систем водоснабжения во многих муниципальных образованиях, несоответствие качества воды современным санитарным требованиям представляют серьезную опасность для граждан России. Муниципальные и федеральные власти неоднократно заявляют о значительных нарушениях природных и социальных законов развития водоснабжения.

Огромные системы водоснабжения были созданы и функционировали в условиях единой государственной собственности при централизованном управлении и финансировании, расчлененные между несколькими хозяйственными субъектами [25, с. 65].

В настоящее время федеральная и местная власть владеет источниками водоснабжения и основными фондами, которые переданы в хозяйственное ведение эксплуатирующим организациям: водоканалам, тепловому хозяйству, дирекции единого заказчика. Эти организации добывают воду, перерабатывают ее в питьевую и транспортируют к многочисленным абонентам, которые являются собственниками жилья, предприятий, а также бюджетными (государственными, муниципальными) организациями.

Управления системами водоснабжения и водоотведения, являющимися системами жизнеобеспечения общества, самыми крупными по количеству перерабатываемого и перемещаемого продукта, осуществляется по сложной многоступенчатой схеме всеми органами власти и ее подразделениями, отвечающими за охрану природы, водных ресурсов, здоровья человека.

Управление на федеральном уровне осуществляется с помощью Конституции, Водного гражданского кодекса, Законов «О защите прав потребителей», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которые декларируют важность питьевого водоснабжения и рационального использования водных ресурсов для здоровья человека и устойчивого развития общества.

В новых социально-экономических условиях человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» гласит Конституция РФ (ст. 2).

Каждый имеет «право на жизнь» (ст. 20) и, следовательно, право на обеспечение жизненно необходимым количеством доброкачественной воды, еды, воздуха, «право на благоприятную окружающую среду» (ст. 42). Поэтому гарантированное обеспечение каждого гражданина этими жизненно важными ресурсами должно быть основным государственным принципом. Действующие и принимаемые законы должны обеспечить защиту и возможность реализации конституционных прав граждан [26, с. 78].

Водный кодекс Российской Федерации (ВК РФ) декларирует: «Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира». «Водные ресурсы находятся в собственности государства» (ст. 34 ВК РФ).

Основными принципами государственного управления в области использования и охраны водных ресурсов являются:

-                     сочетание рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта;

-                     устойчивое сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей среды;

-                     разграничение функций управления в области использования и охраны водяных объектов и функций их хозяйственного использования (ст. 69 ВК РФ).

Критерием сбалансированного развития водохозяйственных комплексов, обеспечивающих население и объекты народного хозяйства водой, является бесперебойная подача всем потребителям требуемого количества воды заданного качества в течение всего периода эксплуатации комплекса.

Для рационального использования водных ресурсов должны составляться водные балансы, которые представляют собой расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами [27, с. 78].

Государственный и муниципальный контроль за использованием и охраной водных объектов призван обеспечить соблюдение:

-                            порядка использования и охраны водных объектов;

-                            лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);

-                            стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов (ст. 81 ВК РФ).

В настоящее время водопотребление лимитируется в соответствии со СНиП 2.04.01-85 и отраслевыми нормативами без учета состояния водных источников на конкретной территории.

Закон «О защите прав потребителей» через «Правила пользования коммунальными водопроводами и канализацией», «Методику определения социальных нормативов потребления коммунальных услуг» регламентирует социальные нормативы водопотребления в размере 120–230 л/чел. в сутки, в зависимости от демографического состава семьи, что в основном соответствует европейским нормам водопотребления, но значительно ниже норм СНиП 2.04.01-85 и ГОСТов, и тем более реального водопотребления, достигающего 400–800 л/чел. в сутки.

Столь значительное реальное водопотребление содержит потери воды в виде утечек, нерациональных расходов, сливов воды, качество которой не соответствует требованиям потребителя.

Если в предыдущий период конечным результатом, в основном, было бесперебойное снабжение водой населения и предприятий в условиях изобилия водных ресурсов, и увеличение суточного водопотребления рассматривалось как улучшение благосостояния, то на современном этапе при ограниченных водных и одинаковых ресурсах, конечным результатом должно быть не только бесперебойное, но и рациональное потребление при минимальных потерях жизненно важного пищевого продукта – питьевой воды [28, с. 171].

Для обязательного выполнения этого положения всеми гражданами и органами государственного и муниципального управления необходимо в законодательном порядке зафиксировать социальную важность питьевого водоснабжения как системы жизнеобеспечения общества продуктом питания первой необходимости – питьевой водой.

Таким образом, управление системами водоснабжения и неразрывно связанными системами водоотведения в современных условиях должно осуществляться в основном централизованно, под контролем государства, муниципальным и общественным контролем.

Многочисленные управляющие организации различных видов собственности должны быть связаны единым водохозяйственным балансом, отражающим влияние каждой из них на конечный результат управления – бесперебойное обеспечение всех объектов питьевой водой при минимальном уровне потерь и нагрузке на водные ресурсы.

Для эффективного управления системами водоснабжения в новых экономических и экологических условиях необходимо доработать нормативно-правовую базу:

а) в Законе «О питьевой воде» четко определить жизненно важные функции водопровода и его социальный статус;

б) в СНиП, ГОСТ, ТСН ввести понятие потерь воды и в СП дать методики их определения, в зависимости от проектной заселенности, этажности и т.д.;

в) в «Правилах эксплуатации жилищного фонда», «Правилах пользования коммунальными водопроводом и канализацией» ввести понятие «эксплуатационных норм водопотребления», которые должны включать как социальное (технологическое, полезное) водопотребление, так и потери воды, дифференцируемые в зависимости от условий водопользования (этажности здания, надежности водопроводной арматуры, фактической заселенности, периодичности ремонтов, давления в системе) [29, с. 165].


2.2 Специфика функционирования системы водоснабжения в Республике Татарстан


В соответствии с федеральным законодательством (от 02.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса) организация в поселении электро-, тепло-, газо- водоснабжения населения, водоотведения отнесена к вопросам местного значения с возложением ответственности за проведение данной работы на органы местного самоуправления и обеспечением финансовых потребностей (разработка и утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса) [30].

Вместе с тем, Правительство республики планомерно участвует в финансировании мероприятий коммунального хозяйства.

Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан разработан проект «Программы строительства, реконструкции и модернизации очистных сооружений канализации в городах и населенных пунктах Республики Татарстан на 2008-2011 годы», который предполагает вложение средств государственного бюджета в размере около 4 млрд. руб. (находится в стадии согласования) [31].

Ведется работа над программой «Питьевая вода Республики Татарстан до 2010 года».

Министерством начата работа по разработке комплексной Программы «Развитие водопроводно-канализационного хозяйства и систем теплоснабжения в коммунальной энергетике Республики Татарстан до 2015 гг.», в рамках которой планируется привлечение среднесрочных внебюджетных инвестиций для финансирования мероприятий программы.

На сегодняшний день подведены итоги открытого конкурса по отбору консалтинговой компании и заключен государственный контракт с ОАО «Институт экономики жилищно-коммунального хозяйства» для выполнения данных работ.

Министерством проводится сбор исходной информации для разработки программы (опросные листы направлены в организации коммунального комплекса и муниципальные образования).

Формируется проект программы капитальных вложений на 2009-2011 годы по объектам коммунального назначения, ориентировочно лимит составит 7 млрд. руб., в том числе на объекты водопроводно-канализационного хозяйства более 6 млрд. руб. [32, с. 61].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты