Создание нормативно-правовой базы для Интернет-класса в образовательном учреждении

- законодательства о средствах массовой информации;

- иных законодательных и нормативных правовых актов.

Анализ положений международных правовых актов, к которым Российская Федерация присоединилась или собирается присоединиться, включает, в частности, рассмотрение положений:

- Международной конвенции ООН о правах ребенка;

- Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;

- Декларации о свободе коммуникации в Интернете, принятой Советом Европы в 2003 году.

1.3 Регулирование вопросов доступа к информации в действующем законодательстве Российской Федерации


Важнейшим правовым актом, регламентирующим вопросы, связанные с обеспечением доступа к информации, является Федеральный закон от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который определяет понятие "общедоступной информации", предоставляет гарантии права на доступ и устанавливает принципы ограничения доступа к информации, а также регламентирует вопросы распространения и предоставления информации, вопросы, связанные с государственными информационными системами.

В сферу регулирования Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" входят отношения, возникающие:

1) при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) при применении информационных технологий;

3) при обеспечении защиты информации.

В то же время согласно пункту 2 статьи 1 указанного Федерального закона его положения не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет ряд важных используемых в нем понятий, в том числе понятие "информация", которое включает любые "сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления". В указанном Федеральном законе содержатся также определения ряда других важных понятий:

- информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

- информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

- информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

- обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

- доступ к информации - возможность получения информации и дальнейшее её использование;

- конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

- предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

- распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

- электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

- документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

- оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации определены в статье 3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", к их числу отнесены:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ в применении одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

На основании анализа положений Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" можно выделить следующие три основные категории информации:

1) общедоступная информация, в том числе информация, доступ к которой не может подвергаться ограничениям;

2) информация, содержание и (или) распространение которой противоречит законодательству Российской Федерации;

3) информация с ограниченным доступом.

Две последние категории могут быть объединены общим понятием информации, запрещенной законодательством Российской Федерации к распространению.


1.4 Информация, содержание и (или) распространение которой противоречит законодательству Российской Федерации


Согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статья 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" предусматривает, что:

1) не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости;

2) запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье;

3) запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами;

4) порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции. При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных.

Определение понятия "злоупотребление свободой массовой информации" непосредственно в Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации" отсутствует, однако исходя из смысла указанного Закона злоупотребление свободой массовой информации обычно характеризуют как "использование предоставленных средствам массовой информации гарантий прав и свобод во вред обществу или государству".

В приведенной выше первой части статьи 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" закреплены следующие виды злоупотреблений:

1) использование средств массовой информации для совершения уголовно наказуемых деяний;

2) для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;

3) для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов;

4) для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Определение понятия "террористическая деятельность" содержится в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с изменениями от 27 июля 2006 г.), согласно подпункту 2 статьи 3 которого она определяется как деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Согласно подпунктам 1 и 5 той же статьи "терроризм" определяется как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий, а контртеррористическая операция – как "комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта".

Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" запрещает распространение материалов, пропагандирующих порнографию, не определяя сущность данного термина. Обычно порнографические передачи определяют как "произведения, основным содержанием которых является грубое натуралистическое изображение половых органов и полового акта и акцентирующих внимание именно на анатомических, физиологических подробностях этого… Пропаганда же порнографии, культа насилия и жестокости имеет целью формирование позитивного отношения к данным негативным явлениям или восприятия их аудиторией как эталонного образа жизни. Хартия телерадиовещателей требует отказа не только от пропаганды, но даже и от простой демонстрации или описания в телерадиопрограммах чрезмерной жестокости и насилия. Передачами, пропагандирующими порнографию, культ насилия и жестокости принято считать также распространение достоверной информации, но сконцентрированной именно на сценах насилия, определенным образом расставленные акценты в передаче.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты