Способы защиты прав потребителей в торговом обслуживании

Способы защиты прав потребителей в торговом обслуживании

Содержание


Введение

Глава 1. Нормы и принципы правового регулирования в сфере защиты прав потребителей

1.1 Историко-правовые аспекты охраны прав потребителей

1.2 Принципы в сфере защиты прав потребителей в торговом обслуживании

1.3 Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг

Глава 2. Характеристика способов защиты прав потребителей

2.1 Способы защиты прав потребителей (неисполнение, ненадлежащее исполнение)

2.2 Меры гражданско-правовой ответственности, применяемые для защиты прав потребителей

2.3 Иные способы защиты прав потребителей

Глава 3. Государственная и общественная защита прав потребителей

3.1 Государственная защита прав потребителей

3.2 Защита прав потребителей органами местного самоуправления

3.3 Общественная защита прав потребителей

Заключение

Библиографический список



Введение


Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.

В связи с этим, одной из задач современной России признана необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей. Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой сфере. Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", который определил крут прав потребителей, установил механизм реализации этих прав. Кроме этого, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное. Происходящие изменения в экономической, социальной, правовой системах, направленные, в том числе, и на охрану прав и интересов потребителей, протекают в специфических социокультурных условиях. Это вызывает необходимость обращения к историческому опыту, выраженному в законодательных памятниках прошлого. Анализ норм, регулирующих взаимоотношения покупателей и продавцов в дореволюционной России, механизм защиты интересов потребителей в условиях командно-административной системы позволит подготовить научную почву для эффективной защиты потребителей в условиях перехода России на новый этап развития. Вместе с тем обширная правоприменительная практика постоянно выявляет новые и новые пробелы в современном законодательстве, вызывая тем самым настоятельную необходимость в его совершенствовании.

Степень научной разработанности. Проблема возникновения и развития законодательства, защищающего права и интересы потребителей, является довольно новой для российской правовой науки. Вопросы гражданско-правовой защиты потребителей наиболее полно освещены в работах А.Л. Белахова, B. C. Белых, А. Винавера, К.Л. Граве, А.Я. Куник, Ю.Я. Львович, Я. Парций, Административно-правовые и уголовно-правовые аспекты отражены в работах Г.И. Вольфмана, Ю.В. Кореневского, Р. Орымбаева. Ю.И. Ляпунова. Проблемам развития потребительского законодательства посвящены труды Л.В. Винокуровой, О.Н. Зименковой, А.Ю. Кабалкина, А.Е. Шерстобитова, В.А. Язева.

Цель работы состоит в том, чтобы проследить развитие законодательства о защите прав потребителей, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве, на основе исторического и зарубежного опыта предложить рекомендации, направленные на совершенствование законодательства о защите прав потребителей.

Указанная цель предопределила задачи исследования:

Проследить процесс становления понятия "потребитель" и с учетом этого определить время зарождения норм, защищающих права и интересы потребителей;

Осуществить анализ законодательства, на основании чего выявить проблемы в сфере защиты прав потребителей;

Исследовать механизмы защиты прав и интересов потребителей;

Выявить проблемы, существующие в российском законодательстве и предложить пути их решения.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие между субъектами потребительского.

Предметом исследования является законодательство, защищающее права и интересы потребителей.

Методы исследования. Ведущее место среди общенаучных методов занимает метод материалистической диалектики, который позволяет всесторонне, объективно исследовать все государственно-правовые явления во взаимной связи между собой, в их обусловленности. Среди общенаучных методов исследования существенное место занимают конкретно-исторический, формально-логический, сравнительный методы. Автором также используются специально-юридические методы исследования - сравнительно-правовой, историко-правовой, метод анализа и толкования правовых актов.

Структура работы. По структуре работа состоит из введения, трех глав включающих девять параграфов, заключения и библиографического списка.


Глава 1. Нормы и принципы правового регулирования в сфере защиты прав потребителей

 

1.1 Историко-правовые аспекты охраны прав потребителей


История гражданской и уголовной защиты прав и интересов потребителей в СССР имеет свои исторические особенности, которые связаны прежде всего с коренными изменениями в жизни российского общества.

После социалистической революции взгляды ученых на гражданское право как регулятор имущественных отношений были подвергнуты пересмотру. В период от революции до перехода к новой экономической политике (нэп) в молодом Советском государстве считали несовместимыми товарно-денежные отношения с социализмом. В соответствии с подобными представлениями широкое распространение получило мнение "о необходимости развития прямого безэквивалентного распределения материальных благ, которое должно осуществляться вне какого-либо гражданского права"[1]. В силу этого развивалась концепция о ненужности права вообще, а гражданского в особенности. Тем не менее отношения по купле-продаже товаров существовали, и их было необходимо регулировать. В 1922 г. был принят первый Гражданский кодекс РСФСР (далее - ГК 1922 г), ставший результатом научных разработок в стране и толчком к дальнейшему развитию науки цивилистики.

Проведя анализ положений ГК 1922 г., можно сказать, что в нем был значительно расширен объем прав покупателей и усилена ответственность продавцов (ст. ст. 195 - 199, 201, 203 - 205). Продавец отвечал перед покупателем за отсутствие в проданном товаре установленных качеств, за недостатки, уменьшающие цену или пригодность к употреблению. Так же как и в дореволюционном законодательстве, для определения ответственности продавца важное значение имел своевременный осмотр вещи покупателем. В противном случае продавец не нес ответственности за недостатки проданного товара, если они могли быть обнаружены при внимательном осмотре. Принятие покупателем вещи без оговорок лишало его в дальнейшем права ссылаться на ее явные недостатки. ГК 1922 г. впервые ввел сроки обращения потребителя к продавцу с соответствующими требованиями, а также установил три основных права покупателя в случае продажи ему некачественного товара: предоставление вещи надлежащего качества; соответствующее уменьшение покупной цены; расторжение договора и уменьшение убытков.

О чем же говорит анализ предпосылок принятия ГК 1922 г., исследование его положений о купле-продаже? О том, что, несмотря на "меновую концепцию, в соответствии с которой гражданское право трактовалось как форма опосредования частнособственнических, товарных отношений"[2], советская власть не смогла обойтись без гражданского права для урегулирования имущественных отношений, в которых участвовали граждане, по продвижению товаров от одних лиц к другим. ГК 1922 г. закрепил на законодательном уровне права потребителей на товары надлежащего качества, достоверную информацию о товаре, право на судебную защиту.

Советское государство с первых лет своего существования поднимало вопрос о качестве производимой продукции и оказываемых услуг. Качество товаров народного потребления имело "первостепенное значение для максимального удовлетворения все возрастающих потребностей трудящихся... "[3]. Первоочередной задачей советской власти в области защиты прав потребителей явилась постановка вопроса о качестве производимой и реализуемой продукции. Претворение этой задачи в жизнь никогда не теряло своей актуальности, а наоборот, с каждым годом все увеличивалось.

Одними из самых первых положений в этой области стали Декрет Совнаркома РСФСР от 14 сентября 1918 г. "О введении международной метрической системы мер и весов"[4], регулирующий вопросы стандартизации, и Положение о Главном комитете лакокрасочной промышленности, устанавливающее контроль над качеством продукции и меры по его улучшению, от 25 декабря 1918 г. Следующим актом, устанавливающим ответственность за выпуск некачественной продукции, стало Постановление СНК РСФСР от 30 сентября 1921 г. "О государственных подрядах и поставках". В 1926 г. появились первые общесоюзные стандарты на селекционные сорта пшеницы, чугун, прокат черных металлов и некоторые товары народного потребления. Первый общесоюзный стандарт был принят 7 мая 1926 г.: ОСТ 1 "Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура". К концу 30-х годов насчитывалось уже около 1000 ОСТов.

Однако, несмотря на всю проводимую работу, проблемные вопросы существовали повсеместно. Зачастую, борясь за выполнение и перевыполнение плана, ведя решительную борьбу за выполнение количественных показателей, производителям некогда было думать о качестве производимой продукции. На конференции по борьбе за улучшение качества продукции, созванной ВЦСПС, ВСНХ и другими хозяйственными организациями, делегатами было вскрыто немало фактов такого отношения со стороны руководящих организаций и отдельных рабочих. Конференция констатировала, что на отельных участках систематически ухудшается качество кожи, обуви, суконно-шерстяных тканей и т.п., что приводит к претензиям со стороны массового потребителя. Стандартизация изделий, а также внедрение утвержденных стандартов продукции в практику советских предприятий проводились крайне слабо. Даже в высших партийных кругах отмечали, что "до сего времени далеко не изжита еще в практике наших хозяйственных организаций капиталистическая "теория", что "потребитель все слопает".

С 1945 г. набирают обороты социалистические соревнования между торговыми предприятиями, так как в условиях "мирного социального строительства" перед торговлей стоят огромные задачи по развертыванию широкой культуры советской торговли. Среди основных задач, стоящих перед лицами, осуществляющими розничную торговую деятельность, выделяется задача "повышения культуры обслуживания населения", в которую был включен конкретный перечень мероприятий, проводимый с целью защиты прав граждан от недобросовестных продавцов. В социалистическое соревнование включались работники каждого магазина, брали на себя ряд обязательств, среди которых выделялось обязательство по строгому соблюдению санитарных правил, культурному обслуживанию потребителей, недопущение жалоб на некультурное обслуживание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты