Способы защиты прав потребителей в торговом обслуживании

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

1) участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

2) проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг), информации о них, представленной продавцами (изготовителями, исполнителями);

3) проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

4) распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

5) вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

6) вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

8) обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Предусмотренные Законом о защите прав потребителей права общественных объединений потребителей могут осуществляться ими, если они отражены в уставе организации.

Названным Законом также предусмотрены широкие права общественных объединений потребителей по оказанию влияния на определение требований к качеству товаров (работ, услуг), повышение их качества, а также снятие с производства и изъятие из оборота опасных товаров.

Право общественных организаций потребителей на участие в разработке стандартов обеспечивается указанием в соответствующих нормативных документах Госстандарта РФ о согласовании с ними соответствующих показателей товаров (работ, услуг) по безопасности.

Весьма нужными для потребителей являются полномочия по проведению экспертиз. Результаты экспертизы, проводимой общественными объединениями, в случае рассмотрения спора в суде оцениваются последним наряду с другими доказательствами.

Предусмотренное ст.45 Закона о защите прав потребителей право общественных объединений потребителей на проведение проверок Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации"[68] подкреплено правом составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти.


Заключение


Оценивая изменения, внесенные в Закон о защите прав потребителей и ГК РФ, можно говорить о том, что законодатель ужесточает требования к розничным продавцам, вступающим в отношения с гражданами-потребителями. Наиболее значимыми представляются изменения, касающиеся возможности обмена технически сложных товаров и санкций для продавца в случае предварительной оплаты товара. Теперь розничным продавцам необходимо будет учитывать данные требования Закона о защите прав потребителей в своих договорах с поставщиками (производителями), чтобы иметь возможность своевременного обмена (возврата) товара с недостатками и своевременного выполнения требований по поставке (изготовлению) предоплаченных товаров.

При нарушении прав потребителей законодательством предусматриваются не только средства, направленные на восстановление нарушенных прав, а также средства на их компенсацию. В связи с этим, предложено иное определение защиты прав потребителей, чем ранее высказывалось в литературе. Защита прав потребителей - совокупность правовых средств, направленных на восстановление и (или) компенсацию нарушенных прав потребителей.

Защита прав потребителей осуществляется, в том числе гражданско-правовыми средствами, однако не всеми, которые предусмотрены гражданским законодательством, а только некоторыми. Такие средства предложено именовать гражданско-правовыми средствами защиты прав потребителей, под которыми следует понимать комплекс действий юридического характера, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей и направленных на восстановление и (или) компенсацию нарушенных прав потребителей.

Исследование позволило сделать также выводы, направленные на совершенствование действующего законодательства о защите прав потребителей, основными из которых являются:

1. Необходимо усовершенствовать некоторые конструкции понятийной базы законодательства о защите прав потребителей, внеся изменения в преамбулу рассматриваемого Закона:

а) Расширить понятие "потребитель", включив в число потребителей юридических лиц, ограничив возможности применения в отношении них данного Закона также сферой личного потребления,

б) Сузить понятия "продавец", "изготовитель" и "исполнитель", уточнив, что таковыми являются не просто лица, изготавливающие или реализующие товары, оказывающие услуги и выполняющие работы для потребителей, а лишь те, которые делают это систематически, в отношении широкого круга потребителей.

2. Необходимо предусмотреть в ГК, наряду с денежной формой компенсации морального вреда, натуральную форму компенсации с согласия потерпевшего, путем предоставления ему определенных товаров (работ, услуг), так как не исключена ситуация на практике, когда нарушитель, в силу тех или иных причин (например, наложен арест на денежные средства, находящиеся на его счетах в банках или иных кредитных учреждениях), не в состоянии компенсировать вред в денежной форме, однако может это сделать в натуральной форме, а потерпевший против этого не возражает.

3. При обмене товара предложено расширить поле деятельности потребителя в случае отсутствия аналогичного товара в продаже на день обращения к продавцу, а именно: предусмотреть право для потребителя обменять товар на любой другой, имеющийся в ассортименте, с соответствующим перерасчетом его стоимости. Кроме того, при отсутствии в продаже аналогичного товара и расторжении договора потребителем следует предусмотреть срок возврата потребителю уплаченной им за товар денежной суммы и ответственность продавца за нарушение этого срока.

4. Предлагается внести дополнение в Закон РФ "О защите прав потребителей", устанавливающее запрет на доставку товаров (работ, услуг) потребителю без их заказа последним, если при этом требуется их оплата. При получении не заказанных товаров (работ, услуг) потребителю предоставляется право на возмещение убытков в полном объеме.

5. Бремя доказывания момента и причин возникновения недостатков товаров (работ, услуг) должен нести контрагент потребителя независимо от того, установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок или нет.

6. Предусмотреть в Законе РФ "О защите прав потребителей" право потребителя на отказ от договора, заключаемого вне мест обычного ведения торговли (на дому, на улице, на работе и т.п.). Под указанным договором предлагается понимать договор, при котором продавец или исполнитель (представитель продавца или исполнителя, действующий на основании доверенности) реализует товары (работы, услуги) в месте нахождения потребителя, минуя торговую сеть.

7. Необходимо дать органам местного самоуправления больше прав и возможностей. Например, необходимо на законодательном уровне закрепить за ними право на проведение экспертиз, что в значительной степени облегчит работу по защите прав потребителей. Дать им право на привлечение к административной ответственности нерадивых продавцов и изготовителей. То есть следует внести дополнения в ст.44 Закона "О защите прав потребителей", дополнить права органов местного самоуправления правом на проведение экспертиз и правом на привлечение к административной ответственности продавцов и изготовителей, нарушивших законодательство по защите прав потребителей.

8. Предлагается для решения проблем, существующих в современном российском законодательстве, путем создания информационной системы оперативного обмена данными о поступающей на рынок опасной продукции; путем внесения изменений в Закон РФ "О защите прав потребителей", касающихся введения обязательного порядка сообщения виновной организации о нарушенных ею правах и требованиях потребителя, и о необходимости изъятия из оборота товаров (работ, услуг), представляющих опасность для окружающей среды.


Библиографический список


Нормативно-правовые акты

1.     Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Российская газета. -1993. - № 237.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [Федеральный закон № 51-ФЗ, принят 30.11.1994 г. по состоянию на 06.12.2007] // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст.3301.

3.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [Федеральный закон № 14-ФЗ, принят 26.10.1996 г. по состоянию на 06.12.2007] // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст.410.

4.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [Текст]: [Федеральный закон № 146-ФЗ, принят 26.11.2001 г. по состоянию на 29.11.2007] // СЗ РФ. -2001. - № 49. - Ст.4552.

5.     Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 138-ФЗ., принят 14.11.2002 г. по состоянию на 04.12.2007] // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст.4532.

6.     Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 131-ФЗ, принят 06.10.2003 г., по состоянию на 08.11.2007] // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст.3822.

7.     Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 211-ФЗ, принят 17.12.1999 г., по состоянию на 08.12.2003] // СЗ РФ. - 1999. - № 51. - Ст.6286.

8.     О защите прав потребителей [Текст]: [Закон РФ № 2300-1, принят 07.02.1992 г., по состоянию на 25.10.2007] // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст.140.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты