Способы защиты прав потребителей в торговом обслуживании

Размер неустойки может быть снижен судом, если он несоразмерен последствиям нарушения обязательства. Вне зависимости от выплаты неустойки продавец (изготовитель, исполнитель) обязан выполнить нарушенное обязательство и возместить убытки потребителя в полной мере.

Бремя доказывания, согласно Закону, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе). Закон предусматривает основания освобождения от ответственности: действие непреодолимой силы или же действия самого потребителя или третьих лиц, нарушивших правила транспортировки, хранения или использования товара (результатов работ, услуги). С правом потребителей на безопасность товаров связано право потребителей на возмещение вреда. Это право также закреплено в Законе. [42]

Ответственность изготовителя (исполнителя) за произведенный товар ограничиваются сроком службы или сроком годности товара, а если эти сроки не установлены, то изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товаров в течение десяти лет с момента передачи потребителю. Если же в нарушение требований законодательства изготовитель не установил срок службы на товар, на который установление такого срока обязательно, он будет нести ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителей независимо от времени его причинения.

На практике нередко возникают ситуации, когда товар причиняет вред лицам и их имуществу, которые никак не связаны с производителем этого товара. Данная ситуация предусмотрена Законом, в силу которого правом требовать возмещения вреда обладает любой потерпевший, независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с причинившим вред.

В соответствии с требованиями рассматриваемого Закона вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителей, возмещается в полном объеме. Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, установлены действующим гражданским законодательством, в частности нормами гл.59 ГК РФ. [43]

Согласно положениям данной главы в случае смерти гражданина по вине изготовителя товаров право возмещения вреда имеют лица, находившиеся ко дню смерти на иждивении погибшего, а также лица, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет с момента его смерти. Вред возмещается в размере той доли заработка погибшего, которую лица, имеющие право на возмещение, получали или имели право получать на свое содержание при его жизни.

При причинении вреда здоровью потребителя возмещению подлежат утраченный заработок (или его часть), размер которого рассчитывается по правилам, установленным нормами ГК РФ, расходы на лечение, дополнительное питание, санаторно-курортное лечение, протезирование, а также другие расходы, вызванные повреждением здоровья.

Если повреждено либо уничтожено имущество потребителя, то ему должна быть предоставлена вещь того же рода и качества или восстановлено поврежденное имущество. В случае, когда этого сделать нельзя, потребителю должны быть возмещены убытки. [44]

Б) Компенсация морального вреда.

Закон РФ "О защите прав потребителей" одним из первых предусмотрел возможность взыскания компенсации за причиненный моральный вред. Понятие моральный вред закреплено в ст.151 ГК РФ, в соответствии с которой под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину нарушением его прав. Общие нормы о компенсации морального вреда содержатся в ст.1099-1101 ГК РФ. Эти положения законодательства предусматривают основания компенсации морального вреда, порядок и способ компенсации.

Компенсация морального вреда производится только в судебном порядке. Для того чтобы возникло право на компенсацию, необходимо наличие двух условий:

нарушение предусмотренных законодательством прав потребителя;

наличие вины причинившего вреда в нарушении этих прав.

Существует два способа разрешения конфликтов: добровольный и принудительный. Добровольным может быть и соглашение о размере компенсации морального вреда. Если стороны в добровольном порядке не смогли достичь согласия, то у потребителя возникает право на обращение в суд. В этом случае размер компенсации за причиненный моральный вред будет определяться судом.

Иски, предъявляемые на основании Закона о защите прав потребителей на сегодняшний день сопровождаются требованиями о компенсации морального вреда. Практика применения этой нормы Закона настолько велика, что стала предметом обсуждения на Пленуме Верховного суда РФ. [45]

Самым сложным на практике является определение размера возмещения морального вреда. На первом этапе суды взыскивали компенсацию в процентном соотношении с размером имущественного ущерба.

На недопустимость такого подхода указал Верховный суд РФ, а впоследствии норма, запрещающая обусловливать размер возмещения за причиненный моральный вред суммой имущественного ущерба, появившаяся в Законе РФ "О защите прав потребителей" и ГК РФ. К сожалению, не существует каких - либо критериев, позволяющих объективно оценить размер компенсации. Поэтому судебная практика по схожим спорам разнообразна.

Таким образом, перечисленные меры ответственности, применяемые для защиты прав потребителей, позволяют охватить собой практически все возможные в данной сфере варианты взаимоотношений. До настоящего времени не возникало необходимости в разработке каких-либо новых мер гражданско-правовой ответственности в данной сфере.

 

2.3 Иные способы защиты прав потребителей


Помимо вышеназванных способов защиты прав потребителей Законодательством РФ предусматривается целый ряд иных.

А) Безвозмездное устранение недостатков товара.

Это требование потребитель вправе предъявить (согласно п.2, 3 ст.18 Закона) продавцу, изготовителю либо организациям, выполняющим их функции на основании договора.

В соответствии со ст.20 Закона обнаруженные недостатки должны быть устранены в течение 20 дней со дня предъявления требования потребителем.

За просрочку удовлетворения этого требования предусмотрена неустойка (ст.23 Закона). Гарантийный срок на товар продлевается на период, в течение которого товар не использовался потребителем. Этот период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков по день выдачи товара потребителю после их устранения (п.3 ст.20 Закона). В том случае, если в процессе ремонта заменяется какая-либо деталь или составная часть товара, на которую установлен отдельный гарантийный срок, то гарантийный срок на эту деталь или составную часть исчисляется заново (п.4ст.20 Закона), а гарантийный срок на товар в целом продлевается.

Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти от 30.01.2006 с ОАО "АвтоВАЗ" в пользу Ш. взыскана стоимость автомобиля ВАЗ-21053 на момент продажи, убытки в виде разницы в ценах, неустойка, компенсация морального вреда. Автомобиль возвращен ОАО "АвтоВАЗ".

Судебная коллегия по гражданским делам решение отменила, указав следующее.

В соответствии с п.1 ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей" требования о возврате технически сложного товара ненадлежащего качества и уплаченной за него суммы могут быть удовлетворены только при обнаружении существенного недостатка товара.

В соответствии со ст.457, 503 ГК РФ покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы или потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору, в случае существенного нарушения требований к качеству товара, а именно, если недостатки проявляются вновь после их устранения либо выявляются неоднократно, либо если их устранение требует значительных материальных затрат и затрат времени.

Из материалов дела видно, что согласно экспертному заключению ГУ Средневолжского регионального центра, полученного по определению суда, на автомобиле истца имеются только два производственных дефекта, и те устранимы, остальные дефекты являются эксплуатационными, устранимыми.

Допрошенные в судебном заседании эксперты подтвердили данное ими заключение, указав на то, что проявление коррозии не является следствием нарушения ГОСТов заводом-изготовителем, а является следствием естественного процесса старения металла.

Суд, ссылаясь на акт экспертизы ООО "Тольяттивнешсервис", согласно которому приобретенный истцом автомобиль имеет производственные недостатки, не дал соответствующей оценки доводам ответчика относительно того, что у ООО "Тольяттивнешсервис" отсутствует методика определения качества автомобиля, находящегося в эксплуатации.

При таких обстоятельствах, поскольку суд в нарушение требований ст. ст.56, 67 ГПК РФ не дал оценку вышеуказанным обстоятельствам в их совокупности с другими доказательствами по делу, не принял во внимание требования п.1 ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей", решение суда нельзя признать законным и обоснованным.

Решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение[46].

Б) Возмещение расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом.

Этот способ защиты прав потребителей при покупке некачественного товара широкого распространения на практике не получил. Однако может возникнуть такая ситуация, когда потребитель вынужден либо сам в срочном порядке устранить недостатки, либо обратиться к третьему лицу[47].

В соответствии с юридическим комментарием к Закону РФ " О защите прав потребителей" под редакцией Д.М. Сорк, для того чтобы требование о возмещении расходов на устранение недостатков было обоснованным, необходимо подтвердить два факта:

в товаре действительно имелся недостаток;

в связи с устранением этого недостатка возникли расходы. [48]

Первый факт может быть подтвержден свидетельскими показаниями, а также экспертным исследованием. Но экспертиза не всегда может точно установить, имелся ли недостаток в товаре или нет, поскольку он может быть уже устранен.

Второй факт должен быть по возможности подтвержден документально: свидетельством третьего лица в получении денег за произведенный им ремонт, чеками на приобретение запчастей и материалов либо квитанциями на оплату ремонта в организации.

Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Е. отказано в иске о возврате некачественного автомобиля, взыскании его стоимости и неустойки, а также компенсации морального вреда.

Судебная коллегия по гражданским делам решение отменила, указав следующее.

Как видно из материалов гражданского дела Е. обратилась в суд с иском к ОАО "АвтоВАЗ" о принятии некачественного автомобиля, взыскании его стоимости, убытков, неустойки и компенсации морального вреда, указывая, что является владельцем автомобиля ВАЗ-2112, изготовленного ответчиком. Автомобиль имеет целый ряд производственных дефектов, таких как коррозия элементов кузова, в том числе по сварным соединениям, отслоения лакокрасочного покрытия.

03.09.02 она обратилась с претензией по поводу качества автомобиля к изготовителю, просила принять некачественный автомобиль и возвратить его стоимость, но претензия не была удовлетворена. По заключению фирмы "Тольяттивнешсервис" ТПП Самарской области приобретенный истицей автомобиль имеет производственные дефекты.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Ерофеевой Р.Г., суд сослался на п.6 ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" и указал, что истицей не представлено доказательств наличия в автомашине существенных недостатков, а выявленные дефекты могут быть устранены и не влияют на безопасность эксплуатации автомашины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты