Сроки давности административных правонарушений. Состав правоотношения

Сроки давности административных правонарушений. Состав правоотношения

Введение

Юридические науки (правоведение) относятся к общественным, то есть к наукам, изучающим общество, его субъектов, структуру и многообразные связи. Они различаются от других общественных наук объектом познания. Объект правоведения - это государство и право во всех их проявлениях как разновидность социальной практики. Правоведение – отрасль спец. знаний в пределах и посредствам которых осуществляется теоретически- прикладное освоение государственно- правовой действительности. Правоведение - это целый комплекс юридических наук, которые по особенностям их предмета можно разделить на следующие блоки:

1.Теоретические и исторические юридические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений и др.). От других юр. наук они отличаются тем, что изучают свойства госпрявлений в целом.

2.Отраслевые юридические науки (науки государственное (конституционное) право, ГП, АП, УП и т. п.). Они изучают отдельные области, сферы государственно-правовой жизни.

3.Науки, изучающие систему, полномочия, принципы деятельности государственных органов (судоустройство, прокурорский надзор и др.).

4.Науки, изучающие международное право (науки международное публичное право, международное частное право и др.).

5.Прикладные юридические науки (криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная психиатрия и др.)

В ходе этой контрольной работы я рассмотрю некоторые аспекты теоретического правоведения и отраслевого правоведения, что позволит рассмотреть важность этой науки в жизни общества и государства в целом.


1.                Теория государства и права

Понятие правового отношения и его состав. Юридический факт.

Правоотношение — урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителями юридических обязанностей.

«Правоотношение представляет собой вид или форму, в которую облекается урегулированное правом общественное отношение».

Правовое регулирование не приводит к созданию каких-либо новых общественных отношений, а лишь придает определённую форму (правовую) уже существующим.

Состав правоотношения

Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трёх необходимых элементов:

1) Субъект правоотношения:

Правоотношение - это взаимоотношение между субъектами права, т.е. участниками по поводу объекта, при которых возникают взаимные права и обязанности.

Участники правоотношений именуются их субъектами.

Субъекты правовых отношений – это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения. То есть это лица, а также государство, наделённые правами и обязанностями; это непосредственные участники правоотношения.

Субъекты правовых отношений подразделяются на три категории:

1.Физические лица, например субъекты в правовых статусах: лицо без гражданства; гражданин; иностранец; беженец; индивидуальный предприниматель; учредитель юридического лица.

2.Юридические лица, как таковые. У них нет обособленных правовых статусов.

3.Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти, например: Президент; Правительство; Парламент; Судебная власть; Муниципальное образование.

2) Объект правоотношения:

Объект правоотношения - « это те явления (предметы) окружающего нас мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности»

В соответствии со ст. 128 ГК (Гражданского кодекса РФ) объектами гражданских прав (а значит, и гражданских правоотношений) являются вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.

Подытожив, можно сказать, что объектами правоотношений выступают явления (предметы) материального и духовного мира, способные удовлетворять потребности субъектов – интерес управомоченного. Обобщенно говоря – это разнообразные материальные и нематериальные блага.

3) Содержание правоотношения:

Материальное содержание всякого правоотношения это «то фактическое поведение (действие и бездействие), которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить».

Материальное содержание правоотношения складывается из: «дозволенного поведения управомоченного и должного поведения правообязанного»

Правоотношение как правовое явление обладает и своим особым юридическим содержанием, которое воплощается в субъективных правах и обязанностях его участников.

Разграничение в правоотношении юридического и материального содержаний позволяет понять механизм воздействий прав на общественную жизнь.

Точнее было бы рассматривать материальное и юридическое в содержании правоотношения как его (содержания) «элементы» или «стороны». Кроме того, то, что называется материальным и юридическим содержанием, с философских позиций само связано как форма и содержание (юридическая форма фактического общественного отношения, его материального содержания). Понятие «юридическое содержание» правоотношения, строго говоря, означает содержание юридической формы.

Составляющие юридического содержания правоотношений — его субъективные права (правомочия) и юридические обязанности.

Субъективные права и обязанности неразрывно связаны друг с другом. Они возникают одновременно, однако в дальнейшем содержание правоотношения может меняться: у участников правоотношения могут появиться новые права и обязанности. В подавляющем большинстве правоотношений каждый из участников одновременно имеет права и несет обязанности. Однако в некоторых правоотношениях у управомоченного лица есть только субъективное право, а у обязанного лица — только субъективная обязанность.

Юридический факт:

Юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство (условие, ситуация), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Юридические факты, как правило, возникают и существуют помимо права, но придание им законодателем правового характера необходимо для их регулирования и упорядочивания.

Юридические факты служат непосредственными поводами, основаниями для возникновения, изменения, прекращения правовых отношений.

Некоторые юридические факты (например, акты гражданского состояния) подлежат обязательной государственной регистрации.

Юридические факты многочисленны и разнообразны. Они могут быть классифицированы по различным основаниям.

Выделяют юридические факты: правообразующие; правоизменяющие; правопрекращающие; правоподтверждающее (обоснованные факты).

По связи с волей субъекта юридические факты могут быть классифицированы на события (появление которых объективно не зависит от воли сторон правоотношения) и деяния (появление которых связано с волей хотя бы одного из участников правоотношения).

События могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные события не зависят от действий человека (стихийные бедствия, падение метеорита, вспышка на солнце и т. д.), тогда как относительные события зависят от участников данных правоотношений.

Деяния (действия и бездействия) могут быть правомерными и противоправными. В свою очередь, правомерные факты подразделяются на юридические акты и юридические поступки, а противоправные — на правонарушения и объективно противоправные юридические факты.

Юридические поступки — это поведение людей в рамках существующих правоотношений (например, выполнение работы).

Юридические акты — это внешнее, документальное выражение решений людей, направленное на достижение какого-либо правового результата. Юридические акты делятся на сделки и административные акты. Сделки порождают только гражданско-правовые последствия, административные акты могут порождать ещё и административные последствия.

Сложные, комплексные факты, когда для возникновения определенного правоотношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность юридических фактов), называют юридическим составом.

Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, розыске и т. д.).


2. Конституционное право


Особенности Федеративного устройства РФ и его основные принципы.

Конституционные основы национально-государственного устройства Российской Федерации установлены нормами гл. 1 Конституции РФ, которая не может быть изменена в обычном законодательном порядке, а требует для своего изменения фактически принятия новой Конституции. Такое положение направлено на недопустимость кардинального изменения всей системы федеративных отношений в России. Кроме того, основы конституционного строя распространяют суверенитет Российской Федерации на всю ее территорию, включая все без исключения ее субъекты, а Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Только Российская Федерация вправе обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории, следовательно, целостность и неприкосновенность всех входящих в ее состав территориальных единиц. В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как:

Государственная целостность;

Единство системы государственной власти;

Разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Основные вопросы, регулирующие федеративное устройство России, нашли свое отражение в гл. 3 Конституции. Прежде всего, в ст. 65 перечислен полный состав субъектов Российской Федерации. В нее входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Всего в составе Российской Федерации 89 самостоятельных субъектов, построенных как по национальному, так и по территориальному принципам. Это означает, что в Российской Федерации принцип федерализма сочетается с принципом унитаризма и автономии, обеспечивая тем самым государственную целостность Российской Федерации как единого, самостоятельного государства. Очень важно, что текстом основного закона РФ закреплен поименный состав субъектов Федерации, что означает, что любое изменение общего состава субъектов Федерации требует как минимум внесения изменений в саму Конституцию.

Государственная целостность РФ означает отсутствие права выхода субъектов из состава Федерации (т.е. реализации права сецессии). Поскольку субъекты Федерации входят в состав единого государства с территорией, включающей территории всех субъектов, то любое отделение части этой территории будет неизбежно означать нарушение целостности государства. Как правило, современные федеративные государства не предусматривают в своих основных законах права субъектов на выход из состава Федерации.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты