Статус личности в зарубежном и отечественном конституционном праве

-          неотчуждаемости и нерушимости прав и свобод человека (ст.21 Конституции, Преамбула Декларации);

-          гарантированности прав и свобод и обязанностей человека и гражданина (ст.ст.22,24,25,30-43,46,50,55,57 Конституции Украины);

-          неисчерпываемость конституционного перечня прав и свобод человека и гражданина (ст.22 Конституции Украины);

-          равенства конституционных прав и свобод граждан Украины и равенство их перед законом (ст.24 Конституции Украины, 2,7,10 Декларации);

-          единства прав человека и ее обязанностей перед обществом (ст.23 Конституции Украины).

Принцип свободы человека (ст.ст.21, 23 Конституции Украины) отображает стержневую идею современной либеральной концепции прав человека о свободе как естественном состоянии человека. Подобно тому, как человек рождается на свет с головой, руками, ногами, разумом и сердцем, так он рождается и свободным [20, с.155].

Конституционный принцип свободы человека обуславливает его право на свободное развитие своей личности, а границей индивидуальной свободы являются права и свободы других людей.

Принцип равенства людей в своем достоинстве и правах (ст.21 Конституции Украины) означает, что права и свободы признаются за любым человеком (если только владение ними не обуславливаются принадлежностью к гражданству Украины, то есть в ст.21 Конституции Украины идет речь о равенстве прав, вытекающих из естественного права); запрещается дискриминация в пользовании правами по любым основаниям, связанных с естественными особенностями личности и ее социальным статусом.

Под достоинством человека обычно понимают признание за человеком ценности как существа, наделенного разумом, волей и чувствами, независимо оттого, что он о себе думает, и как его оценивают другие [13, с.115].

В соответствии с Преамбулой Международного пакта о гражданских и политических правах достоинство личности – это особенность, присущая всем членам человеческой семьи, признание достоинства людей, их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и общего мира [13, с.116].

Принцип равенства конституционных прав и свобод граждан Украины и их равенства перед законом (ст.24 Конституции Украины) означает, что запрещаются любые ограничения прав граждан по расовым, политическим, религиозным, половым, этническим, социальным, языковым либо иным признакам. Этот принцип имплантирован в Конституцию Украины из Всеобщей декларации прав человека, ст.2 которой утверждает: «Каждый человек должен иметь все права и все свободы, провозглашенные этой Декларацией, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения».

Принцип неотчуждаемости и нерушимости прав и свобод человека закреплен в ст.21 Конституции Украины и касается основных прав и свобод человека, то есть тех, которые зафиксированы в Конституции Украины. Человек имеет основные права от рождения, а не от государства. Государство не может «дарить» или «отбирать» эти права. Из указанного принципа следуют такие выводы:

1)     человек не может быть лишен основных прав и свобод: ни одно из зафиксированных в Конституции Украины прав человека не может быть упразднено (отменено) государством;

2)     отказ человека от своих основных прав и свобод является юридически недействительным;

3)     в случае нарушения прав и свобод человека они должны быть восстановлены соответствующими органами государственной власти или законными действиями лица, права которого были нарушены;

4)     основные конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены (сужены), кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины.

Ч.2 ст.64 Конституции запрещает даже в условиях военного или чрезвычайного положения ограничивать принцип равенства конституционных прав и свобод граждан, и следующие права и свободы: право на гражданство и право изменить гражданство; право на жизнь, право на уважение чести и достоинства; право на свободу и личную неприкосновенность; право направлять индивидуальные и коллективные петиции; право на жилье; право на брак; равенство всех детей в своих правах; право на судебную защиту; право на возмещение материального и морального вреда; право знать свои права и обязанности; запрещение обратной силы закона; право на правовую помощь; право не выполнять явно преступные распоряжения или приказы; запрещение повторного привлечения к юридической ответственности; право на презумпцию невиновности; гарантия против самообвинения (статьи 24,25,27-29,40,47,51,52,55-63 Конституции Украины).

Принцип гарантированности прав, свобод и обязанностей человека и гражданина означает, что все, зафиксированные в Конституции Украины права и свободы человека должны быть обеспечены государством при помощи соответствующих механизмов, средств, которые способствовали бы полной и эффективной реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Общий принцип гарантии прав и свобод закреплен в ч.2,3ст.22 Конституции, который гласит: «Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть упразднены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Кроме того, практически каждая статья Конституции, закрепляющая определенное конкретное право человека, содержит и гарантию осуществления этого права. Например, право на жилье – «Каждому гарантируется неприкосновенность жилища» (ст.30 Конституции), право на труд – «Гражданам гарантируется защита от незаконного увольнения» (ст.43 Конституции). Таким образом, в Конституции Украины закреплено обязательство государства создавать все необходимые условия и механизмы реализации прав и свобод людей.

Принцип неисчерпываемости конституционного перечня прав и свобод человека и гражданина, закрепленный в ст.22 Конституции Украины, означает, что в будущем Конституция Украины может быть дополнена положениями, фиксирующими новые права и свободы человека и гражданина. Это связано с тем, что с развитием общества осознаются новые и новые права и свободы, присущие человеку от рождения или необходимые для полноправного участия гражданина в общественной и государственной жизни. На определенном этапе возникает необходимость их закрепления в Основном Законе с целью их гарантии, обеспечения надежной защиты со стороны государства.

Общий принцип единства закреплен в ст.23 Конституции Украины и звучит так: «Каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и свободы других людей, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие его личности». Принцип единства прав человека и его обязанностей перед обществом находит свое отражение в наличии у каждого одновременно как прав и свобод, так и обязанностей; и в том, что ряд конституционных прав уже несут в себе качества обязанности (правовой или моральной). Например, право на свободу мысли и слова, свободное выражение своих взглядов и убеждений (ст.34 Конституции Украины). Естественно данное право на свободу слова и распространения информации тесно сопряжено с обязанностью соблюдать моральные принципы: не унижать честь, достоинство других лиц, не распространять заведомо ложную информацию, которая может нанести вред материальному или моральному состоянию другого лица, соблюдать конфиденциальность, если данная информация является таковой и т.д. Или, например, право иметь собственность (ст.41 Конституции Украины). Данное право обязывает использовать свою собственность таким образом, чтобы не нанести вред экологии, ущерб правам, свободам и достоинству других лиц, интересам общества. В случае невыполнения этой обязанности, наступает юридическая ответственность владельца.


2. Конституционный статус прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Украине

2.1 Историческое развитие и становление прав и свобод человека


Исследование проблем свободы, способов ее достижения и реализации имеет древнюю историю. Такие исследования всегда были и остаются актуальными как для философии, политической идеологии, так и для юридической науки, в частности теории государства и права, философии права. Традиционное западное понимание свободы личности, выдвинутое прогрессивными мыслителями еще в XVII–XIX в.в. связывалось с отчуждением личности от общества, невмешательством государства в личные дела граждан, признанием свободы личности сферой, свободной от правового регулирования. Индивидуализм, основанный на философской доктрине, которая утверждает реальности индивидов как таковых, в отличии от родовой и видовой детерминации, признавал индивида особенной ценностью в политическом, экономическом и моральном плане. Так, Дж.Локк, который к главным правам и свободам относил право на равенство, индивидуальность и свободу действий, отождествлял свободу человека распоряжаться свой личностью, своими действиями, владениями со свободой вообще. Идея индивидуальной свободы у И. Канта исключала как возможность произвола самого индивида, та и возможность произвола общественного целого и ставила отношения между индивидом и обществом на почву взаимного признания. При этом Кант рассматривал право как систему гарантий, обеспечивающих возможность каждого действовать при наличии аналогичной возможности других. Свобода представляется как высшее благо и естественное право человека, защищать которое должно государство. Объективное право оказывается в таком случае системой субъективных прав, которые определяют, ограничивают и гарантируют возможность индивидов [23, с.71,72].

Становление прав человека связано с генезисом правовых норм, в которых формулировались путем установления конкретных правил поведения, возможности человека свободно пользоваться соответствующими благами с целью удовлетворения своих разнообразных потребностей.

В первобытном обществе подобные правила поведения имели синкретический характер, они определялись мононормами, т.е. нормами, не подлежащими дифференциации. В этих нормах находили свое отражение представления человека о полезном и вредном для племени. В целом это были жесткие предписания, направленные на сохранение целостности рода, племени в крайне сложных условиях бытия человека. Для мононорм характерным было то, что они никогда не предоставляли преимуществ одному члену рода над другими, то есть они закрепляли первобытное равенство человека.

Правовые системы рабовладельческих государств были основаны на методах насилия, принуждения. Они применялись носителями верховной власти к подавляющему большинству населения. Уровень свободы был минимальным и охватывал только правящие круги. В этих условиях началось формирование представлений о правах человека, письменными свидетельствами чего стали Библия, мифы древнего Китая, Индии, Греции.

Зарождение научных идей о правах человека происходило в Y-YII ст. до н.э. в полисах Древней Греции. Этот процесс был связан с возникновением определенного простора свободы, что создало условия для уровня политических прав у лиц – граждан соответствующего полиса. У истоков теоретического осознания отношений между человеком и государством стояли греческие мыслители, которых называли «семеркой мудрецов»: Фалес из Милета, Питак из Митилены, Периандр из Коринфа, Биант из Приены, Клеобул из Линда, Хилон из Эфор и Солон их Афин. Наиболее известным является Солон. Заслуга «семерки мудрецов» состояла в том, что они высоко оценили роль закона для прав и свобод человека. Именно с разработкой Политии (Конституции) Солона, собственно, и появилось то явление, которое сегодня именуется правами (юридическими) человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты