- гарантия недопустимости ограничения конституционных прав и свобод (ст.64 Конституции).
Кроме указанных гарантий, в случае конфликта между государством и человеком, существует еще и международная гарантия защиты прав и свобод граждан – право на обращение граждан в Европейский суд.
Важным элементом конституционной системы контроля соблюдения конституционных прав и свобод человека, в том числе внедрением международных стандартов в этой области, стало создание в соответствии со ст.101 Основного Закона Украины института Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.
В Конституцию Украины был внедрен ряд международных стандартов по правам человека. Были приняты новые законы Украины: «О беженцах», «Об иммиграции», «О гражданстве Украины».
Уполномоченным по правам человека в парламент было внесено предложение о внесении изменений в ст.29 Конституции Украины о сокращении срока содержания под стражей как временной меры пресечения с 72 до 48 часов, что дало бы возможность привести Конституцию Украины в соответствие со ст.9 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Юридическая экспертиза проектов актов законодательства и подзаконных нормативных актов, на которые распространяется требование государственной регистрации, на соответствие Конвенции стала обязательной для всех субъектов нормотворчества с принятием 23.02.2006г. Закона Украины «Об исполнении решений и применения практики Европейского суда по правам человека». Кроме проведения экспертизы нового законодательства, на Министерство юстиции Украины возложена обязанность с разумной периодичностью осуществлять проверку действующих законов и подзаконных актов на соответствие Конвенции и практике Европейского суда [24, с.48].
Однако не всегда негативные выводы о соответствии проектов законодательных актов Конвенции учитываются при принятии актов Кабинетом Министров Украины или подачи их на рассмотрение Верховной Раде Украины. Кроме того, несмотря на обязательность норм ст.19 Закона «Об исполнении решений…», Регламент Верховной Рады Украины не содержит требований об осуществлении экспертизы законопроектов на соответствие Конвенции, а случаи подачи народными депутатами Украины на экспертизу в Министерство юстиции собственных проектов являются единичными.
Таким образом, в украинском правовом поле появляются законодательные акты, которые могут содержать нормы, противоречащие требованиям Конвенции и практике Европейского суда. Следствием непроведения экспертизы может стать констатация Европейским судом нарушения Украиной прав, гарантированных Конвенцией.
По мнению Европейского суда, в национальном праве должен быть способ юридической защиты от произвола вмешательства органов государственной власти в права, гарантированные Конвенцией. Определение дискреционных полномочий, которыми наделены органы государственной власти в сфере основополагающих прав, способом, который фактически делает эти полномочия неограниченными, противоречило бы принципу верховенства права. Соответственно, закон должен четко определить рамки полномочий компетентных органов и четко определять способ их осуществления, принимая во внимание легитимную цель средства, который рассматривается, чтобы гарантировать лицу адекватную защиту от произвольного вмешательства [24, с.49].
Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Н. Карпачева считает, что в Украине ни для государственных органов, ни для гражданского общества еще не стало нормой ответственное отношение к соблюдению ратифицированного Украиной международного законодательства о правах человека [21, с.10].
Не смотря на то, что участие Уполномоченного по правам человека в подготовке докладов Украины конвенционным органам ООН было конкретно предусмотрено действующим законодательством, исполнительная власть, в частности Министерство юстиции и Министерство иностранных дел, сначала не считали целесообразным привлекать Уполномоченного к контролю их подготовки. По словам Н. Карпачевой, ей для осуществления этого права пришлось преодолеть довольно сильное сопротивление чиновников, даже обращаться непосредственно к Премьер-министру Украины. Причиной этого было то, что во время подготовки конвенционных докладов исполнительная власть, как правило, старалась приукрасить действительность и скрыть недостатки в соблюдении прав и свобод человека в стране [21, с.14].
Украиной в значительной мере не удалось выполнить рекомендации Комитета ООН, особенно в части, касающейся обязательств по обеспечению прав женщин и преодоления в обществе явлений ксенофобии, а также в отношении создания условий содержания заключенных и недопущения применения пыток.
Острой проблемой, которая не позволяет обеспечить выполнение Украиной обязательств, определенных Международным пактом о гражданских и политических правах, является проблема бедности. Вследствие этой проблемы стало катастрофическое уменьшение населения страны. Проблема бедности была признана на государственном уровне и начаты системные действия власти по ее преодолению. Бедность толкает людей на поиски работы за рубежом, то есть создает условия для распространения массовой трудовой миграции и связанных с ней острых проблем: торговли людьми, в частности женщинами и детьми, проституции и ряда других проблем.
Позитивными изменениями, достигнутые Украиной в защите прав и свобод человека стали: принятие новой Конституции, отмена смертной казни, реформа законодательства, создание Конституционного Суда, системы апелляционных судов, принятие нового Уголовного кодекса.
В сентябре 2005г. вступил в действие новый Гражданский процессуальный кодекс Украины и Кодекс административного судопроизводства Украины. Проведена демилитаризация уголовно-исполнительной системы, в частности с ноября 2005г. вакантные должности замещаются исключительно гражданскими работниками. Пенитенциарная система выведена из подсинения силового ведомства – Министерства внутренних дел, а в мае 2006г. принято постановление Кабинета Министров Украины, предусматривающее координацию деятельности Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний Кабинетом Министров Украины через министра юстиции.
В августе 2006г. утверждена пятилетняя программа, реализация которой даст возможность значительно улучшить условия в тюрьмах и центрах содержания лишенных свободы, бюджет которой составляет 2млрд.грн.
Правительство разработало десятилетний план действий по реформированию судебной системы. В июле 2006г. был принят закон, в соответствии с которым все постановления национальных судов должны публиковаться в Интернете.
В области экономических, социальных и культурных прав с 2001г. Украиной реализуется Стратегия преодоление бедности. В ноябре 2004 г. Украина ратифицировала Конвенцию Международной организации труда об инспекции труда. В сентябре принят Закон Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин», которым непосредственно предусмотрено внедрение гендерных подходов в государственной политике. Этим Законом основным направлением государственной политики признано равное участие женщин и мужчин в принятии общественно важных решений, и запрещена дискриминация по половому признаку. Цель Закона – создать государственный механизм обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин. 14 сентября 2006г. Украина ратифицировала пересмотренную Европейскую социальную хартию, внесены изменения в Кодекс законов о труде Украины, запрещающие гендерную дискриминацию при устройстве на работу и оплате труда. С целью приведения Уголовного кодекса Украины в соответствие с Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности Законом Украины «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины о совершенствовании ответственности за торговлю людьми и понуждение к занятию проституцией» от 12.01.2006г. в новой редакции изложены статьи 149 и 303 Уголовного кодекса Украины.
Для решения проблемы обеспечения жильем категорий населений, требующих защиты государства, принят Закон Украины «О жилищном фонде социального назначения» от 12.01.2006г., который вступил в силу 01.01.2007г. На основании этого закона Правительство подготовило для внесения в Парламент Украины проект Общегосударственной программы развития социального жилья на период 2008–2012 г.
Однако, как свидетельствую результаты мониторинга, состояние дел в стране по обеспечению экономических, социальных и культурных прав изменяется очень медленно. До сих пор существует проблема насилия в семье и особенно резко выросла проблема эксплуатации детского труда. Свыше 400000 лиц возрастом до 15 лет работают в теневой экономике, в частности в незаконных рудниках, секс-индустрии, в сфере уличного попрошайничества. Тысячи детей живут на улице и становятся объектом произвола милиции, сексуальной эксплуатации и принудительного труда, жертвами наркотической или алкогольной зависимости [21, с.26,27].
В плане выполнения Украиной обязательств по Конвенции о правах ребенка 1989г. Верховной Радой были приняты Законы:
«О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» (июнь 2000г.);
О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам» (ноябрь 2000г.);
«Об охране детства» (апрель 2001г.);
«О социальной работе с детьми и молодежью» (июнь 2001г.)$
«О предупреждении насилия в семье (ноябрь 2001г.), которым в частности запрещаются телесные наказания в школах, учебных заведениях и семье;
О ратификации Конвенции№182 Международной организации труда о запрещении и незамедлительные меры по ликвидации наихудших форм детского труда (октябрь 2000г.);
Семейный кодекс Украины (2002г.), который законодательно закрепил право ребенка самостоятельно обращаться в суд: каждый участник семейных отношений, достигший возраста 14 лет, имеет право на непосредственное обращение в суд за защитой своих прав или интересов. Это стало значительным достижением государства в сфере обеспечения права детей на защиту от жестокого обращения и всех форм насилия.
В последние годы в Украине защита прав детей становится общегосударственной политикой, последовательно формируется целостная система правовой защиты детей, в частности детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Разработаны общегосударственные программы, направленные на реформирование интернатной системы, расширяются альтернативные формы устройства детей. Решение Кабинета Министров Украины от 26.11.2008г. о создании Координационного совета по вопросам социальной защиты бездомных граждан и беспризорных детей даст возможность осуществлять надлежащий контроль защиты прав этой категории лиц. Уникальный опыт Украины по привлечению детей и молодежи к защите прав ребенка приобрел международное признание.
В то же время украинское законодательство, касающееся имплентации Конвенции о правах ребенка, во многих случаях носит декларативный характер.
Таким образом, назначение нормативно-правовых гарантий, содержащихся в Конституции Украины и законах Украины, состоит в том, чтобы обеспечить самые благоприятные условия, которые дают возможность осуществить необходимый в правовом статусе граждан переход от предусмотренной в Конституции и законах Украины возможности к реальной действительности.
3.2 Роль государства в обеспечении прав и свобод
Правам человека должны отвечать обязательства государства. Именно права и свободы человека и их гарантии определяют смысл и направленность деятельности государства. Их утверждение и обеспечение является главной обязанностью государства, оно отвечает за свою деятельность перед человеком (ст.3 Конституции Украины).
При реализации конституционных прав, свобод и обязанностей должен действовать принцип их наивысшей юридической силы. Это означает выполнение обязанностей всеми субъектами права в сфере правотворчества и правореализации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8