Статус личности в зарубежном и отечественном конституционном праве

Органы исполнительной власти и уполномоченные ими общественные организации обязаны издавать такие подзаконные нормативные акты, которые полностью отвечают конституционным положениям об основных правах, свободах и обязанностях граждан. Нормы текущего, отраслевого законодательства не могут ограничивать конституционные права и обязанности граждан при их конкретизации и развитии, если это прямо не предусмотрено Конституцией Украины.

Органы всех ветвей государственной власти обязаны применять законодательные, организационно-правовые, воспитательные и иные средства для обеспечения полной и всесторонней реализации гражданами своих конституционных прав, выполнения ними возложенных на них основных обязанностей.

Каждый государственный орган может и должен в пределах свих полномочий в установленном законом порядке толковать и применять конституционные и отраслевые нормы таким образом, чтобы при этом отдавался приоритет решениям, обеспечивающим полнейшее осуществление гражданами конституционных прав и свобод, выполнение ними их основных обязанностей.

Выполнение этих требований создает режим конституционной законности, в условиях которого любая конституционная норма об основном праве, свободу или обязанность действует реально и непосредственно.

Основным Законом Украины предусмотрен действенный механизм исполнения международных обязательств. В статье 9 Конституции Украины определен конституционный принцип, в соответствии с которым действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. Осуществление на практике этого принципа означает реальную инкорпорацию норм международного права в национальное законодательство Украины [13, с.114].

Контроль исполнения международных договоров Украиной осуществляет Министерство иностранных дел Украины и Министерство юстиции Украины, которые отвечают за своевременную подготовку и передачу конвенционным органам периодических докладов нашего государства, дают рекомендации о соответствии их текстом требованиям этих органов, в пределах своей компетенции готовят отдельные разделы указанных докладов, а также в составе делегации Украины обеспечивают представление государственных интересов во время рассмотрения докладов на заседаниях конвенционных органов ООН.

Не случайно получила широкую общественную поддержку инициатива Уполномоченного по правам человека публикации специального издания «Заключительные замечания и рекомендации конвенционных органов ООН по докладам Украины в сфере соблюдения прав человека» на трех языках: украинском, русском и английском, осуществленной в 2004г. при поддержке Представительства ООН в Украине. Это уникальное издание, не имеющее аналогов, дало возможность гражданам Украины, негосударственным организациям, профсоюзам и средствам массовой информации ознакомится с конвенционными документами, к которым присоединилась Украина, и таким образом, взяла на себя дополнительные обязательства по защите прав и свобод человека. Таким образом, действия государственных органов и контрольные функции комитетов ООН стали прозрачными для граждан Украины, что является важной предпосылкой сознательного участия гражданского общества в контроле деятельности государства по обеспечению защиты прав и свобод человека.

В сентябре 2001г. Указом Президента Украины за Государственным комитетом Украины по делам национальностей и миграции закреплены функции центрального органа государственной власти, который реализует государственную политику в сфере межнациональных отношений. В мае 2003г. Украиной вторично была ратифицирована Европейская хартия региональных языков или яков меньшинств. Проблемные вопросы по выполнению Украиной обязательств по Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации продолжают сохраняться и обостряться.

Для реализации прав и свобод человека необходимо, конечно, чтобы личность сама желала этого и, кроме того, имела определенный уровень правового воспитания и правовой культуры. Поэтому в формировании надлежащего правового сознания у каждого гражданина важную роль играет государство.

3.3 Судебная защита прав и свобод

Основной юридической гарантией прав и свобод человека является судебная защита. Судебная власть осуществляется благодаря конституционному, гражданскому, административному и уголовному судопроизводству. Объектом обжалования в суде могут быть решения, действия или бездеятельность, из-за которых произошло нарушение прав и свобод граждан или созданы препятствия для их осуществления, либо на гражданина возложены какие-то непредусмотренный законом обязанности, либо гражданин был незаконно привлечен в какой-либо ответственности.

В Украине, в соответствии с Конституцией, судебную защиту прав и свобод осуществляет система судов общей юрисдикции и специализированные суды (ст.125 Конституции Украины), а также Конституционный Суд Украины (ст.42 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» от 16.10.1996г.).

Значительную роль в механизме защиты прав и свобод человека играет контроль соблюдения законодательными, исполнительными и судебными органами положений Конституции о правах и свободах человека и гражданина. Такой контроль в мировой конституционной практике осуществляется в двух формах: в форме обычной процедуры контроля за конституционностью нормативных актов и в виде специальных процедур, формально-юридического обеспечения основных прав и свобод. Такими специальными средствами защиты конституционных прав граждан являются: конституционная жалоба (ФРГ, Австрия), приказ «Хабеас корпус», процедура «ампаро» (Испания, страны Латинской Америки) [19, с.341].

Первая форма в Украине осуществляется в специфическом виде. Согласно ст.147 Конституции Украины, Конституционный Суд Украины решает вопрос о соответствии законов и других правовых актов Конституции и дает официальное толкование Конституции и законов Украины. При этом защита прав и свобод человека возможна путем конституционного обращения или письменного ходатайства в Конституционный Суд Украины о необходимости официального толкования Конституции и законов Украины с целью обеспечения реализации или защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.42 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины») [14, с.211].

Специальные процедуры обеспечения прав и свобод граждан законодательством Украины не предусмотрены.

Общей юридической гарантией прав и свобод является право на судебную защиту, которое закреплено ст.55 Конституции Украины: «права и свободы человека и гражданина защищаются судом». О праве на судебную защиту указывается и в ст.8 Всеобщей декларации прав человека и в ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах. К юридическим гарантиям прав и свобод отнесены так называемые процессуальные гарантии – права человека в досудебном и судебном процессах. Международным документом о процессуальных гарантиях является Европейская конвенция о правах человека и основных свободах с протоколами к ней. В национальном законодательстве можно выделить положения ст.29 Конституции Украины, закрепляющие право личной неприкосновенности человека. Это положение сформулировано в духе демократической процедуры «хабеас корпус» [14, с.222].

Украина, ратифицировав Конвенцию о защите прав человека и основополагающих свобод, взяла на себя обязательство обеспечивать ее гарантии на своей территории. Однако, в отличии от других обязательных для исполнения Украиной международных договоров, Конвенция имеет контрольный механизм надзора за соблюдением государством-участником взятых на себя обязательств по Конвенции, а именно – Европейский суд по правам человека. К сожалению, в большинстве решений, вынесенных Европейским судом в отношении Украины, констатировано нарушение прав, гарантированных Конвенцией. В большинстве случаях нарушения вызваны несовершенством действующего законодательства или отсутствием нормативного регулирования по такому вопросу [24, с.47].

У граждан Украины возможность обращаться в Европейский суд появилась после вступление Украины в Совет Европы и принятия 17.07.1997г. Закона Украины «О ратификации Конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950года», Первого протокола и протоколов №2, 4, 7 и 11 к Конвенции». Европейский суд может принять дело к рассмотрению только после того, как гражданином Украины были использованы все национальные способы защиты вплоть до обращения в Верховный Суд Украины и не позже шести месяцев с дня принятия окончательного решения соответствующим национальным учреждением Украины. Европейский суд не рассматривает заявления, которые поступили в Суд до того, как Украина стала членом Совета Европы, а также индивидуальные заявления, если они анонимные, если они поднимают вопрос, который уже рассматривался Европейским судом; если такие заявления являются злоупотреблением правом на обжалование или явно необоснованны; если они несовместимы с положениями Конвенции или протоколов к ней.

Таким образом, конституционно закреплено право человека и гражданина на судебную защиту не только на уровне внутригосударственных судебных органов, а и после использования всех возможных национальных средств правовой защиты, на международном уровне.


Заключение


Конституционные принципы правового статуса личности – закрепленные в Конституции основополагающие требования, в соответствии с которыми должна формироваться система основных прав и свобод человека и гражданина. К числу таких принципов относятся: неотчуждаемый и естественный характер основных прав и свобод; принцип соответствия прав и свобод личности международно-правовым стандартам; принцип непосредственного действия прав и свобод; принцип равноправия; принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина; принцип единства (взаимосвязи) прав и обязанностей.

Закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции Украины представляются самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Украины, независимо от наличия правовой связи с государством. Не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества.

Индивидуальная свобода не безгранична, ее реализации не должна приводить к посягательству на законные интересы других лиц, общества и государства. Практика же реализации свободы свидетельствует о другом. Общественные отношения неизбежно порождают как индивидуальные, так и коллективные противоречия. В современной политической науке высказана мысль, что межличностные общественно значимые связи могут порождаться не потребностями, а желаниями. Подтверждением этого тезиса является, например современная избирательная практика ряда государств. Прогрессивное развитие государства требует действенного участия общества, его отдельных представителей и групп в государственном управлении, политических процессах. Однако реальные действия граждан-избирателей демонстрируют реакцию, противоположную той, в которой существует объективная потребность. Если избиратели голосуют «против всех», они тем самым проявляют свое желание и стараются привлечь внимание власти к своим проблемам. Такое поведение индивида свидетельствует о конфликте между его личными интересами и общественными потребностями.

Индивидуальная свобода проявляется через разные социальные связи, которые демонстрируют такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, честь, достоинство, личную безопасность и неприкосновенность. В правах человека как социальном институте должны быть достигнуты те компромисс и согласие, которые позволят объединить элементы индивидуализма с элементами коллективизма, личную свободу и общественные интересы. Права человека призваны стать препятствием возможного использования отдельного индивида для удовлетворения общественных или групповых интересов. Все эти возможности станут реальностью только в том случае, когда будет создан надлежащий механизм реализации прав и свобод человека и гражданина.

В современных условиях в Украине многие Конституционные положения, закрепляющие права и свободы людей и граждан в нашем государстве, основанные на международных стандартах и отвечающие принципам правового демократического государства, носят скорее декларативный характер и в реальной жизни выполняются в недостаточном объеме либо не выполняются вовсе. Это касается и реализации равенства прав мужчин и женщин, создания должных условий для возможности сочетать женщинами труд с материнством; создания государством условий для реализации человеком права на труд; защиты права человека на своевременное получение вознаграждения за труд. Очень остро стоит проблема детей в Украине: отмечаются неединичные случаи насилия над детьми, как в семье, так и в специальных детских учреждениях, эксплуатация детского труда и насильное вовлечение детей в занятие попрошайничеством, сферы наихудшего применения труда.

Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Карпачева в 2008 году в своем специальном докладе о состоянии соблюдения Украиной международных стандартов в области прав и свобод человека отметила, что в Украине до сих пор не удалось обеспечить выполнение ряда важных рекомендаций Комитета ООН, а именно: сохраняется практика применения пыток и действий, унижающих достоинство человека, в местах лишения свободы; не удалось остановить рост эпидемии СПИДа, туберкулеза и гепатита в пенитенциарных заведениях Украины – все это свидетельствует о необходимости срочных действий по созданию государственного независимого превентивного механизма по предупреждению пыток; остается острой проблема коррупции в судах, что делает неотложной потребностью продолжение судебной реформы; продолжается практика возвращения беженцев в страны происхождения, невзирая на реальной угрозы их жизни и здоровью со стороны власти; остается незначительной часть женщин на руководящих должностях в правительстве и органах государственной власти. Комитет ООН определил срок устранения этих и других нарушения Конвенции до ноября 2011г., когда планируется рассмотреть следующий доклад Украины.

На сегодняшний день действий правительства явно недостаточно для того, чтобы сломать стереотипы о роли женщин в обществе и реализации государственной политики паритетного обеспечения прав и свобод женщин и мужчин. Изменить ситуацию к лучшему можно, в частности, путем применения положительной дискриминации, которая дала бы возможность значительно увеличить участие женщин в работе парламента, правительства и в органах местного самоуправления. Иначе, экономическая бедность, низкий социальный статус женщины, недоверие к женщине как к политику и отсутствие политической воли у властных органов страны и в дальнейшем будут сохранять существующий дискриминационный статус женщины в Украине.

Необходимо усилить меры по обеспечению выполнения взятых Украиной обязательств в области прав и свобод человека. Прежде всего, необходимо разработать Национальную программу адаптации законодательства Украины к ее международным обязательствам в области прав человека, в которой определить перечень универсальных и региональных конвенций по правам человека, которые необходимо ратифицировать в первую очередь. Гражданское общество должно принимать самое активное участие в этом процессе.

Необходимо повысить административную и уголовную ответственность должностных лиц за нарушение конкретных прав человека, для чего должны быть внесены соответствующие изменения в действующее законодательство.

Украина уверенно вошла в международное сообщество, поэтому обеспечение высоких международных стандартов в соблюдении прав и свобод человека является самой важной обязанностью государства. Именно такие последовательные шаги государства должны быть лучшим воплощением идей и основных принципов Всеобщей декларации прав человека.

Таким образом, права, свободы и обязанности человека и гражданина, закрепленные в Конституции Украины, их широта, реальность, гарантированность выражают не только фактический и юридический статус личности в обществе, а и суть действующей в государстве демократии, социальные возможности, заложенные в самом общественном устройстве. Это показатели зрелости общества, его достижений, своего рода визитная карточка государства. Весь арсенал гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, свобод и обязанностей должен служить дальнейшему развитию демократии и социального прогресса.


Список использованной литературы

1.     Конституция Украины. – Х.: ООО «Одиссей», 2008. – 64с.

2.     Всеобщая декларация прав человека: Принята генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. – М.: Юристь, 1996. – Т.2. – 520 с.

3.     Міжнародний пакт про економічні, соціальні та культурні права (ООН 1966) / Касинюк Л.А. Ук. соч.

4.     Міжнародний пакт про громадянські і політичні права (ООН, 1966) / Касинюк Л.А. Ук. соч.

5.     Закон Украины «О ратификации конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950 года…» 23.12.97 г. // Право и практика., 1998 – № 12.

6.     Закон Украины «Об уполномоченном Верховной Рады по правам человека» от 20.01. 1998 г. // Голос Украины , 20.01.1998.

7.     Об уполномоченном по делам соблюдения конвенции о защите прав и основных свобод человека. Постановление Кабинета Министров Украины от 23.04.1998 г. // Право и практика., 1998. – № 12.

8.     О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия (Постановление № 9 Пленума Верховного Суда от 1.11. 96 г.) // Право и практика, 1998. – № 12.

9.     Об усилении судейской защиты прав и свобод человека и гражданина (Постановление № 7 Пленума Верховного Суда от 30.05.97 г.).

10.       Погорілко В.Ф., Федоренко В.Л. Конституційне право України. Академічний курс:: Підруч. У 2 т. / За ред. В.Ф. Погорілка. – К.: ТОВ «Видавництво «Юридична думка», 2006. – 544 с.

11.       Курс конституционного права Украины. Том 1. Общая часть: Основы теории конституционного права. Учебник (Под ред. М.А. Баймуратова и А.В. Ботанова). – Х.: Одиссей, 2008. – 672 с. – Серия: «Энциклопедия современного конституционализма»).

12.       Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. Ред чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф.. Ю.И.Лейбо и д.ю.н. Л.М. Энтина – 2-е узд., перераб. – М.: Норма, 2006. – 1056 с.

13.       Кравченко В.В. Конституційне право України: Навчальний посібник. – Вид.4-те, виправл.та доповн. – К.: Атіка, 2006. – 568с.

14.       Конституційне право України за ред.. Погорілко В.Ф. ч.-кор. НАН України, 4-те вид. К.: Наукова думка, 2003. – 733с.

15.       Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право зарубежных стран – СПб.: Питер, 2006. – 208с. (серия «Краткий курс»).

16.       Шаповал В.М. Конституційне право зарубіжних країн. Підручник / 5-те стереотипне вид. – К.: АртЕк, 2002. – 264с.

17.       Касынюк Л.А. Основы конституционного права Украины. – Х.: «Одиссей», 2003. – 256с.

18.       Кравченко В.В. Конституційне право України. Навчальний посіб. Друге вид., доповн. – К.: Атіка, 2002. – 480с.

19.       Шаповал В.М. Конституційне право зарубіжних країн: Підручник. – К.: Юрінком Інтер, 2006. – 496с.

20.       Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : Учеб. для юрид. вузов и фак. – М. : ИНФРА-М-НОРМА, 1997. – 742 с.

21.       Карпачова Н.І. Стан дотримання Україною міжнародних стандартів у галузі прав і свобод людини: Спеціальна доповідь Уповноваженого Верховної Ради України з прав людини з нагоди 60-річчя Загальної декларації прав людини // Н.І.Карпачова. – К.: «Право України» №1, 2009

22.       Глухарева Л.И. Права человека в современном мире. – М.: Юристъ, 2003. – 304с.

23.       ТимошенкоВ. Свобода і право: проблема взаємозв’язку // Право України. – 2009. -№3, стор.71-75.

24.       Коваль І. Експертиза нормативно-правових актів та їх проектів на відповідність конвенції про захист прав людини и основоположних свобод та практиці Європейського суду з прав людини // Право України. – 2009. – № 1, стор.47-50.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты