Структура и полномочия Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации

Заседания Государственной Думы проводятся в соответствии с предлагаемой Советом Государственной Думы повесткой и заблаговременно разосланный депутатам программой законопроектной работы на очередную сессию Государственной Думы, утверждаемой на ее первом заседании, календарем рассмотрения вопросов на очередной месяц, составленным Советом Государственной Думы, и календарем рассмотрения вопросов на очередные две недели работы, утверждаемым Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты.

Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат:

¨                 послания и обращения Президента РФ, законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом РФ или Правительством РФ;

¨                 проекты Федеральных законов о Федеральном бюджете и о бюджетной системе РФ;

¨                 Федеральные законы и Федеральные Конституционные законы, возвращенные на повторное рассмотрение Государственной Думы в порядке, предусмотренном ст. 105 и 107 Конституции РФ;

¨                 решение вопроса о доверии Правительству РФ и некоторые другие вопросы.

На заседании Государственной Думы предусмотрен "правительственный час" для ответов членов Правительства РФ на вопросы депутатов.

Заседания Совета Государственной Думы проводятся по вторникам и четвергам, за исключением дней работы депутатов в избирательных округах. Комитеты и комиссии Государственной Думы заседают по понедельникам и четвергам. Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, в депутатских объединениях. По вторникам проводятся также парламентские слушания. Каждая последняя неделя месяца предназначается для работы депутатов с избирателями.

Государственная Дума в соответствии с Регламентом использует различные виды голосования. К их числу относятся: голосование с использованием электронной системы подсчета голосов, с использованием бюллетеней и путем опроса депутатов. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, качественным или альтернативным.

Решения Государственной Думы принимаются в режиме открытого или тайного голосования. Открытое голосование может быть поименным. Тайное голосование проводится по решению Государственной Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Поименное голосование проводится по решению Государственной Думы, принимаемому не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов, принявших участие в голосовании.

Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или Регламентом. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании.

Наряду с общим порядком работы Государственной Думы, Регламент Государственной Думы устанавливает специальный порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ее ведению Конституцией РФ. Полномочия Государственной Думы могут быть досрочно прекращены вследствие ее роспуска.

Согласно статьи 109 Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях и порядке, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ.

Конституция РФ содержит три основания для роспуска Государственной Думы:

1.                 Государственная Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;

2.                 Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству, а она откажет Правительству РФ в доверии;

3.                 Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ[22].

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей.

Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях:

1)                 в связи с выражением ею недоверия Правительству РФ в течение года после ее избрания;

2)                 с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3)                 в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;

4)                 в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

В компетенцию Государственной Думы входит решение следующих вопросов (ст. 103 Конституции РФ):

¨                 дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

¨                 решение вопроса о доверии Правительству РФ;

¨                 назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

¨                 назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

¨                 назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

¨                 объявление амнистии;

¨                 выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы, Государственная Дума принимает постановления. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

государственная дума власть депутат

Глава 3. Законодательная деятельность депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ


3.1 Рассмотрение и принятие законов депутатами Государственной Думы


Юридическая сила принимаемых Федеральным Собранием законов неодинакова. Первое место в иерархии законов занимают законы РФ о поправках к Конституции РФ. Они имеют такую же юридическую силу, что и сама Конституция РФ. На втором месте стоят Федеральные Конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и не могут ей противоречить. Третье место отводится Федеральным законам, принимаемым по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к предметам исключительного ведения РФ и к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Федеральные законы не могут противоречить Федеральным Конституционным законам.

Конституция РФ в силу Федеративного характера государственного устройства России закрепляет принцип верховенства Федерального закона по отношению к законам субъектов Федерации. Так, законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не могут противоречить Федеральному закону, принятому по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон. В тоже время Конституция РФ гарантирует верховенство закона субъекта Федерации, принятого по вопросам, не отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации и предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ, принимают постановления.

Законодательная деятельность в Государственной Думе представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется принятие законов.

Законодательная деятельность в Государственной Думе состоит из следующих основных стадий:

1)                 законодательная инициатива;

2)                 предварительное рассмотрение законопроекта в комитетах;

3)                 рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой;

4)                 передача принятых или одобренных законов в Совета Федерации.

Наряду с основными стадиями в законодательной деятельности Государственной Думы могут присутствовать и дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся:

¨                 преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов:

¨                 повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ[23].

Первая стадия законодательной деятельности Государственной Думы - законодательная инициатива - представляет собой внесение законопроекта в Государственную Думу субъектами, имеющими на это право.

Согласно ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают:

¨                 Президент РФ;

¨                 Совет Федерации;

¨                 члены Совета Федерации;

¨                 депутаты Государственной Думы;

¨                 Правительство РФ;

¨                 законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

¨                 Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты