Субъекты рейдерской деятельности

Вместе с тем следует заметить, что данный Закон не смог в полной мере обеспечить эффективную правовую защиту интересов субъектов гражданского оборота в области несостоятельности. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" был в большей степени направлен на защиту интересов кредиторов. В результате он из средства оздоровления экономики превратился в источник конфликтов, привел к разорению многих платежеспособных предприятий. Нередко кредиторы были заинтересованы не в осуществлении мер по финансовому оздоровлению предприятий, а в их банкротстве и овладении их имуществом.

8 января 1998 года был принят Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".  Он в большей степени соответствовал современным условиям экономического развития нашей страны и значительно подробнее, чем прежний, регулировал различные отношения при банкротстве. Закон содержал много новых положений, относящихся в основном к понятию и признакам банкротства, правовому статусу арбитражных управляющих, реорганизационным процедурам, имеющим цель восстановить платежеспособность должника.[20] Закон о банкротстве  1998 г., в отличие от прежнего, за исключением процедуры наблюдения не допускал возможность осуществления этих процедур старым руководством должника. Для их проведения арбитражный суд назначает арбитражных управляющих. Этот термин определяет обобщенное понятие, так как согласно Закону в качестве арбитражных управляющих выступают разные лица с различными полномочиями - временный, внешний, конкурсный управляющий.[21]

Все они действуют под контролем арбитражного суда. В Законе о банкротстве  1998 г.  в специальные главы выделены особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц (гл. VIII), упрощенные процедуры банкротства (гл. X), которые применяются к ликвидируемому должнику - юридическому лицу и отсутствующим должникам. Новым положением Закона о банкротстве  1998 г. являлось распространение процедуры банкротства на граждан, не являющихся предпринимателями. Специальная глава (XI) регулирует правила добровольного объявления о банкротстве должника. Закон вступил в силу с 1 марта 1998 года. 

Согласно статье 187  Закона о банкротстве  1998 г. последний  должен применяться арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после 1 марта 1998 года.[22]26 октября 2002 года принят Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".  Закон о банкротстве 2002 г.   состоит из 12 глав включающих  в себя 233 статьи.  Его действие распространяется на все   юридические   лица,  за  исключением  казенных  предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций (пункт 2 статьи 1). Также  не  могут  быть  признаны  банкротами  в порядке,  предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", унитарные предприятия, не  основанные на государственной или муниципальной собственности, к    которым   применяются   нормы  о  казенных  предприятиях,  установленные  частью первой Гражданского кодекса РФ. Несмотря на сравнительно недавнее принятие Закона о банкротстве 2002 г., Законодательным  Собранием Омской области внесен Проект Федерального Закона РФ "О внесении изменения в пункт 1 статьи 321 Федерального Закона  "О несостоятельности (банкротстве)". В соответствии с последним предлагается положения параграфа 3 главы  IX, «Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций»,  Закона о банкротстве  2002 г. ввести  в  действие с  1 января 2004 года. Закон о банкротстве 2002 г.   Устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок, и условия осуществления мер по    предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные   отношения,   возникающие   при    неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Закон о банкротстве 2002 г.  вводит новую процедуру банкротства – финансовое оздоровление - применяется к  должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения  задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Этой процедуре посвящена глава V закона. Для проведения указанной процедуры  арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего- административного управляющего  (указанной  фигуры не было в Законе о банкротстве 1998 г.).

Еще одной новеллой Закона о банкротстве 2002 г. является создание  саморегулируемых  организаций  арбитражных  управляющих  основанных  на членстве последних  с целью регулирования   и  обеспечения  их  деятельности. Начиная с 3 декабря 2003 года арбитражным управляющим  может  быть  гражданин  Российской Федерации, который является членом одной из саморегулируемых организаций.[23]  Закон о банкротстве 2002 года сохранил структуру  органов защищающих интересы конкурсных кредиторов  (уполномоченных органов).[24] Как и прежде это собрание кредиторов,  комитет кредиторов. Согласно нового закона           комитет  кредиторов  для реализации своих полномочий вправе избрать своего представителя (пункт 7 статьи 17 закона о банкротстве 2002 года). Своего представителя также может избрать собрание кредиторов. Расширена компетенция собрания кредиторов за счет включения следующих  вопросов:

- утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения      задолженности;

- утверждение требований к кандидатурам административного      управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

- выбор саморегулируемой организации   для   представления   в      арбитражный     суд     кандидатур административного    управляющего,      внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

- выбор реестродержателя из числа  аккредитованных саморегулируемой организацией;

- отнесение к  компетенции комитета кредиторов принятия решений,  за исключением тех      решений собрания кредиторов,  которые в соответствии  с  Законом о банкротстве 2002 года отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов.   Изложенная структура органов  имеет  определенные сходства  с органами управления хозяйственными  обществами (Федеральный закон от 24.11.1995 г. «Об акционерных обществах»  и  Федеральный закон  от  08.02.1998 г. « Об обществах  с  ограниченной ответственностью». Так собрание кредиторов соответствует общему собранию акционеров (участников), комитет кредиторов - совету директоров, а арбитражный управляющий - исполнительному органу (директору, генеральному директору). Арбитражный управляющий подотчетен  собранию кредиторов, комитету кредиторов; в то же время он независим и подчиняется только закону и принятому в соответствии с ним актам суда. Действующим законодательством не предусмотрена   возможность   оспаривания решения собрания кредиторов в исковом порядке.  Все   жалобы кредитора о нарушении его прав и интересов  должны   рассматриваться в рамках дела о банкротстве. Все жалобы кредитора  о  нарушении  его  прав   и   интересов   должны   рассматриваться в рамках дела о банкротстве. Кредитор  наделен правом на обращение в арбитражный суд с жалобой  о   нарушении его прав и интересов в рамках дела о банкротстве.

Дело о   банкротстве   должно   быть   рассмотрено   в   заседании   арбитражного суда  в  срок,  не  превышающий  семи  месяцев с даты   поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный   суд (Постановление ФАС Центрального округа от 09.12.2002 по делу №А62-

266-н/01).

Еще одной важной новеллой Закона о банкротстве 2002 года является возможность ведения реестра требований кредиторов  реестродержателями - т. е. профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев  ценных бумаг. Федеральный закон  от  22.04.1996 г. «О рынке ценных бумаг» под такой  деятельностью признает сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", а также иные нормативные акты.[25] К числу последних, в частности, следует отнести Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (с изменениями и дополнениями), Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации".[26]

Вопросам несостоятельности посвящены также и некоторые судебные акты - информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. N 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил сформулировать следующие принципиальные положения:

1) институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей. В рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права.

Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный характер, находится на стыке публичного и частного права. Поэтому не случаен тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми нормами содержит достаточно большое количество норм процессуального характера (основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл. III Закона о банкротстве 2002 г.; кроме этого, часть норм процессуального характера включена в главы, касающиеся особенностей применения процедур банкротства в отношении отдельных участников имущественного оборота);

2) основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон - специальный закон - другие нормативные акты.

К числу общих законов, прежде всего следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ. В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ. [27]

Специальные законы - это Закон о банкротстве 2002 г., Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса". Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты