Субъекты сельскохозяйственной деятельности

Субъекты сельскохозяйственной деятельности

Вопрос 1. Понятие и виды субъектов сельскохозяйственной деятельности


Под субъектами сельскохозяйственной деятельности понимаются юридические и физические лица, осуществляющие производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. В процессе проведения аграрной реформы в Республике Беларусь правовой статус и организационно-правовые формы субъектов сельскохозяйственной деятельности претерпели существенные изменения. В настоящее время сельскохозяйственные организации могут иметь статус коммерческой или некоммерческой организации (в зависимости от цели деятельности), основываться как на государственной, так и на частной форме собственности, а также создаваться в различных организационно-правовых формах. При этом законодатель устанавливает исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, который включает в себя хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Коммерческую деятельность в сфере сельского хозяйства и агропромышленного производства могут вести любые юридические лица и индивидуальные предприниматели независимо от их отраслевой принадлежности с соблюдением требований, установленных законодательством. Среди них необходимо выделить категорию субъектов предпринимательской деятельности, которые входят в состав АПК и находятся в организационно-экономической связи с данной сферой экономики. Данные лица определяются как субъекты АПК.

Виды (круг) этих субъектов хозяйственной деятельности (предпринимателей) и критерии включения их в состав АПК определены постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 3 января 1996 г. № 4 «О структуре агропромышленного комплекса Республики Беларусь».

В состав АПК входят субъекты хозяйственной деятельности независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, для которых основными видами деятельности являются:

производство сельскохозяйственной продукции;

заготовка, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, производимой в Республике Беларусь;

производство продуктов питания (продовольствия);

подготовка кадров для отраслей АПК;

научное, техническое, производственно-техническое, ветеринарное и транспортное обслуживание, материально-техническое обеспечение АПК, строительство и ремонт объектов АПК производственного и непроизводственного назначения и другие виды, связанные с функционированием АПК.

Таким образом, состав АПК определен примерно, но главным критерием включения субъектов предпринимательской деятельности в состав АПК является основной вид деятельности, который должен быть непосредственно связан с агропромышленным производством. При этом в состав АПК входят организации и индивидуальные предприниматели, имеющие различную уставную правоспособность, которая отличается функциональным признаком и определяется сложной организационно-хозяйственной структурой АПК.

Основную группу субъектов составляют субъекты сельскохозяйственной деятельности, то есть юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые занимаются производством, первичной переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции и сырья. Налоговое и бюджетное законодательство выделяет среди них производителей сельскохозяйственной продукции, к которым относятся главным образом коммерческие организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции в основных отраслях сельскохозяйственного производства. Правоспособность таких организаций должна определяться с учетом видов экономической деятельности, установленных общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Виды экономической деятельности».

Так, в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 27 «О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции» под производителями сельскохозяйственной продукции понимаются занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, а также организации, у которых есть филиалы и иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо другой банковский счет в части этой деятельности.

Законодательство Республики Беларусь не ограничивает возможность ведения сельскохозяйственного производства по субъектному составу, но выделяет по отраслевому признаку такую категорию сельскохозяйственных производителей, как сельскохозяйственные организации. Для включения в число сельскохозяйственных организаций законодательство использует финансовые признаки, характеризующие производственную деятельность данных организаций.

Так, Закон Республики Беларусь от 9 июня 2003 г. «О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций» и Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» определяют сельскохозяйственную организацию как юридическое лицо, основным видом деятельности которого является выращивание (производство или производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50% от общей суммы выручки.

Субъекты АПК независимо от их отраслевой принадлежности могут различаться также по форме собственности (государственные организации, субъекты, основанные на частной собственности) и по организационно-правовому статусу (унитарные предприятия, хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, крестьянские хозяйства, потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели).

Сельскохозяйственные коммерческие организации являются основными производителями сельскохозяйственной продукции. Они обладают специальной правоспособностью, соответствующей целям и предмету их деятельности, которая носит комплексный характер, так как сельскохозяйственные организации выступают участниками различных правоотношений: гражданских, земельных, трудовых, финансовых и др. Порядок их создания, правовое положение, реорганизация и ликвидация определяются нормами гражданского законодательства. В то же время существует потребность в наличии специальных нормативных актов, позволяющих определить специфику их правового статуса как сельскохозяйственной организации, нуждающейся в особой организации производства и труда. Так, правовое положение колхозов определяется Примерным уставом колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), крестьянского (фермерского) хозяйства – соответствующим Законом; кроме этого, указанные виды коммерческих организаций могут быть использованы только в сфере аграрного предпринимательства. В наибольшей степени специальное правовое регулирование (посредством норм аграрного законодательства) проявляется в процессе регламентации их деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также участия в системе АПК. Все сельскохозяйственные организации обладают особым правовым статусом как землепользователи земель сельскохозяйственного назначения, а их уставная деятельность направлена на удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, промышленности – в соответствующем сырье и обеспечение продовольственной безопасности страны.

Государственные сельскохозяйственные организации

Государственные организации в сельском хозяйстве и АПК — коммерческие и некоммерческие организации, созданные государственными органами управления на базе государственной собственности.

В зависимости от вида государственной собственности, на которой основаны эти организации, они могут относиться к республиканским и коммунальным организациям.

Республиканские — создаются соответствующими республиканскими органами управления, уполномоченными управлять государственным имуществом. Чаще всего таким органом является Минсельхозпрод, который в соответствии с Положением о нем осуществляет руководство подчиненными ему государственными организациями.

Коммунальные — создаются местными органами управления и входят в состав коммунального хозяйства.

Перечень государственных организаций, находящихся в ведении Минсельхозпрода, и входящих в его структуру департаментов утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1590. Перечень государственных предприятий, находящихся в ведении республиканских объединений, устанавливается органом, по решению которого создается такое объединение.

Отдельные виды государственных сельскохозяйственных предприятий могут находиться только в республиканской собственности. Перечень таких юридических лиц устанавливается Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» и некоторыми специальными актами. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. к предприятиям, которые могут находиться только в собственности Республики Беларусь, относятся:

водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения, имеющие межхозяйственное значение, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона и вновь вводимые в эксплуатацию, строительство которых осуществлялось за счет средств республиканского и местных бюджетов, целевых бюджетных и внебюджетных фондов, а также средств государственных предприятий;

специализированные предприятия, а также иные предприятия и их обособленные подразделения по производству этилового пищевого спирта, ликероводочных изделий, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона и вновь вводимые в эксплуатацию, строительство которых осуществлялось за счет средств республиканского и местных бюджетов; хлебные базы, осуществляющие хранение государственных ресурсов зерна и продуктов его переработки.

Законом Республики Беларусь от 28 сентября 1994 г. «О племенном деле в животноводстве» некоторые племенные хозяйства — государственные племенные заводы, селекционно-гибридные центры, испытательные станции, племенные опытные хозяйства, племптицерепродукторы — также отнесены к республиканской собственности.

С учетом функционального назначения и специальной правоспособности государственные сельскохозяйственные предприятия могут быть специализированными и многоотраслевыми.

Правовое положение государственных организаций различается по организационно-правовому статусу (унитарные предприятия и государственные объединения).

Государственные унитарные предприятия создаются соответствующими государственными органами управления или местными органами согласно нормам § 4 главы 4 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК). Эти органы принимают решения о создании, реорганизации и ликвидации подчиненных им государственных предприятий, утверждении их уставов. Государственная регистрация государственных унитарных предприятий производится в соответствии с Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 (далее — Положение о государственной регистрации).

Используемое иногда в аграрно-правовой литературе понятие «совхоз» для обозначения государственных сельскохозяйственных предприятий, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции, является в настоящее время устаревшим. Законодательство не выделяет совхозы как особую разновидность юридических лиц, поэтому их правовое положение полностью соответствует статусу унитарных предприятий.

Государственные объединения действуют в соответствии с § 6 главы 4 ГК. Они создавались согласно отраслевой структуре АПК и трехзвенной системе управления. В соответствии со ст. 1231 ГК государственные объединения создаются по отраслевому принципу в целях осуществления общего руководства деятельностью входящих в его состав юридических лиц по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также по их поручению (разрешению) республиканскими органами государственного управления либо по решению органов местного управления и самоуправления.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты