Для ведения личного подсобного хозяйства не требуется какого-либо разрешения или согласования (регистрации). Факт ведения личного подсобного хозяйства подтверждается приобретением имущества и земельного участка, а также участием в этой деятельности.
Сведения о личном подсобном хозяйстве заносятся в похозяйственную книгу сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа в порядке, установленном законодательством. Порядок ведения похозяйственного учета личных подсобных хозяйств определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 ноября 2005 г. № 1273. Похозяйственный учет ведется во всех сельских (поселковых) исполнительных и распорядительных органах, а также в городских и районных исполнительных и распорядительных органах по подчиненным им сельским населенным пунктам. Похозяйственные книги действуют в течение 5 лет с даты закладки, в течение которых сведения о домохозяйствах, включенных в похозяйственную книгу, могут уточняться.
На каждое домохозяйство ведется лицевой счет, в который включаются сведения о гражданах, входящих в домохозяйство; данные о жилом доме и его благоустройстве, наличии на земельном участке хозяйственных строений и сооружений; сведения о размерах земельных участков и их использовании для сельскохозяйственных нужд.
Личное подсобное хозяйство представляет собой земельно-имущественный комплекс, основанный на неразрывной связи земельных и имущественных отношений. В качестве земельно-имущественного комплекса личное подсобное хозяйство выступает как объект правоотношений.
Субъектами данных правоотношений являются граждане, ведущие это хозяйство. Состав участников этой деятельности не определен законодательно, но личное подсобное хозяйство можно рассматривать как семейно-трудовое объединение. Любые члены семьи могут участвовать в его ведении, не оформляя организационно это участие. Самостоятельным участником правоотношений в данном случае выступает не семья в целом, а отдельные физические лица, участвующие в ведении личного подсобного хозяйства, с учетом их праводееспособности. Несовершеннолетние, ограниченно дееспособные граждане также могут принимать участие в ведении личного подсобного хозяйства, но особых правовых последствий это не имеет.
Личное подсобное хозяйство не требует какого-либо организационного оформления, даже если ведется несколькими лицами. Решение вопросов, связанных с ведением личного подсобного хозяйства, осуществляется по взаимной договоренности между ними и законодательством не регламентируется.
Ведение личного подсобного хозяйства — самостоятельный вид сельскохозяйственной деятельности граждан, не связанный с трудовыми отношениями или наличием трудоспособности. Поэтому права нетрудоспособных или ограниченно трудоспособных лиц на ведение личного подсобного хозяйства не ограничиваются. Право на ведение личного подсобного хозяйства не является производным от основного места работы в сельском хозяйстве.
Личное подсобное хозяйство как некоммерческое объединение основано исключительно на личном труде и ведется без применения наемного труда. Оказание помощи гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, другими лицами может быть основано на гражданско-правовых договорах, устной договоренности между ними или вытекать из трудовых отношений.
Данный вид деятельности основан исключительно на частной собственности граждан, объектом которой может быть весь земельно-имущественный комплекс, а иногда — только имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства.
Состав имущества, находящегося в личном подсобном хозяйстве, в настоящее время не ограничивается. В собственности граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, могут находиться хозяйственные строения и сооружения, скот, птица, многолетние насаждения, транспортные средства, плоды и сельскохозяйственная продукция, а также иное имущество, не запрещенное законодательством, в любом количестве.
Данное имущество предназначается для ведения нетоварного сельского хозяйства, поэтому в его состав не входят домашнее имущество, личные вещи, которые необходимы гражданам для других нужд.
Размер земельных участков, находящихся в личном подсобном хозяйстве, нормируется независимо от того, на каком праве предоставлен этот земельный участок, что связано с необходимостью обрабатывать этот участок личным трудом граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Так, в частной собственности или пожизненном наследуемом владении у граждан Республики Беларусь, ведущих личное подсобное хозяйство, может находиться до 1 гектара земли с учетом площади при доме. Дополнительно этим гражданам могут предоставляться в аренду участки в размере до 3 гектаров. Конкретные размеры участков в этом случае устанавливаются сельскими (поселковыми) исполнительными и распорядительными органами в зависимости от местных условий и особенностей.
При наличии в собственности сельскохозяйственных животных гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, дополнительно могут предоставляться участки для сенокошения и выпаса скота. Эти участки могут предоставляться сельскими (поселковыми), районными исполнительными и распорядительными органами, а также колхозами, совхозами и другими землепользователями из земель, находящихся в их пользовании.
Члены колхоза могут пользоваться колхозными сенокосами и пастбищами в порядке, установленном общим собранием.
Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, несмотря на преимущественно сельскохозяйственное использование, относятся к землям населенных пунктов. Однако в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г. № 58 запрещается изменение целевого назначения земельных участков, переданных для ведения личного подсобного хозяйства, если иное не предусмотрено утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией.
Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право:
самостоятельно вести хозяйство на предоставленных им в пожизненное наследуемое владение или частную собственность земельных участках;
возводить необходимые для этого хозяйственные строения и сооружения;
использовать привлеченное на добровольных началах или договорных условиях имущество, в том числе денежные средства юридических и физических лиц для ведения личного подсобного хозяйства.
Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, могут свободно распоряжаться своим имуществом, совершать любые, не противоречащие законодательству сделки, связанные с ведением личного подсобного хозяйства.
Продукция личного подсобного хозяйства используется для личного потребления и для реализации другим лицам, в том числе заготовительным организациям, которые закупают продукцию для государственных нужд, юридическим и физическим лицам на основании гражданско-правовых договоров. Статистические данные о произведенной продукции составляются органами по государственной статистике на основании сведений, представленных сельскими и поселковыми исполкомами, выборочными обследованиями домашних хозяйств. Произведенная продукция должна соответствовать ветеринарным, санитарным, гигиеническим и другим требованиям.
Каких-либо обязательств по поставкам этой продукции для государственных нужд у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, нет. Законодательством могут предусматриваться меры поощрения гражданам, сдающим продукцию заготовительным организациям, а также исполнительным органам, сельскохозяйственным и другим организациям, заготавливающим продукцию личных подсобных хозяйств, за наращивание объемов заготовки.
В целях стимулирования продажи этой продукции в государственные фонды могут выплачиваться надбавки к закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, за счет средств республиканского бюджета.
Распорядителями бюджетных средств, выделяемых на выплату надбавок, являются Минсельхозпрод, комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов и управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкомов. Порядок расчетов между распорядителями бюджетных средств и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, устанавливается Минсельхозпродом. Выплата сумм надбавок гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, производится организациями, непосредственно закупившими (закупающими, реализующими) у них сельскохозяйственную продукцию в соответствии с установленными нормативами.
Размер средств, направляемых на стимулирование производства сельскохозяйственной продукции, закупаемой у населения из республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, на 2007 г. установлен Указом Президента Республики Беларусь от 30 января 2007 г. № 59.
Законом «О личных подсобных хозяйствах граждан», Программой развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан на 2006—2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2006 г. № 681, предусмотрены меры по государственной поддержке личных подсобных хозяйств, в частности:
создание коммунальных унитарных предприятий по оказанию услуг гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство;
помощь в реализации излишков произведенной продукции;
продажа гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, племенного молодняка скота, птицы, минеральных удобрений, комбикормов и других материальных ресурсов;
обеспечение своевременных расчетов за сданную продукцию;
обеспечение потребностей граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в сенокосах и пастбищах.
Перечень работ (услуг), выполняемых (оказываемых) физическим лицам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства, организациями и индивидуальными предпринимателями, при которых этим организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляются налоговые льготы, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 11 мая 2006 г. № 316.
Ведение личного подсобного хозяйства гражданами прекращается при добровольном отказе граждан от земельных участков, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства, при отчуждении или изъятии этих участков в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Список использованной литературы
1. Аграрное право: Учебник для юридических вузов // Отв. ред. Г.Е. Быстров, М.И. Козырь. М.: Юрист.- 1996.
2. Аграрное право: Ответы на экзаменационные вопросы // Н.А. Шингель. Минск: ТетраСистемс, 2007.
3. Беляева З.С. О субъектах предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве (Материалы круглого стола) // Государство и право.- 1997.- № 4.
4. Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З с изминениями и дополнениями внесенными Законом Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 366-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 170, 2/1463).
5. Кодекс Республики Беларусь о Земле от 23 июля 2008 г. № 425-З с изменениями и дополненими внесенными Законом Республики Беларусь от 6 ноября 2008 г. № 447-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 275, 2/1544).
6. Закон Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 18 февраля 1991 года № 611-XІІ с изменениями и дополненими внесенными Законом Республики Беларусь от 6 июля 2009 г. № 37-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 171, 2/1589).
7. Закон Республики Беларусь «Об аренде» от 12 декабря 1990 г. № 460-XІІ с изменениями и дополненими внесенными Законом Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 300-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 305, 2/1397).
8. Закон Республики Беларусь «О личных подсобных хозяйствах граждан» от 11 ноября 2002 г. № 149-З с изменениями и дополненими внесенными Законом Республики Беларусь от 2 июля 2009 г. № 31-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 161, 2/1583).
9. Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» (об АО, ООО и ОДО) от 9 декабря 1992 г. № 2020-XІІ с изменениями и дополненими внесенными Законом Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 372-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 172, 2/1469).
10. Примерный устав колхоза (с/х кооператива): Указ Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. № 49 с изменениями и дополненими внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 25 июня 2009 г. № 336 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 159, 1/10814).