Особое внимание должно уделяться мотивировочной части, в которой полно, аргументировано должны указываться обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (п.4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Согласно части 3 статьи 28 Закона о регистрации прав копии вступивших в законную силу решений и определений судов в отношении прав на недвижимое имущество подлежат в трехдневный срок обязательному направлению судебными органами в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.
Следующим моментом, вызывающим затруднения при регистрации является тот момент, что судебное решение, представленное на государственную регистрацию, должно быть вступившим в законную силу. Это обстоятельство касается физических и юридических лиц, ведь некоторые из них предоставляют судебные решения в качестве документа – основания для регистрации прав в регистрирующий орган, не дожидаясь вступления в законную силу данных судебных актов. В результате такое дело приостанавливается, потому как не выполнено условие "вступление в законную силу". Поэтому заявителям необходимо учитывать, что решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы. А суды при выдаче копии решения суда для государственной регистрации права на недвижимое имущество должны в соответствии с инструкцией по делопроизводству указывать дату вступления решения суда в законную силу.
Также помимо того, что возникают случаи предоставления юридическими и физическими лицами не вступивших в законную силу судебных решений, иногда заявители обращаются в органы регистрационной службы с "фактически" вступившими в законную силу судебными решениями, на которых не проставлена отметка о вступлении их в законную силу, т.е. данные лица забывают или не знают о необходимости содержания на данном документе такой отметки. И, таким образом, регистрирующий орган сомневается, не было ли обжаловано такое решение, что может опять же повлечь как минимум приостановление государственной регистрации.
Существует мнение, что право возникнет с момента вступления решения в законную силу. Однако момент возникновения права на недвижимость устанавливается не процессуальными нормами, а материальными нормами гражданского права. Право на недвижимость возникает по общему п. 2 ст. 8 ГК РФ - с момента его государственной регистрации. При этом только с момента государственной регистрации возникают признанные судом права на:
- бесхозяйное имущество (п. 3 ст. 225 ГК);
- давностное владение (п. 1 ст. 234 ГК);
- самовольную постройку (п. 3 ст. 222 ГК);
- имущество добросовестного приобретателя (п. 2 ст. 223 ГК).
В последнее время участились случаи обращения граждан и юридических лиц с заявлениями о регистрации прав на основании решений третейского суда о признании права собственности на недвижимое имущество.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002г. № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Закон о третейских судах), в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений. Согласно ч. 2 ст. 5 того же Закона, третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.
Рассмотрение третейским судом вопроса о признании права собственности не может быть предусмотрено третейским соглашением, поскольку правоотношение собственности является абсолютным правоотношением с неограниченным кругом обязанных лиц, которые не являются участниками третейского соглашения.
Иски о признании права собственности могут рассматриваться только судами, входящими в судебную систему РФ.
В случае, когда на государственную регистрацию прав представлено решение третейского суда о признании права, и данное решение не оспорено в установленном законом порядке, оно может послужить основанием для регистрации возникновения, ограничения (обременения), прекращения, перехода прав не само по себе, а в совокупности с документами, необходимыми для государственной регистрации (например, договором, на основании которого возникло право на спорный объект недвижимого имущества).
В данной ситуации можно расценить решение третейского суда как решение, которое не порождает право, а определяет принадлежность имущества той или иной стороне третейского разбирательства, основываясь на представленных сторонами правоустанавливающих документах и иных доказательствах возникновения права.
Тем более, что в силу ст. 31 Закона о третейских судах, стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо.
В случае, когда на регистрацию представлено решение третейского суда при отсутствии иных документов, подтверждающих возникновение права, регистрирующий орган не лишен возможности приостановить регистрацию, а в дальнейшем принять решение об отказе.
Исходя из положений Закона о третейских судах, решение третейского суда не является актом правосудия, так как закон не предусматривает обязательность решения для неопределенного круга лиц.
Федеральным законом от 13.05.2008г. № 66-ФЗ внесены изменения в Закон о регистрации прав. Теперь обратиться в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя может судебный пристав–исполнитель. В соответствии со ст.16 Закона о регистрации прав и ст.66 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", то государственная регистрация прав может быть осуществлена по требованию судебного пристава-исполнителя.
Судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
Судебный пристав-исполнитель обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, в случаях, когда:
1) требование государственной регистрации содержится в судебном акте;
2) судебный акт содержит указание на то, что имущество или имущественное право принадлежит взыскателю;
3) взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника.
Для государственной регистрации прав должника на движимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации права должника и другие необходимые документы.
Важной является и проблема определения места регистрирующего органа в процессе судебного заседания, т.е. привлекается регистрирующий орган в качестве ответчика или же третьего лица без самостоятельного требования. Эта проблема в основном затрагивает дела, связанные, например, с ликвидацией юридических лиц, смертью граждан, признанием граждан недееспособными до осуществления регистрации. В основном вторая сторона привлекает в данном случае в судебное заседание регистрирующий орган в качестве ответчика на основании п.3 ст.554 ГК РФ (в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности), что не является обоснованным. Ведь регистрирующий орган не уклоняется в данных случаях от регистрации, боле того, действует в соответствии с законодательством. Так, например, в соответствии с пп.1 п.1 ст.16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. Поэтому, например, если стороны заключили договор купли-продажи и одна из сторон до регистрации перехода права и права собственности умерла либо ликвидировалась, то первоначально нужно обращаться в суд, а не в регистрирующий орган. По данной категории дел регистрирующий орган не должен привлекаться в качестве ответчика, он может привлекаться в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Однако судебный акт об установлении права не относится к решениям исполнительного характера. В практике Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия были случаи выдачи исполнительных листов по решениям о признании права и возбуждению в отношении регистрирующего органа исполнительного производства.
В подобной ситуации необходимо учитывать, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не является лицом, обязанным исполнять такое решение. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество носит заявительный характер и, в этой связи, лицу, чьи права на недвижимое имущество были установлены в судебном порядке, необходимо обратиться в регистрирующий орган в установленном законом порядке и представить соответствующие документы.
Согласно п. 3 ст. 165 ГК, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
В соответствии с п. 3 ст. 551 ГК РФ при уклонении одной из сторон от регистрации перехода права собственности при продаже недвижимости суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
Поскольку от регистрации уклоняется одна из сторон договора, то в таком споре ответчиком является именно она, а не орган по регистрации. Соответственно, само по себе решение суда о регистрации сделки не порождает обязанности у регистрирующего органа осуществить регистрацию. В случае уклонения стороны сделки регистрация должна проводиться в соответствии с решением суда, а не на основании решения суда и не в порядке исполнения судебного решения. Заинтересованная в регистрации сторона должна обратиться в регистрационную службу в установленном порядке и представить необходимые для регистрации документы (заявление, план объекта, документы об оплате регистрации, правоустанавливающий документ и пр.).
Однако, начиная с 2005 года Арбитражным судом Республики Хакасия были приняты к производству и рассмотрены несколько дел, по которым Управление было привлечено в качестве ответчика. Среди них дела по заявлениям предпринимателей и юридических лиц о регистрации перехода права.
В соответствии со ст. 16 Закона о государственной регистрации прав, государственная регистрация проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного ими на то лица.
Указанным законом не урегулирован порядок регистрации перехода права собственности и регистрации права на основании заявления одной стороны сделки, в случае ликвидации второй стороны на момент подачи заявления о регистрации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11