На практике встречается достаточно много таких ситуаций, когда на момент обращения за государственной регистрацией одной из сторон договора, вторая сторона ликвидирована.
Заявители, осознавая неизбежность отказа в регистрации, минуя регистрирующий орган, обращаются в суд с требованием к Управлению о вынесении решения о государственной регистрации перехода права.
Арбитражный суд Республики Хакасия, рассматривает подобные дела с привлечением Управления в качестве ответчика и в большинстве случаев удовлетворяет требования, указывая на необходимость применения в данной ситуации аналогии закона, а именно ст. 165, 551 Гражданского кодекса РФ.
Основания для отказа предусмотрены п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав. В отказе указываются причины принятия такого решения - нормы законов и иных правовых актов, нарушенных при приобретении прав на недвижимость.
Заявитель или иное заинтересованное лицо может обжаловать отказ в суд, арбитражный суд (п. 5 ст. 2 Закона о регистрации прав).
Обжалование отказа в государственной регистрации физическими лицами осуществляется в соответствии с гл. 25 ГПК РФ в течение 3 месяцев со дня получения извещения об отказе.
Согласно ст. ст. 206, 258 ГПК РФ суд, признав заявление гражданина обоснованным, принимает решение об обязанности регистрирующего органа провести государственную регистрацию и устанавливает для этого срок. Решение суда направляется руководителю или иному должностному лицу (регистратору, руководителю филиала) не позднее 3 дней со дня вступления решения в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством РФ.
Обжалование отказа юридическими лицами осуществляется в соответствии с гл. 24 АПК РФ в течение 3 месяцев со дня получения извещения об отказе.
При удовлетворении требования арбитражный суд признает отказ в государственной регистрации незаконным и обязывает регистрирующий орган совершить такую регистрацию в установленный судом срок. В решении может быть указана необходимость сообщить суду об исполнении данного решения. Копия решения направляется в 5-дневный срок со дня его принятия заявителю и регистрационной службе. Решения арбитражных судов по делам об оспаривании действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении (п. 3 ст. 180, п. 7 ст. 201, п. 1 ст. 318 АПК РФ).
Таким образом, в случае признания отказа в регистрации незаконным, регистрирующий орган обязан исполнить судебное решение и провести государственную регистрацию. При отсутствии иных (не рассмотренных судом) оснований для отказа регистрация осуществляется в соответствии с решением суда. Иными основаниями для отказа могут послужить, например, арест имущества, наложенный в период обжалования, выявленные противоречия между заявленным и зарегистрированным ранее правом.
Дополнительного заявления правообладателя и оплаты регистрации не требуется, поскольку он уже ходатайствовал о государственной регистрации своего права (или сделки) и оплатил регистрацию, но орган по регистрации неправомерно отказал ему и прекратил регистрационные действия.
Регистрация проводится в указанный в судебном решении срок, а если срок не указан, то в течение месяца. Орган по регистрации вносит в ЕГРП запись о зарегистрированном праве, ограничении (обременении) или сделке и готовит свидетельство, удостоверяющее проведенную регистрацию права. Регистрационные записи вносятся на основании правоустанавливающих документов, но не на основании решения суда о признании отказа незаконным. Если при отказе в регистрации заявителю были возвращены подлинники правоустанавливающих документов (например, подлежащих государственной регистрации договоров), то он повторно представляет их в орган по регистрации для совершения специальной регистрационной надписи (простановки регистрационного штампа), удостоверяющей проведенную государственную регистрацию сделки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В гражданском судопроизводстве судебное решение является важным актом правосудия, на который направлена процессуальная деятельность всех участников процесса по конкретному делу. Значение судебных решений для регистрирующего органа велико, так как судебные решения являются основанием для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поэтому следует учитывать, что судебным решениям должны быть присущи такие черты, как полнота изложения, мотивированность, определенность – суд должен дать определенный и четкий ответ на спорное требование; безусловность, так как нельзя ставить вопрос о защите права или законного интереса в зависимости от наступления какого-либо условия.
Особые требования по решениям, устанавливающим права на недвижимое имущество, предъявляются к резолютивной части судебного решения.
Резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда. Помимо этого судебное решение, представляемое на государственную регистрацию, должно соответствовать не только требованиям ГПК РФ и АПК РФ, но и п.1 ст.18 Закона о государственной регистрации прав, а именно: содержать описание объекта и вид регистрируемого права.
К сожалению, в судебных решениях не всегда отражается полнота данных, необходимых для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Общий порядок регистрации прав состоит в следующем:
- прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины;
- правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
- установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Регистрация прав на основании судебных решений имеет следующие особенности.
Момент возникновения права может быть определен решением суда. Однако указание момента возникновения права в судебном решении не обязательно, поскольку содержание судебного решения должно соответствовать нормам процессуального законодательства - ГПК РФ и АПК РФ, но не нормам о государственной регистрации.
Право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке.
В случае, когда на государственную регистрацию прав представлено решение третейского суда о признании права, и данное решение не оспорено в установленном законом порядке, оно может послужить основанием для регистрации возникновения, ограничения (обременения), прекращения, перехода прав не само по себе, а в совокупности с документами, необходимыми для государственной регистрации. Решение третейского суда в данном случае не порождает право, а определяет принадлежность имущества той или иной стороне третейского разбирательства, основываясь на представленных сторонами правоустанавливающих документах и иных доказательствах возникновения права.
В судебных решения возможны ошибки, чаще всего они встречаются в описании объекта недвижимого имущества и данных субъекта (например, фамилии гражданина). В этом случае физическим и юридическим лицам необходимо обратиться в суд, вынесший соответствующее решение, для исправления таких ошибок.
Необходимо обращать внимание заявителей на тот момент, что судебное решение, представленное на государственную регистрацию, должно быть вступившим в законную силу. Некоторые физические и юридические лица предоставляют судебные решения в качестве документа – основания для регистрации прав в регистрирующий орган, не дожидаясь вступления в законную силу данных судебных актов, что вызывает затруднения при регистрации. В результате такое дело приостанавливается, потому как не выполнено условие "вступление в законную силу". Поэтому заявителям необходимо учитывать, что решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы.
Иногда заявители обращаются в органы регистрационной службы с "фактически" вступившими в законную силу судебными решениями, на которых не проставлена отметка о вступлении их в законную силу, т.е. данные лица забывают или не знают о необходимости содержания на данном документе такой отметки. И, таким образом, регистрирующий орган сомневается, не было ли обжаловано такое решение, что может опять же повлечь как минимум приостановление государственной регистрации.
Важной является и проблема определения места регистрирующего органа в процессе судебного заседания, т.е. привлекается регистрирующий орган в качестве ответчика или же третьего лица. В основном вторая сторона привлекает в данном случае в судебное заседание регистрирующий орган в качестве ответчика, что не является обоснованным, Ведь регистрирующий орган не уклоняется в данных случаях от регистрации, более того, действует в соответствии с законодательством.
Кроме того, регистрирующий орган обращает внимание на судебную практику по какому-либо вопросу регистрации, которая складывается, как правило, из нескольких решений в одной сфере. А значит, судам следует обратить особое внимание на единообразие судебной практики. Ведь хотя официально судебный прецедент в нашей стране и не признан источником права, но, как справедливо отмечает Т.С.Таранова, "фактически состоявшееся решение суда зачастую являлось и является для юриста-практика примером, которому можно следовать в схожей правовой ситуации".
В завершении хочется отметить, что объем настоящей работы не позволяет более глубоко и детально рассмотреть некоторые вопросы, которые вызывают трудности правоприменения на практике.
Вместе с тем нельзя не отметить, что задачи, которые были поставлены перед автором в начале работы, выполнены, а именно даны основные понятия, определен общий порядок регистрации прав на основании судебных решений, выявлены и проанализированы спорные ситуации, которые не урегулированы или недостаточно урегулированы действующим законодательством.
С учетом изложенного, можно сделать вывод, что в целом нормативно-правовая база в сфере государственной регистрации прав на недвижимость, в том числе на основании судебных актов, сформирована, что безусловно является положительной чертой развития правового регулирования в названной сфере.
Следует признать, что предстоит еще многое сделать для дальнейшего развития института государственной регистрации. В целях совершенствования существующего законодательства представляется целесообразным внести ряд изменений в некоторые нормативно–правовые акты.
В качестве первостепенных наиболее важных шагов в этом направлении необходимо однозначно определить правовую значимость решений третейского суда.
Для этого, следует внести изменения в Закон о третейских судах в части определения подведомственности третейскому суду споров о признании прав на недвижимое имущество, и одновременно с этим рассмотреть вопрос о возможности исключения решений третейского суда из оснований для регистрации прав.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11