Судебные приставы в исполнительном производстве

Судебные приставы в исполнительном производстве

Введение

В свое время судебная реформа 1864 г ознаменовала возникновение службы приставов, уполномоченных государством исполнять судебные решения и охранять интересы тяжущихся. Служба судебных приставов просуществовала по модели 1864 г. до 1917 г.

Возрождение службы произошло через 133 года: июль 1997г. был отмечен принятием Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Момент вступления названных Законов силу ознаменовал рождение новой для России службы - службы судебных приставов Российской Федерации. Ноябрь 2002 г. стал первым юбилейным годом, когда судебные приставы России отметили свой день рождения и подвели итоги пятилетнего развития. Законы 1997 г. включают лучшее как из реформы 1864 г., так и из деятельности судебных исполнителей советского периода. Однако современная практика деятельности судебных приставов тяготеет к постоянному усложнению. Развитие рыночных отношений в России привело к стремительному развитию гражданского права, поэтому приходится исполнять решения судов, связанные с обращением взыскания на ценные бумаги, дебиторскую задолженность. Это требует широких юридических знаний. Новое уголовное процессуальное, административное законодательство наделяет службу приставов дополнительными, ранее несвойственными ей функциями, что также требует постоянного повышения квалификации приставов.

Можно говорить о разных аспектах деятельности службы судебных приставов: об исполнительном производстве, обеспечении установленного порядка деятельности судов, организации дознания, о статистике, кадровых вопросах. На любом направлении деятельности важен профессионализм судебных приставов, тем более, что законодательно не возможно прописать все вариации правовых ситуаций, с которыми приходиться сталкиваться на практике. Кроме того, законодательство, постоянно совершенствуясь изменяется. В правоприменительной практике судебных приставов сплетаются различные отрасли права, экономика, психология. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации наделили службу судебных приставов новыми полномочиями: осуществление дознания по 5 составам преступлений, привлечение к административной ответственности по 11 составам. Для их выполнения в службе судебных приставов должны работать специалисты, обладающие необходимыми знаниями и профессиональными навыками. А если учесть, что закон не требует того, чтобы судебный пристав обладал высшим юридическим образованием, единственный путь обеспечения качественного исполнения судебных актов и актов иных органов, а также выполнения иных функций - это постоянное обучение, повышение квалификации судебных приставов.

После возложения на главных судебных приставов, старших функций органа дознания по новому УПК РФ стало необходимо не только организовать отделы дознания но и обучить специалистов тактике и методике проведения дознания по определённым категориям дел. Тем более, что подобной практики в территориальных органов Министерства юстиции до этого не было и не могло быть. Для разработки необходимых методических рекомендаций по проведению дознания авторский коллектив учёных и практиков из Высшей школы милиции (г. Екатеринбург) провели обобщение более 200 уголовных дел, рассмотренных судами. По результатам работы подготовлены учебное пособие и курс для обучения старших судебных приставов. Кроме того, проведено обучение старших судебных приставов и тех специалистов, которые будут выполнять работу дознавателей.

Современная деятельность по применению законодательства (а именно таковой и является работа судебных приставов, специалистов службы судебных приставов) и в дальнейшем будет неизбежно требовать постоянного профессионального роста тех, кто в силу закона уполномочен применять право, защищать права и интересы различных субъектов права.[1]



1. Исполнительное производство

Исполнительное производство — заключительная стадия гражданского процесса, в которой принудительно осуществляются права, подтвержденные решением суда. Судебные решения приводятся в исполнение по вступлении их в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения, судебными приставами — исполнителями.

Исполнительное производство обеспечивает достижение материально-правовой цели юрисдикционной деятельности. Именно по нему можно судить об эффективности и действенности правовой защиты в целом. Ошибки, допущенные в ходе исполнительного производства, могут свести на нет всю правоохранительную деятельность по защите конкретных прав и привести к противоположному результату — нарушению субъективных материальных прав и охраняемых законом интересов субъектов правоотношений.

Отношения, складывающиеся в процессе исполнительного производства, где субъективное материальное право или охраняемый законом интерес, нарушенный или оспоренный должником и подтвержденный юрисдикционным актом, получают свою реализацию через механизм государственного принуждения, регулирует исполнительное право.

Источником исполнительного законодательства выступает в первую очередь Конституция РФ, ст. 15 которой обязывает все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, федеральные законы и подзаконные акты, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Законодательство РФ об исполнительном производстве также состоит из Федерального закона от 21 июля1997 г N.№ 119-фЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», Гражданского процессуального кодекса РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Закон «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — судебные акты), а также актов других органов, которым при рсущест-влении-установленньпгзаконом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Закон «О судебных приставах» определяет организацию деятельности службы судебных приставов.

Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ регулируют вопросы производства, связанного с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов.

Органами принудительного исполнения судебных актов и актов других органов являются Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации и службы судебных приставов субъектов РФ (далее — ФССП России).

ФССП России осуществляет следующие полномочия:

1) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:

установленный порядок деятельности судов;

осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;

проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;

2) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации:

хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации);

участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства;

участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

3) руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контроль их деятельности;

4) проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

5) создает и ведет в установленном порядке банки данных о возбуждении исполнительного производства, обеспечивает методологическое единообразие и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

6) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Минюст России предложения по его совершенствованию.

Незаконные действия судебного пристава — исполнителя могут быть обжалованы.

В соответствии со ст. 90 Закона РФ «Об исполнительном производстве» обжалование действий (бездействия) судебных приставов — исполнителей осуществляется путем подачи жалобы на действия судебного пристава — исполнителя по исполнению исполнительного документа или на отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава — исполнителя.

Жалоба подается изыскателем или должником в суд в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа) в совершении действия. Течение этого срока для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия (об отказе в совершении действия), начинается со дня, когда лицу стало об этом известно.

Статья 90 Закона РФ «Об исполнительном производстве» устанавливает определенные особенности обжалования в зависимости от того, при исполнении какого акта судебным приставом — исполнителем совершены действия (отказано в их совершении), ставшие предметом обжалования.

В том случае, когда исполнительный документ выдан судом общей юрисдикции, жалоба подается в суд общей юрисдикции. Выдача исполнительного документа арбитражным судом определяет подачу жалобы в арбитражный суд. В соответствии с ответами Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ на вопросы судов по применению норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, утвержденными Президиумом Верховного Суда РФ 24 марта 2004 г., если исполнительный лист выдан мировым судьей — мировому судье, в районе деятельности которых исполняет свои обязанности судебный пристав — исполнитель.

Во всех остальных случаях жалоба на совершение исполнительных действий судебным приставом — исполнителем или отказ в совершении таких действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава —исполнителя, подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава - исполнители.

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются участники исполнительного производства в процессе рассмотрения жалобы на действия (бездействие) судебного пристава — исполнителя, — это отсутствие четко регламентированных в правовом плане сроков судебного разбирательства.

Вышесказанное относится исключительно к гражданскому процессуальному законодательству.

Рассмотрение жалобы по правилам искового производства возможно лишь в случаях, предусмотренных ГПК РФ. Статья 441 ГПК РФ, регулирующая вопросы обжалования действий (бездействия) судебного пристава — исполнителя, не отсылает к гл. 15 ГПК РФ и не содержит положений, устанавливающих, что дела по жалобам на действия (бездействие)судебного пристава — исполнителя рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства.

Соответственно, вывод о необходимости рассмотрения жалобы на действия (бездействие)судебного пристава — исполнителя по правилам производства в суде первой инстанции сделан на основе расширительного толкования ст. 441 ГПК РФ, что в данном случае не допускается.

Представляется, что при обжаловании действий (бездействия) судебного пристава — исполнителя логично было бы применить гл. 25 ГПК РФ, регулирующей порядок производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия)органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты