Судебные приставы в исполнительном производстве

2)закрепление в законе порядка приобретения статуса ЧСПИ и требований к лицу, претендующему на занятие этой должности: достижение двадцатитрехлетнего возраста; наличие высшего юридического образования; безупречная работа в органах принудительного исполнения продолжительностью не менее года; наличие специализации по программе подготовки частных судебных приставов-исполнителей и др.;

3) установление статуса ЧСПИ как независимого специалиста по вопросам исполнительного производства и определение его обязанностей: добросовестно и в полном объеме исполнять требования исполнительного документа; постоянно совершенствовать свои знания в области исполнительного производства и повышать квалификацию; соблюдать кодекс профессиональной этики ЧСПИ и др.;

4) наличие четких правил допуска к квалификационному экзамену и порядка присвоения статуса ЧСПИ;

5) правовое регулирование основ взаимоотношения государства и профессионального сообщества ЧСПИ как института гражданского общества;

6) закрепление основополагающих принципов деятельности ЧСПИ: законность, независимость, самоуправление, корпоративность, равноправие, платность оказываемых услуг, обеспечение минимальных гарантий правовой защиты участников исполнительного производства в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, иными федеральными законами;

7) установление перечня законодательных актов об исполнительной деятельности ЧСПИ, исходя из того, что законодательство об исполнительном производстве — предмет исключительного ведения Российской Федерации;

8) закрепление в законе организационно-правовых форм деятельности ЧСПИ (кабинет, бюро), права самостоятельного выбора организационно-правовой формы, запрета на преобразование в коммерческую организацию;

9) установление исчерпывающего перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в целях исполнения исполнительных документов;

10) определение:

а) статуса помощника ЧСПИ и требований к нему: наличие незаконченного высшего или среднего юридического образования, статуса стажера ЧСПИ и срока стажировки — от шести месяцев до одного года;

б) статуса Федеральной палаты ЧСПИ в качестве общероссийской негосударственной некоммерческой организации, объединяющей палаты ЧСПИ субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства, указание целей ее деятельности и принципов взаимоотношения Федеральной палаты ЧСПИ с палатами ЧСПИ субъектов Российской Федерации;

в) компетенции высшего органа Палаты ЧСПИ — собрания (конференции) ЧСПИ субъекта Российской Федерации, совета палаты ЧСПИ, президента и других членов совета;

г) полномочий Всероссийского съезда ЧСПИ как высшего органа Федеральной палаты ЧСПИ, периодичности его созыва, норм представительства палат ЧСПИ субъектов Российской Федерации, а также полномочий совета Федеральной палаты ЧСПИ.

По нашему мнению, принципиально важен вопрос о сохранении статуса ЧСПИ судебными приставами-исполнителями, занимавшими свои должности ранее. Возможны два подхода: либо все судебные приставы-исполнители становятся ЧСПИ и сведения о них вносятся с их согласия в письменной форме в соответствующий реестр, либо обязательно в срок, установленный законом, все судебные приставы-исполнители должны сдать квалификационный экзамен, получив решение квалификационной комиссии о присвоении статуса ЧСПИ, и только после этого сведения о них вносятся в реестр.

Предпочтительным представляется второй вариант, поскольку только при таком подходе можно сформировать профессиональный институт ЧСПИ, способный эффективно решать стоящие перед ним задачи и способствовать тем самым повышению авторитета судебной и исполнительной власти.

В случае принятия закона «Об исполнительной деятельности частных судебных приставов-исполнителей» очень важно привести в соответствие с его требованиями организационно-правовые формы ФССП РФ, образованные до вступления его в силу. Здесь также возможны разные подходы. Согласно первому все службы судебных приставов приводят свою организационно-правовую форму в соответствие с предлагаемым федеральным законом. В случае выбора второго подхода те, кто не желает переходить на новую модель, продолжат осуществлять свою деятельность в прежней организации энно-правовой форме, т. е. в рамках публично-правовой модели.

В итоге — в случае альтернативы — выбор формы принудительного исполнения (частной или публичной) останется за взыскателем. При этом конкуренция между традиционными службами судебных приставов и новыми организационно-правовыми образованиями (кабинетами и бюро ЧСПИ) неизбежна, что должно повысить эффективность исполнения юрисдикционных актов в целом. Не исключается установление определенного переходного периода (3—5 лет) для перехода на либеральную (частноправовую) модель исполнения юрисдикционных актов по мере готовности к реформированию служб судебных приставов-исполнителей субъектов Российской Федерации. Очевидно, эти вопросы должны стать предметом серьезных обсуждений, в том числе с участием заинтересованных граждан России как потенциальных взыскателей и должников.[3]


3. Новая жизнь судебных приставов

С 1 февраля 2008 года вступил в силу новый Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и утратил силу принятый более 10 лет назад федеральный закон от 2 Г июля 1997 года с аналогичным названием и предметом регулирования. Уже первый год работы закона 1997 года показал его несовершенство и оторванность от реалий правоприменительной практики.

Закон содержит ряд серьезных изменений действующего порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, которые продиктованы реалиями современной жизни и отвечают нынешней динамике | развития экономических отношений.

Документ направлен на повышение эффективности исполнения актов судов и иных уполномоченных органов при максимальном обеспечении прав и свобод граждан и организаций. Исполнение актов возложено на службу судебных приставов, роль которой в обществе неуклонно возрастает. В законе 1997 года деятельности судебных приставов как инструмента принудительного исполнения судебных и других актов посвящены только две статьи. Этого, конечно, было недостаточно, и практически одновременно был принят отдельный Федеральный закон "О судебных приставах", который неоднократно дополнялся и совершенствовался. Однако деятельность судебных приставов неотделима от исполнительного производства, поэтому в новом Законе "Об исполнительном производстве" полномочиям, правам и обязанностям судебных приставов уделено гораздо больше внимания.

По словам директора Федеральной службы судебных приставов, главного судебного пристава РФ Николая Винниченко, "человек, который хоть раз побеждал в суде, знает, что решение спора в его пользу на бумаге - еще не окончательная победа.

Она станет таковой, когда решение судьи будет реальностью, и, например, истец получит то, что ему присудили. Чаще всего такая победа без пристава-исполнителя невозможна. А главное, чем руководствуется пристав, это Закон "Об исполнительном производстве". Но не секрет, что очень часто выполнить решение суда не может даже и пристав-исполнитель. Поэтому в новом законе расширены полномочия судебного пристава-исполнителя, например, в части доступа к информации, необходимой для своевременного исполнения судебных актов и актов других органов.

На необходимость законодательного закрепления соответствующих полномочий судебного пристава-исполнителя неоднократно обращали внимание эксперты Совета Европы.

Новеллы, предусматривающие полномочия судебного пристава-исполнителя в определенных случаях самостоятельно решать вопросы о приостановлении и прекращении исполнительного производства, позволят более оперативно разрешать возникающие в ходе исполнительного производства вопросы. При этом суды будут освобождены от формального рассмотрения соответствующих заявлений.

Новый закон более детально регламентирует порядок привлечения судебными приставами виновных лиц к административной ответственности (в виде штрафа) за нарушение законодательства об исполнительном производстве.

Этот закон впервые наделяет главного судебного пристава Российской Федерации правом передавать из одного территориального органа ФССП России в другой исполнительное производство. А главных судебных приставов субъектов Федерации он наделяет правом передавать исполнительное производство из одного структурного подразделения в другое (в пределах одного субъекта Федерации). Такое решение может приниматься должностными лицами службы для более полного и правильного осуществления исполнительного производства. Это может быть связано, например, с исполнением документов, представляющих особую экономическую, социальную или общественно-политическую значимость для страны либо для Субъекта Федерации.

Для того чтобы быстрее устранить нарушения законодательства, допущенные судебными приставами-исполнителями, и для усиления контроля I за принимаемыми ими различного рода решениями по исполнительному производству закон предусматривает возможность обжалования постановлений, действий или бездействия судебных приставовисполнителей наряду с судебным |оспариванием, главному судебному приставу России, главному судебному приставу субъекта Федерации и старшему судебному приставу. По прежнему закону такое обжалование возможно было только в судебном порядке".

На взгляд Николая Винниченко, обновленный закон об исполнительном производстве позволит упрочить российскую систему защиты прав и основных свобод человека, общества, государства и приблизить ее к европейским стандартам, существенно повысив эффективность работы ФССП России и авторитет правосудия.

Как правило, закон закрепляет уже сложившуюся практику, а деятельность судебных приставов в последние годы становилась все более эффективной., Судебные приставы доказали свою компетентность в решении запутанных случаев принудительного исполнения судебных актов. Вот несколько примеров.

В общежитии, принадлежащем столичному автокомбинату № 24, уже два года нет ни света, ни тепла. Правительство Москвы приняло решение о ликвидации общежития. Большая часть его жильцов переехала. Жилым остался лишь один этаж, обитателям которого владельцы общежития предложили переехать в комнаты в коммунальных квартирах.

Но неожиданно для властей жильцы от переезда отказались и устроили акцию протеста. Автокомбинат обратился с иском в суд. И Кузьминский суд принял несколько решений о выселении. По словам главы отдела судебных приставов по Юго-Восточному округу столицы Алексея Орлова, жильцов убеждали переехать из общежития, где нет условий для проживания, в теплые изолированные комнаты со всеми удобствами, но они не были оформлены за жильцами документально.

Судебные приставы-исполнители вместе с жителями съездили в новый дом и показали, где им предлагается поселиться. После этого мятежники согласились переехать.

В Кемерово прошли совместные акции судебных приставов и сотрудников ГИБДД по выявлению должников, уклоняющихся от исполнения судебных решений. Теперь такие рейды проводятся не только на постах ДПС, но и на станциях технического осмотра автомобилей, которые обязаны посетить все автовладельцы. Один из приставов вместе с сотрудниками автоинспекции проверяет документы у автомобилистов: по рации передает его данные, а сидящие в служебном автомобиле коллеги проверяют, имеется ли у гражданина какая-либо задолженность. Однажды был взыскан долг по транспортному налогу в размере 3 тысяч рублей. Во время другой акции попался "клиент" с семитысячной задолженностью за коммунальные услуги. По словам сотрудников службы, рейды помогают найти неплательщиков крупных штрафов и алиментов, которые нередко скрываются. Практически все водители, уличенные в небольших неоплаченных долгах (а сейчас во время выездных акций проверяют задолженность за ЖКХ, по налогам, в Пенсионный фонд и другие структуры), предпочитают выплатить их на месте.

Управление Федеральной службы судебных приставов (УФССП) по Ивановской области заявило об успешном опыте применения ограничения права выезда должников за границу. "На 1 октября 2007 года с начала года судебными приставами-исполнителями региона вынесено четыре поручения о временном ограничении права выезда за пределы РФ, — пояснила пресс-секретарь областного УФССП Татьяна Лепехина. — Применение этой меры позволило вернуть государству только с одного должника 450 тысяч рублей. Такую сумму недополучил бюджет по причине недостоверных сведений, указанных должником при доставке в Россию крупных грузов из европейских стран.

Проверив имущественное положение должника, судебные приставы Кинешмы установили, что ни счетов, ни имущества, на которое можно наложить арест в счет погашения долга, у него нет. Предприниматель уверял, что взять с него нечего.

Постановление о возбуждении исполнительного производства удалось вручить должнику только через сотрудников милиции. По месту регистрации в Кинешме должник не проживал, а фактический адрес проживания вообще выдумал.

На запрос судебного пристава-исполнителя из ГИБДД пришла информация, что на имя должника зарегистрировано три транспортных средства. Но он утверждал, что давно продал технику. В ходе проверки наличия банковских счетов обнаружен расчетный счет в одном из банков города, на котором находилась сумма 1 рубль 15 копеек. "Это все, что у меня есть", — уверял должник. Но судебному приставу удалось установить, что в банке "Русский стандарт" должник брал крупный кредит, который был полностью погашен: должник осуществлял денежные операции, позволившие погасить кредит. Запрос, направленный в таможенную службу города Иваново, выявил, что за пять месяцев 2007 года предприниматель десять раз пересекал границу РФ.

Судебный пристав сообщил должнику, что в отношении него будет применено ограничение права выезда за рубеж. Однако тот предупреждениям не внял. Пристав вынес соответствующее постановление и направил его в пограничную службу, после чего запрет на выезд из РФ был поставлен на всех пограничных постах. Только применение этой меры заставило должника сознаться в том, что основным его доходом является перегон автомобилей на заказ.

Тогда он "неожиданно вспомнил", что принадлежащий ему мусоровоз Mercedes работает на уборке МКАД. Должник заявил, что готов представить его к аресту в счет погашения долга, который к тому времени вырос почти до 500 тысяч рублей (за время исполнительного производства поступил штраф таможенной службы в размере 48 тысяч 260 рублей). Независимый оценщик установил стоимость техники в 850 тысяч рублей. По этой цене мусоровоз и был реализован. Из вырученной от продажи суммы был погашен не только долг перед государством, но и взыскан 7-процентный исполнительский сбор, который составил почти 35 тысяч рублей. Судебный пристав-исполнитель Сергей Коновалов вернул государству полмиллиона рублей".

По данным ФССП России, с начала 2007 года судебными приставами-исполнителями территориальных органов вынесены постановления и направлены для исполнения в пограничную службу ФСБ России поручения об ограничении права на выезд 8366 граждан, не исполнивших судебные решения. Общая сумма долгов, подлежащая взысканию с "невыездных" граждан, составила почти 12 млрд рублей. Должники, в отношении которых судебными приставами ранее уже были предприняты все предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве" меры по принудительному исполнению судебного решения, после ограничения в выезде за пределы РФ возвратили взыскателям 1 млрд 426 млн 583 тысячи рублей.[4]



Заключение


Низкий уровень исполненных судебных актов и актов иных юрисдикционных органов не только нарушает права граждан и организаций, но и порождает ряд других негативных явлений.[5]

Работа судебных приставов с каждым поколением становится все более организованной, применяются новые методы работы. Судебный пристав, для меня стал наиболее интересной сферой деятельности государственных органов, зная историю и успехи продвижения, можно смело утверждать, что система периодически совершенствуется. Как для будущего юриста, полученная информация очень важна для меня, хотя другие сферы деятельности государственных органов не менее важны в процессе обучения.


[1] Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации, № 12/2002  И.В.Решетникова « Служба судебных приставов. Пять лет – начало пути » стр.68-71

[2] ISSN 0869-7671. Право и экономика.2007.№5 Татьяна Петрухина «Об исполнении судебных актов» стр. 87-91

[3] Журнал «Законодательство» №12. 2006 г. Г.А. Гаджиев, Г.Д. Улетов астр. 59-65

[4] Журнал «Социальная защита» №2 . 2008 г. О.Кондратьева . стр. 51-55

[5] Журнал «Законодательство» 2006 г. Судья РФ Г.А. Гаджиев, Г.Д. Улетова стр.59


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты