В этом случае срок на рассмотрение жалобы на действия (бездействие) судебного пристава — исполнителя составляет 10 дней (ст. 257 ГПК РФ).
Рассмотрение жалобы на действия (бездействие) судебного пристава — исполнителя в десятидневный срок представляется обоснованным с точки зрения соответствующих положений не только ГПК РФ, но и Закона РФ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона РФ «Об исполнительном производстве» при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав — исполнитель может отложить исполнительные действия на срок не более 10 дней по заявлению должника. Как правило, судебный пристав — исполнитель рассматривает обжалование его действий (бездействия) как обстоятельства, препятствующие совершению исполнительных действий.
Соответственно, эти 10 дней могут быть использованы стороной, обжалующей действия судебного пристава — исполнителя как отсрочка приведения в исполнение незаконного исполнительного документа.
Разумеется, отложение исполнительных действий — это не единственный вариант возможной отсрочки исполнения исполнительного документа.
Статья 436 ГПКРФ предусматривает обязанность судьи приостановить исполнительное производство в случае:
смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство, а также возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника, утраты должником дееспособности;
участия должника в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов или просьбы взыскателя, участвующего в боевых действиях либо в выполнении задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов;
предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи), на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается федеральным законом;
подачи жалобы в суд на действия органов или должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
вынесения определения судьей, которому федеральным законом предоставлено право приостанавливать исполнение судебного постановления.
Статья 437 ГПК РФ предусматривает, что судья может также приостановить исполнительное производство в случае:
реорганизации организации, являющейся должником; просьбы должника, проходящего военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
нахождения должника в длительной служебной командировке;
нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
розыска должника, его имущества или розыска отобранного у должника ребенка;
обращения судебного юриста на — исполнителя в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении принятого им судебного постановления, подлежащего исполнению;
подачи жалобы на действия судебного пристава — исполнителя или на его отказ в совершении исполнительных действий, а также на отказ в отводе судебного пристава — исполнителя.
Таким образом, сторона исполнительного производства, решив воспользоваться предусмотренной законодательством возможностью отсрочки исполнительных действий, может отложить и (или) приостановить исполнительные действия способом, установленным законом.
В случае отложения исполнительных действий должник сталкивается с тем, что ст. 441 ГПК РФ, регулирующая вопросы обжаловании действий (бездействия) судебного пристава — исполнителя, не содержит положений о сроке рассмотрения соответствующих жалоб в суде. В результате десятидневный срок, предусмотренный для отложения исполнительных действий по заявлению должника, истекает, а жалоба остается в производстве суда на рассмотрении.
Некоторые юристы могут возразить, что п. 2 ст. 19 Закона РФ «Об исполнительном производстве» не содержит ограничений по количеству возможных отложений исполнительных действий. Соответственно, должник вправе обратиться с заявлением об отложении исполнительных действий на 10 дней неограниченное количество раз. Однако следует учитывать, что п. 2 ст. 90 Закона РФ «Об исполнительном производстве» предусматривает не обязанность, а право судебного пристава — исполнителя на отложение исполнительных действий. Более того, такие обстоятельства, как обжалование действий (бездействия) судебного пристава, правомерно могут быть рассмотрены какие препятствующие совершению исполнительных действий.
В этом случае у должника, обжалующего незаконные, по его мнению, действия (бездействие) судебного пристава — исполнителя, остается единственная возможность их отсрочки — это предусмотренная ст. 436, 437 ГПК РФ, ст. 327 АПК РФ, ст. 21, 22 Закона РФ «Об исполнительном производстве» возможность приостановления исполнительных действий.
Полномочиями по приостановлению исполнительного производства обладают: суд общей юрисдикции, мировой судья, арбитражный суд.
При приостановлении исполнительных действий, так же, как и при их отложении, стороны исполнительного производства сталкиваются со схожими проблемами.
Статья Закона I 'Ф «Об исполнительном производстве» устанавливает максимальный срок 5 дней на исполнение исполнительного документа.
В соответствии с ч. 3 ст. 327 АПК РФ заявление о приостановлении исполнительного производства рассматривается судом в десятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд. Статьи 436, 437 ГПК РФ, устанавливающие, соответственно, обязанность и право судьи приостановить исполнительное производство, не содержат положений, касающихся порядка и срока рассмотрения заявления о приостановлении исполнительного производства. Не содержит таких положений и Закон РФ «Об исполнительном производстве».
В итоге должник, на которого возложена обязанность по исполнению исполнительного документа, в течение 5 дней, а то и меньше, со дня его получения получает определение о приостановлении исполнительного производства после исполнения исполнительного документа.
Выходом из ситуации могла бы служить возможность приостановления исполнительного производства не только судом, но и судебным приставом —исполнителем в сроки, более короткие по сравнению со сроками исполнения исполнительного документа.
С такими же препятствиями должник зачастую сталкивается и при попытке прекратить исполнение незаконного исполнительного документа.
В случае признания незаконным исполнительного документа и прекращения исполнительного производства должник сталкивается с невозможностью поворота исполнения.
Автору пришлось столкнуться в своей практике со следующей ситуацией.
Должнику-организации поступило постановление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа.
Указанное постановление не (одержало наименование суда, выдавшего исполнительный документ. Изучив данные, содержащиеся в постановлении, в частности сведения о взыскателе, организация пришла к выводу, о том, что решение суда, на основании которого был выдан исполнительный лист, принято в ее отсутствие. Исковое заявление, судебные повестки организации не направлялись. Весь судебный процесс производился без участия организации.
Просьба организации о сообщении судебным приставом — исполнителем данных, содержащихся на почтовом конверте, в котором в службу судебных приставов поступил исполнительный лист, не была удовлетворена.
В итоге организация— должник была лишена права на обжалование незаконного судебного решения, принятого в ее отсутствие.
Организация обжаловала действия судебного пристава — исполнителя по исполнению незаконного исполнительного документа.
Зато время, пока жалоба на действия судебного пристава — исполнителя находилась в суде, исполнительный документ был исполнен, денежные средства были перечислены взыскателю.
Решением суда постановление о возбуждении исполнительного производства было признано незаконным.
Однако, учитывая, что ст. 443 ГПК РФ предусматривает поворот исполнения решения суда только в случае отмены решения суда, организация, перечислившая денежные средства взыскателю, вернуть их не смогла.
В заключение отметим, что существующие недостатки современного исполнительного законодательства, а именно несогласованность сроков исполнения исполнительного документа со сроками его исполнения, невозможность поворота исполнения судебного решения в случае отмены исполнительного документа и прекращения исполнительного производства, а также загруженность судов, препятствующая нормальному движению дела, лишают всякого смысла сам процесс обжалования решений, действий (бездействия) судебного пристава — исполнителя, имеющий целью не допустить принудительное исполнение незаконного исполнительного документа.[2]
2. Проблемы исполнения судебных актов и перспективы института частных судебных приставов-исполнителей в России
Эффективность судебной защиты в значительной степени зависит от того, насколько успешно выполняют свою функцию органы принудительного исполнения. Ведь лица, защищающие свои права, нуждаются не в декларативном судебном решении или констатации факта нарушения своих прав, а в реальной их защите.
Именно судебные приставы-исполнители завершают цикл защиты нарушенных прав граждан и организаций, что и предопределяет особую значимость их эффективной деятельности. В России в настоящее время не создан эффективный механизм исполнения судебных актов и актов иных юрисдикционных органов, в связи с этим вопрос о форме организации Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и всей системы принудительного исполнения в России в целом все еще относится к числу наиболее дискуссионных.
Несмотря на проводимые реформы значительного улучшения дел в сфере исполнительного производства не произошло. Главной проблемой, как справедливо отмечает В.В. Ярков, остается низкая исполнимость судебных и иных предъявляемых к исполнению решений во многих субъектах Российской Федерации. В частности, в Уральском федеральном округе в 2003 г. фактическим исполнением исполнительного документа оканчивалось лишь около 30% исполнительных производств.
В 2002 г. в Республике Кабардино-Балкария по оконченным производствам фактическая сумма взыскания составила 3,4%, в Москве — 2,9, в Республике Калмыкия — 2,6, в Чукотском автономном округе и Читинской области — менее 2%. Большинство оконченных исполнительных производств завершалось, по существу, составлением акта о невозможности взыскания задолженности из-за отсутствия имущества у должника. В Москве по этой причине окончено около 82% исполнительных производств, в Чукотском автономном округе — 69, в республике Кабардино-Балкария и на Алтае — около 67%.
Отрадно, что, поданным ФССП России, в последнее время удалось значительно улучшить показатели деятельности органов принудительного исполнения. Планировалось, что в 2005 г. процент исполнительных производств, оконченных фактическим исполнением, составит 54,6%. Прогнозируемые результаты были достигнуты в Центральном (среднее значение составило 54,8%), Приволжском (55,6%),, Южном (63,4%>) федеральных округах.
В Краснодарском крае за первое полугодие 2006 г. общее количество оконченных исполнительных производств составило 273 898, из них окончено фактическим исполнением судебными приставами-исполнителями (подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «Об исполнительном производстве») 174 543 производства (63,7%), возвращением исполнительных документов по основаниям, указанным в подп. 2—6 п. 1 ст. 26, подп.З п.1 ст. 27 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (без фактического исполнения) — 123 780 производств (45,2%).