В равной степени всеми избирательными правами обладают граждане РФ, проживающие или находящиеся в период подготовки или проведения выборов за пределами территории российской Федерации. Не имеют этих прав граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные организации и общественные движения не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую подготовке и проведению выборов.
Проведение выборов в сроки, установленные Конституцией РФ и федеральным законом является обязательным. Выборы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем выборов является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. В случае если Президент РФ не назначит выборы в установленный срок, выборы депутатов Государственной Думы назначаются Центральной избирательной комиссией РФ и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума.
При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, Днем выборов в этом случае является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы. В случае если Президент РФ, распустив Государственную Думу, не назначит новые выборы, выборы назначаются центральной избирательной комиссией РФ и проводятся в последнее воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты. Федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами страны, считаются приписанными к этому округу.
Этот порядок избрания депутатов государственной Думы был впервые введен в действие на очередных выборах в Думу в 2007 г. Ранее депутаты избирались по одномандатным округам (один депутат от каждого округа - так называемая мажоритарная система), а другая половина - по единому федеральному избирательному округу, когда депутаты определялись пропорционально количеству голосов, поданных за то или иное избирательное объединение (так называемая пропорциональная система). Изменение закона исходит из того, что новый порядок выборов даст значительный стимул становлению в стране прочной партийной системы, приведет к сокращению числа мелких политических партий, улучшит распределение мандатов и представительство региональных групп кандидатов.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки. Их образует глава местной администрации по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 50 дней до голосования с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей. Избирательный участок должен включать не более 3 тыс. избирателей, обычно он находится в границах административно-территориального деления в субъекте РФ.
Списки избирателей составляются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Закон регламентирует порядок включения в списки избирателей всех категорий граждан, находящихся в день выборов за пределами своего постоянного проживания (в санаториях, больницах, общежитиях, за рубежом, на военной службе и др.). Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня выборов, и каждый гражданин вправе обжаловать невключение в список в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы обеспечивают избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные (районные, городские и другие), избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии.
Избирательные комиссии формируются и действуют в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и другими федеральными законами. Все решения и действия любой избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию и суд.
Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, в случае регистрации получает право назначить одного члена каждой избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Выдвижение кандидата в депутаты. Кандидаты в депутаты выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов. Выдвижение осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов. Политическая партия вправе выдвинуть в составе своего списка гражданина, не являющегося членом данной партии (таких лиц должно быть не более 50%). Поэтому каждый гражданин вправе обратиться в региональное отделение партии с предложением включить его в список.
Решение о выдвижении списка принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Выдвижение осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня публикации решения о назначении выборов. Федеральный список разбивается на региональные группы, которые образуются пропорционально численности избирателей. Региональная часть каждого списка должна охватывать все субъекты РФ, а в общефедеральную часть списка включается не более трех кандидатов. Всего же в списке должно быть не более 500 человек.
Утвердив федеральный список партии, последняя представляет его и все необходимые документы по каждому кандидату в Центральную избирательную комиссию. В случае отказа принять список решение комиссии может быть обжаловано в Верховный Суд РФ, который обязан рассмотреть жалобу в пятидневный срок.
В поддержку списка партии ее участники собирают подписи избирателей (не менее 200 тысяч) или вносят избирательный залог (15% от предельных расходов из средств избирательного фонда). Но те партии, которые уже представлены в Думе, от того и другого освобождены. Центральная избирательная комиссия регистрирует списки кандидатов и передает их в СМИ.
После регистрации все кандидаты приобретают права, необходимые им для ведения предвыборной кампании (освобождаются от работы с компенсацией, бесплатно пользуются транспортом и др.). Кандидаты в депутаты, замещающие государственные или муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущество своего должностного или служебного положения.
Кандидаты в депутаты после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут административному наказанию в судебном порядке без согласия Генерального прокурора Российской Федерации.
Для выборов депутатов Государственной Думы каждый избиратель получает бюллетень в форме, устанавливаемой Центральной избирательной комиссией, в котором в определенном порядке перечислены все списки кандидатов. Избиратель вправе выбрать тот список, за который он желает проголосовать.
Подсчет голосов производит участковая избирательная комиссия, которая передает протокол в вышестоящую комиссию, и так вплоть до центральной избирательной комиссии, которая устанавливает и объявляет о результатах выборов. Однако в целях установления общественного контроля за подсчетом голосов один экземпляр протокола любой избирательной комиссии предоставляется для ознакомления доверенным лицам, наблюдателям и др.
Центральная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися в случае, если:
1. в выборах приняло участие менее 25% избирателей, включенных в списки избирателей;
2. ни один из списков кандидатов не получил 7% голосов избирателей;
3. все списки получили в совокупности 60% и менее голосов избирателей.
Центральная избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными:
1. если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
2. если выборы признаны недействительными на участках, которые в совокупности включали не менее 25% от общего числа избирателей;
3. по решению суда.
К распределению депутатских мандатов допускаются только федеральные списки, которые получили семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Требуется также, чтобы списков было не менее двух и за них было подано в совокупности более 60% голосов. В этом случае иные списки к распределению мандатов не допускаются.
Распределение депутатских мандатов начинается с того, что сумма голосов избирателей, поданных по федеральному округу за федеральные списки, делится на 450, т.е. число распределяемых мандатов. Полученный результат есть первое избирательное частное. Затем число голосов, полученных каждым федеральным списком, делится на это избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный список кандидатов.
Если же после указанных действий остаются нераспределенные мандаты, то производится их вторичное распределение. Нераспределенные мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате первого деления. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей.
Поскольку федеральный список разбит на региональные группы, то после определения депутатов по определенной части списка производится распределение мандатов внутри федерального списка, т.е. между региональными группами. Если в результате всех этих действий Дума останется в неправомочном составе, нераспределенные мандаты передаются спискам кандидатов, не допущенных к их распределению. Эти мандаты распределяются пропорционально полученному числу голосов избирателей. Если же выборы признаны несостоявшимися или недействительными, Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы не позднее чем через четыре месяца.
Центральная избирательная комиссия регистрирует депутатов и выдает им удостоверения.
2.2 Порядок формирования Совета Федерации[3]
Согласно Конституции РФ[4] (ч.2 ст.95) в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В то же время ч.2 ст.96 указано, что формирование Совета Федерации устанавливается федеральным законом.