Сущность и основные черты Федерального собрания по Конституции Российской Федерации

Эти конституционные положения позволяют сделать два очевидных вывода. Во-первых, в Совете Федерации должно насчитываться по два представителя от каждого субъекта РФ, вследствие чего и председатель палаты должен быть избран из этого числа членов. Во-вторых, поскольку в одной и той же статье Конституции законодатель указал, что совет Федерации "формируется", а Государственная Дума образуется путем "выборов", то тем самым он с очевидностью установил, что порядок образования Совета Федерации отличается от порядка образования Думы. Однако без ответа оставались существенные вопросы: кто и каким образом в субъектах РФ назначает или избирает этих двух представителей двух ветвей государственной власти. Должны ли они избираться населением каждого субъекта РФ или делегироваться главой администрации и органом законодательной власти. Если остановиться на выборности населением, то возникает дополнительная необходимость обеспечить, чтобы такие выборные лица выражали точки зрения законодательной и исполнительной власти. Но как этого добиться? Эти вопросы вызвали острую дискуссию в парламентских кругах, которая, затянувшись до конца 1995 г., когда срок полномочий Совета Федерации первого созыва истекал, едва не привела к параличу всей федеральной парламентской системы. Постепенно всем стало ясно, что провести выборы членов Совета Федерации в субъектах Федерации синхронно с выборами депутатов Государственной Думы уже по времени невозможно, а избранная в установленный срок Государственная Дума второго созыва не могла бы начать функционировать, пока не образован Совет Федерации.

В этих условиях, после рассмотрения в государственной Думе многих вариантов законопроектов, Думой был принят весьма лаконичный Закон (всего четыре статьи), ставший известным по имени его инициатора как "Закон Чилингарова".

Закон установил, что в Совет федерации в качестве представителей от каждого субъекта РФ должны входить глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти. Это положение было коренным образом изменено Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

Закон устанавливает общие требования к членам Совета Федерации и порядок избрания (назначения) представителей от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Членам Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Член Совета Федерации - представитель от представительного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании этого органа путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации - представитель от двух палат законодательного органа избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ новый член Совета Федерации - представитель от этого органа должен быть избран не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

Кандидатура для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного органа вносятся на рассмотрение этого органа этого председателем.

В двухпалатном законодательном органе кандидатуры вносятся на рассмотрение данного органа поочередно председателями палат. Группы депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не позднее трех месяцев назначается высшим должностным лицом на срок его полномочий. Указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации.

Кандидаты для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации обязаны представить соответственно в законодательный орган или высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа):

1.                 сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующий году избрания (назначения);

2.                 сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации. Полномочия прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации - представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ.

Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным Федеральным Законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Порядок принятия Советом Федерации решений о подтверждении полномочий вновь избранных (назначенных) членов Совета Федерации решений о прекращении полномочий устанавливается Регламентом Совета Федерации.

По представлению Председателя Совета Федерации полномочия члена Совета Федерации могут быть досрочно прекращены избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение). Но орган государственной власти субъекта РФ вправе не рассматривать такое представление Председателя Совета Федерации.

Решение вопроса о порядке формирования Совета Федерации в 1995 году трудно было назвать удачным. По Конституции РФ Совет Федерации - это постоянно действующий орган, что можно обеспечить при условии, если для его членов исполнение их обязанностей в палате является единственным родом занятий. Но этого не было, так как главы законодательных и исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ тоже избирались постоянно действующие органы и к тому же были весьма перегружены текущей работой. Получалось, что при этих условиях состав Совета Федерации объективно не мог стать постоянным на какой-то единый срок. Но другого решения законодатели в то время не нашли.

Нынешний порядок формирования Совета Федерации исправляет недостаток прежнего порядка, поскольку включает в состав Совета Федерации членов на постоянной профессиональной основе. Но при этом состав палаты все же подвержен частым изменениям, поскольку избрание в субъектах РФ глав представительных органов и наделение полномочиями глав исполнительных органов государственной власти осуществляется несинхронно. Вследствие этого в течение каждого года в Совете Федерации происходит смена каких-то его членов. ФРФ


3. Компетенция Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ


Понятие компетенции парламента. Компетенция парламента - это объем полномочий, через которые раскрываются основные функции данного органа государственной власти. Компетенция устанавливается Конституцией РФ исходя из принципа разделения властей. Полномочия парламента не дублируют полномочия исполнительной и судебной властей, они отражают его основное назначение как представительного и законодательного органа.

Парламентам свойственны три классические основные функции, на которых, собственно, и выросла представительная система:

1.                 принятие законов;

2.                 утверждение государственного бюджета;

3.                 в определенных формах контроль за исполнительной властью.

Две первые функции практически нигде и никогда не подвергались сомнению, в то время как третья породила различные подходы. При парламентарных формах правления контроль за исполнительной властью носит многосторонний характер, а главное - включает право парламента принимать вотум недоверия правительству и тем самым отправлять его в отставку. В президентской республике такого права у парламента нет, но парламент в разных формах участвует в формировании исполнительных органов государственной власти и имеет определенные возможности влиять на исполнительную власть.

В Российской Федерации предметная законодательная компетенция Федерального Собрания конституционно в полном объеме и системно не установлена. Главные ориентиры для определения этой компетенции содержатся в ст.71 и 72 Конституции РФ, в которых перечисляются вопросы ведения Российской Федерации и ее субъектов. Однако круг вопросов, составляющих понятия "ведение Российской Федерации" и "совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов", шире предметной компетенции Федерального Собрания, поскольку по предметам ведения и совместного ведения правовое регулирование осуществляют не только Федеральное Собрание, но и другие федеральные органы государственной власти (Президент РФ, Правительство РФ и т.д.). Федеральное Собрание не вправе принимать законы по вопросам, входящим, согласно Конституции РФ в компетенцию Президента РФ. Следовательно, Федеральное Собрание принимает законы по любым вопросам, входящим в ведение РФ и совместное ведение РФ и ее субъектов, если эти вопросы не входят в компетенцию других органов государственной власти и не вторгаются в сферу ведения субъектов Российской Федерации.

 

3.1 Компетенция Совета Федерации


Специальная компетенция Совета Федерации. Эта компетенция, или вопросы ведения Совета Федерации, установлена в ряде статей Конституции (в основном ст.102) и федеральных законов. Регламент Совета Федерации предусматривает специальный порядок рассмотрения каждого такого вопроса.

В компетенцию Совета Федерации входят следующие вопросы. [5]

1. Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Для рассмотрения вопроса об утверждении изменения границ в Совет Федерации представляются соглашение об изменении границ, подписанное высшими должностными лицами и утвержденное законодательными органами каждого из этих субъектов, обоснование указанного соглашения, согласованное субъектами РФ, и карта местности. Решение об утверждении изменения границ между субъектами РФ принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации. Это постановление является окончательным, оно направляется в законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов РФ, а также в федеральные органы исполнительной власти для исполнения.

2. Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

Указ Президента РФ о введении на территории Российской федерации или в отдельных ее местностях военного положения или чрезвычайного положения незамедлительно направляется Председателем в комитеты Совета Федерации.

Вопрос об утверждении указа Президента РФ рассматривается Советом Федерации в срок, не превышающий 48 часов для военного положения и 72 часов для чрезвычайного положения. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации. Если решение об утверждении указа Президента РФ не набрало большинства голосов от общего числа членов Совета Федерации, указ Президента РФ о введении военного положения или чрезвычайного положения не утверждается, что оформляется постановлением Совета Федерации. Постановление Совета федерации незамедлительно направляется Президенту РФ и в соответствующие органы исполнительной власти для исполнения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты