Теоретически возможно обжалование постановления об отложении принятия решения на срок до 72 часов, однако сроки пересмотра жалобы превышают указанный срок, поэтому практического значения это не имеет[13].
Повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу (ч.9 ст.108 УПК). К таким обстоятельствам может относиться дополнение обвинения новыми эпизодами преступной деятельности, а также уклонение обвиняемого от предварительного расследования и суда, воспрепятствование производства по делу.
На судебных стадиях суд может избрать заключение под стражу в качестве меры пресечения подсудимому по ходатайству стороны обвинения или по собственной инициативе. Основания для этого в суде те же, что и на досудебных стадиях процесса. Дополнительным основанием является обеспечение исполнения приговора. Избирая указанную меру пресечения в суде, судья единолично выносит постановление, а коллегиальный состав суда – определение.
Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет кого-либо из близких родственников подозреваемого или обвиняемого, при их отсутствии – других родственников о месте содержания его под стражей или об изменении этого места. При заключении под стражу военнослужащего уведомляется также командование воинской части (ч.12 ст.108 УПК). Уведомление должно быть письменным, копия приобщается к материалам уголовного дела.
Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, содержатся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы МЮ Российской Федерации; временно эти лица могут содержаться в изоляторах временного содержания органов внутренних дел (ч.1 ст.8, ч.2 ст.9 ФЗ № 103)[14] (см. Приложение № 4). После заключения под стражу лицо может содержаться в ИВС не более 3-х суток. Если доставка лиц, заключенных под стражу, в следственный изолятор невозможна из-за отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, то они могут находиться в местах содержания задержанных до 30 суток.
Кроме того, арестованные могут переводиться в ИВС в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, но не более чем на 10 суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление прокурора, следователя, дознавателя, либо решение суда (ст.13 ФЗ № 103).
В данном случае подозревается не календарный месяц, а месяц, отсчитываемый от начала срока предварительного заключения. Поскольку в законе не сделано каких-либо уточнений, допустимым является содержание арестованного в ИВС по постановлению следователя в течение 20 дней подряд – 10 дней в счет первого месяца и 10 дней в счет следующего за ним.
Прием подозреваемых и обвиняемых, поступивших в следственный изолятор, производится круглосуточно дежурным помощником начальника следственного изолятора или его заместителем, который проверяет наличие документов, дающих основание для приема лица, доставленного в следственный изолятор, опрашивает его и сверяет ответы со сведениями, указанными в личном деле.
Документами, дающими основания для приема подозреваемого или обвиняемого в следственный изолятор, в настоящее время являются: постановление судьи об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу; в отношении подсудимого – определение или постановление суда об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу; в отношении осужденного – обвинительного приговора суда с назначением наказания в виде лишения свободы.
Подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу содержаться раздельно (ст.33 ФЗ № 103). Администрацией следственного изолятора принимаются меры по исключению контактов между ними. Во избежание ошибок следователь должен информировать администрацию следственного изолятора о тех лицах, с которыми обвиняемый должен содержаться раздельно, указав их данные в отдельной справке.
На практике, администрация следственного изолятора требует от следователя прилагать к постановлению об аресте отдельную справку, в которой указывается, с какого момента исчисляется срок содержания под стражей. Такая справка должна быть заверена гербовой печатью.
В случае заключения под стражу подозреваемого в порядке ст.100 УПК РФ следователь обязан в течение 10 дней представить в следственный изолятор копию постановления о привлечении в качестве обвиняемого либо уведомление о предъявлении обвинения, заверенное гербовой печатью.
3. СРОКИ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ И ПОРЯДОК ИХ ПРОДЛЕНИЯ. ОТМЕНА И ИЗМЕНЕНИЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ
УПК Российской Федерации не внес существенных корректив в дозволенную законом длительность сроков содержания под стражей на досудебных стадиях производства. Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца (ч.1 ст.109 УПК). Этот срок соответствует сроку предварительного следствия: предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела (ч.1 ст.162 УПК РФ). Решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей, о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, принятые до 1 июля 2002 года, действуют в пределах того процессуального срока, на который были избраны указанные меры процессуального принуждения (ч.2 ст.5 ФЗ № 59-ФЗ от 29 мая 2002 года «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О введении в действие УПК РФ»»).
Вместе с тем основания продления сроков содержания под стражей до суда, и перечень органов, компетентных продлевать сроки содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, претерпели значительные изменения.
Прежде всего, необходимо указать на вытекающую из ст.223, 224 УПК РФ невозможность для органа дознания и дознавателей продлить срок содержания под стражей. В отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ч.1 ст.224 УПК). В этом случае обвинительный акт должен быть составлен не позднее 10 дней со дня заключения лица под стражу, включая суда и срок задержания. Срок содержания под стражей в этом случае не превышает 10 дней (ч.2 ст.224 УПК).
При невозможности составить обвинительный акт в указанный срок дознаватель должен предъявить обвинение, либо мера пресечения отменяется (ч.3 ст.224 УПК).
«Каков в этом случае максимальный срок содержания под стражей?», - спросите Вы.
Закон прямо не отвечает на этот вопрос, однако следует учесть, что дознание проводиться в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток (ч.3 ст.223 УПК). Таким образом, дознаватель полномочен содержать лицо под стражей не более 25 суток. Если в указанный срок расследование дела не закончено, то дело направляется прокурору для передачи следователю. Что касается срока содержания под стражей, то он соответствует указанному в ст.109 УПК и продлевается при необходимости по ходатайству следователя в обычном порядке.
Давайте рассмотрим с Вами основания и порядок продления сроков содержания под стражей на стадии предварительного расследования уголовного дела.
Срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня до 6 месяцев. Условия следующие:
¨ невозможность закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев;
¨ отсутствие оснований для изменения или отмены меры пресечения (ч.2 ст.108 УПК РФ).
Причины, по которым невозможно закончить следствие в установленный срок, как правило следующие: привлечение по делу трех и более обвиняемых; многоэпизодность уголовного дела; значительный объем доказательственного материала, который должен быть исследован в деле (как правило, по преступлениям в сфере экономической деятельности); сроки производства экспертизы, превышающие 2 месяца; длительная болезнь потерпевшего, не позволяющая завершить производство судмедэкспертизы (характерно для дорожно-транспортных преступлений), «большой объем следственных действий, в том числе за пределами мест предварительного расследования, необходимость производства большого числа экспертиз либо экспертизы, требующей стационарного наблюдения за подозреваемым или обвиняемым» и т.д.
Дальнейшее продление срока содержания под стражей до 12 месяцев осуществляется судьей районного суда при соблюдении следующих условий:
¨ лицо обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления;
¨ уголовное дело представляет особую сложность;
¨ сохраняются основания для избрания ареста мерой пресечения;
¨ ходатайство следователя поддержано письменным согласием прокурора субъекта Федерации или приравненного к нему военного прокурора (ч.2 ст.109 УПК).
В соответствии с законом это должен быть тот же районный суд, который продлевал срок ареста обвиняемого до 6 месяцев.
Срок содержания под стражей вплоть до 18 месяцев может быть продлен судьей суда субъекта Федерации или военного суда того же уровня при следующих условиях:
¨ продление срока носит исключительный характер. Это означает, что уголовное дело не просто представляет сложность в расследовании, но, возможно создает прецедент борьбы с преступлениями, ранее не встречавшимися в судебно-следственной практике;
¨ лицо обвиняется в совершении особо тяжкого преступления;
¨ ходатайство следователя поддержано письменным согласием Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя.
Проблемы с превышением указанных сроков возникают на этапе окончания предварительного расследования и связаны с выполнением требований ст.217 УПК РФ об ознакомлении обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела. Если обвиняемых (и соответственно, защитников) несколько, а дело многотомное, то время ознакомления с уголовным делом затягивается на многие месяцы. При этом обвиняемый и защитник не могут ограничиваться во времени, необходимом для ознакомления с материалами уголовного дела (ч.3 ст.217 УПК РФ).
По моему мнению, правильнее было бы не затягивать сроков следствия длительной процедурой ознакомления с материалами уголовного дела, а перенести эту процедуру на стадию подготовки дела к судебному разбирательству, при этом все возникающие при ознакомлении с делом ходатайства решать в предварительном слушании или в судебном разбирательстве. Судья при получении уголовного дела обязательно выясняет в отношении каждого обвиняемого вопрос, подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения (п.3 ст.228 УПК). Таким образом, судья мог бы решать, должен ли подсудимый находиться под стражей при выполнении процедуры ознакомления с материалами уголовного дела.