Сущность прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью

Сущность прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Правовое регулирование прокурорского надзора в уголовном процессе России

1.1 Законодательные основы прокурорского надзора в уголовном процессе России

1.2 Подзаконное регулирование прокурорского надзора в уголовном процессе России

1.3 Организация прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью

Глава 2. Содержание прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью и проблемы его осуществления

2.1 Содержание прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела

2.2 Содержание прокурорского надзора на стадии предварительного расследования

2.3 Содержание прокурорского надзора на стадии рассмотрения дела в суде

2.4 Проблемы осуществления прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью и направления повышения его эффективности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ВВЕДЕНИЕ

прокурорский надзор уголовный процессуальный

Развитие государственности и правовой системы неотделимо от усиления прокурорского надзора и совершенствования деятельности прокуратуры. Нельзя не согласиться с точкой зрения Ю.И. Скуратова и В.И. Шинда о том, что точное установление места прокуратуры в системе государственно-правовых институтов Российской Федерации имеет ведущее значение для определения ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности. Просчеты в решении этого вопроса — могут повлечь принижение роли прокуратуры, либо, наоборот, непомерно расширить ее полномочия, что чревато опасными последствиями.

Деятельность прокуратуры должна реализовываться по приоритетным направлениям обеспечения реальной охраны прав и свобод человека и гражданина и общества в целом.

Ряд политических деятелей, представителей средств массовой информации, ученых-юристов предлагают различные варианты модернизации статуса прокуратуры, выражающиеся в изменении ее функционального назначения, задач и полномочий, а также места в системе институтов государственной власти. Сущность наиболее радикальных предложений сводится к фактической ликвидации главной функции прокуратуры — надзора за исполнением законов и законностью правовых актов — и превращению прокуратуры в орган уголовного преследования с выделением поддержания обвинения перед судом в качестве основного направления ее деятельности. Эти изменения предполагают, соответственно, и иное определение места прокуратуры в механизме реализации государственной власти — преобразование ее в один из государственных органов, входящих в структуру федеральных органов исполнительной власти

Данный вопрос и на сегодняшний день лишен достаточной ясности. Однако институт правовых актов управления является одним из главных в теории организации прокурорского надзора, осуществляющим важные функции государственного управления и решающим многие вопросы реализации гражданами, должностными лицами своих прав, обязанностей, полномочий. Исследование правового положения отечественной прокуратуры с позиции уголовно-процессуального права и отраслевого законодательного урегулирования показывает, что она является многофункциональным государственным институтом, учреждаемым Конституцией Российской Федерации, УПК РФ и другими подзаконными актами, имеющим особый статус — осуществление государственного надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов в стране, обеспечению законности правовых актов, издаваемых органами исполнительной власти.

Тем не менее, в настоящее время сложились достаточные условия для решения данных вопросов: прокуратура, как многофункциональный государственный орган надзора, независимый от органов власти на местах и имеющий опытный кадровый состав, обладает определенными возможностями влиять на свободное формирование нормотворческой и правоприменительной практики. Как указывает ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"[1], прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Следовательно, прокурорский надзор в современных условиях является универсальной формой государственного контроля за соответствием Конституции РФ и федеральным законам правовых актов органов исполнительной власти и местного самоуправления.

На актуальность рассмотрения проблем прокурорского надзора в современном уголовном процессе указывает не только несомненная важность данной сферы надзорной деятельности прокуратуры, но и широкие перспективы ее дальнейшей разработки и совершенствования. Это и предопределило выбор темы и основные направления выпускной квалификационной работы

Степень научной разработанности, комплексный характер исследуемой проблемы обусловили многоплановость поставленных в настоящей выпускной квалификационной работы вопросов и необходимость обращения к фундаментальным источникам, освещающим различные аспекты темы, связанным с прокурорским надзором и институтом правовых актов управления, рассмотрены такими учеными как Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, К.С. Вельский, Р.Ф. Васильев, С.Н. Жевакин, Ю.М. Козлов, М.Ю. Тихомиров, Н.Ю. Хаманева. Среди последних работ раскрывающих основы прокурорского надзора, выделяются публикации таких исследователей, как Е.К. Глушко, И.Ф. Казьмин, А.Е. Козлов, Р.3. Лившиц, С.Н. Лопатина, С.Н. Махина, А.С. Пиголкин, С.Д. Хазанов. Кроме того, для дипломного исследования привлекались работы по наиболее принципиальным вопросам теории и практики осуществления прокурорского надзора, авторы которых: В.И. Басков, С.Г. Березовский, А.Я. Сухарев, В.И. Шинд, В.Б. Ястребов. Данный перечень представителей отечественной литературы по исследуемой проблеме не исключает в новых условиях государственно-правового развития российского общества необходимости дальнейшего теоретического комплексного анализа вопросов прокурорской власти и ее важнейшей функции — осуществления прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью.

Объектом дипломного исследования стали общественные отношения, складывающиеся при осуществлении надзора прокуратуры за уголовно-процессуальной деятельностью.

Предмет – правовое регулирование прокурорского надзора и проблем его осуществления.

Цель выпускной квалификационной работы состоит в осмыслении теоретического материала, исследовании проблем практической реализации, выявлении пробелов современного законодательного регулирования, выработке практических рекомендаций и предложений, направленных на повышение эффективности прокурорского надзора в уголовном процессе. Задачи:

1)                определение законодательных основ прокурорского надзора в уголовном процессе России;

2)                изучение подзаконного регулирования прокурорского надзора в уголовном процессе России;

3)                исследование организации прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью;

4)                анализ содержания прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела;

5)                определение значения содержания прокурорского надзора на стадии предварительного расследования;

6)                выявление содержания прокурорского надзора на стадии рассмотрения дела в суде;

7)                изучение проблем осуществления прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью и направления повышения его эффективности.

Теоретическую базу исследования составляют труды российских и зарубежных ученых, так и ведущих специалистов в области теории прокурорского надзора.

Нормативную базу дипломной работы составили Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, указы Президента РФ, приказы Генерального прокурора РФ.

Структура выпускной квалификационной работы. Исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованных нормативных актов и специальной литературы, приложений.


ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ

1.1           Законодательные основы прокурорского надзора в уголовном процессе России


Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также осуществляющих уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Организация и деятельность прокуратуры как федерального органа государства, осуществляющего надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, должна быть точно и полно урегулирована нормами федерального законодательства. Основные компоненты правовых основ деятельности прокуратуры определены в ст. 1 Закона о прокуратуре[2]. В ней установлено, что организация и порядок деятельности прокуратуры Российской федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом о прокуратуре и другими федеральными законами, международными договорами Российской федерации.

К этому следует добавить, и это вытекает из требований Конституции России, что в определенной мере деятельность органов прокуратуры в субъектах Федерации регламентируется конституциями и уставами (основными законами) этих субъектов Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, деятельность прокуратуры регулируется указами Президента Российской Федерации[3].

В пределах своей компетенции Генеральный прокурор РФ также регулирует различные аспекты организации и деятельности органов прокуратуры путем принятия приказов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации прокуратура и законодательство о прокуратуре относятся к исключительному ведению Российской Федерации (п. "о" ст. 71)[4]. Поэтому все иные способы и средства нормативной регламентации каких-либо аспектов организации и деятельности прокуратуры РФ в случае их противоречия, несоответствия закону недействительны и не подлежат применению, приостанавливаются или отменяются в установленном порядке.

В ст. 129 Конституцией РФ[5] определены только общие вопросы организации прокурорской системы и порядка назначения на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации. Согласно ст. 129 прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Таким образом, Конституция РФ делает только одно исключение из правила п. "о" ст. 71 Конституции РФ[6], когда законодательством субъекта Федерации должно быть определено, с какими органами власти субъектов Федерации и в каком порядке производится такое согласование. Следовательно, законодательство субъектов Федерации в части, определенной Конституцией РФ только по вопросу согласования Генеральным прокурором РФ назначения предлагаемой им кандидатуры прокурора субъекта Федерации, относится к составу правовых основ деятельности прокуратуры РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты