Сущность прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью

Согласно статье 129 Конституции РФ Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ регулируются федеральным законом «О прокуратуре РФ».

Подчеркивая особую значимость для охраны прав и свобод человека и гражданина, общества и государства тех или иных видов деятельности, законодатель счел необходимым специально указать на возложение на прокуратуру надзора за исполнением законов. Специальными федеральными законами регламентируются задачи, полномочия и порядок деятельности прокуроров в отдельных сферах правовых отношений, ввиду специфики которых прокурор является по существу единственным "внешним" гарантом законности. Таким образом, деятельность органов прокуратуры в уголовном процессе регулируется следующими законодательными актами: Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», УПК РФ; иными федеральными законами и подзаконными актами.

Таким образом, полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве в настоящее время многогранны, позволяют эффективно влиять на эффективность и качество предварительного следствия и успешно поддерживать государственное обвинение при рассмотрении уголовных дел в судах. Вместе с тем, перекосы, образовавшиеся в ходе изменений уголовно-процессуального законодательства в 2007 году, все же ограничили полномочия прокурора в пользу руководителей следственных органов. Полагаю, что на практике это в определенной степени влияет на снижение качества деятельности следователей, является негативным фактором.

Наличие у прокурора функции утверждения (не утверждения) обвинительного заключения, не восполняет указанный пробел в полном объеме. В связи с указанными обстоятельствами считаем, что в ближайшем будущем, последуют изменения уголовно-процессуального законодательства, направленные на возвращение некоторых функций прокурора, целью которых будет более плавный переход к новой модели уголовного судопроизводства.

Процессуальное положение прокурора при надзоре в стадии возбуждения уголовного дела, формы и методы деятельности определяются непосредственными задачами, решаемыми им в данной стадии уголовного процесса. Подготовка прокурорской проверки на стадии возбуждения уголовного дела организационно регламентируется ведомственными нормативными актами – Приказами Генпрокуратуры РФ, а решение о проведении конкретных мероприятий подготовки принимается прокурором самостоятельно. То есть при нормативной регламентации общих принципов и полномочий, ответственность за правильность и своевременность выбора и осуществления конкретных мероприятий всецело лежит на прокуроре, который проводит проверку соблюдения закона, а также прав и законных интересов граждан в стадии возбуждения уголовного дела.

Прокурорский надзор является важным средством обеспечения законности и прав граждан на стадии возбуждения уголовного дела. Можно выделить два аспекта проявления роли прокурора в обеспечении законности и прав граждан на стадии возбуждения уголовного дела: 1) проверка соблюдения требований закона о приеме сообщений о преступлениях и 2) надзор за законностью и обоснованностью решений, принимаемых в стадии возбуждения уголовного дела.

К предмету прокурорского надзора в уголовном процессе относит: 1) действия (бездействия) органов дознания и следователей при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, 2) процессуальные акты, выносимые органами дознания и следователями при возбуждении уголовного дела, 3) процессуальные сроки в стадии возбуждения уголовного дела, 4) действия (бездействие) граждан в стадии возбуждения уголовного дела, 5) жалобы на действия и решения органов дознания или следователей при возбуждении уголовного дела.

Участие прокурора в судебных стадиях уголовного процесса не ограничивается уголовным преследованием. Государственный обвинитель должен быть гарантом соблюдения прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу судопроизводства, в том числе жертв преступлений.

В условиях состязательного процесса объективность, профессиональная грамотность прокурора при осуществлении обвинительной функции, его активность в представлении и исследовании доказательств становятся решающим фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление.

Выполняя обязанности государственного обвинителя, прокурор должен всемерно способствовать всестороннему исследованию обстоятельств дела, правильному его разрешению, поддерживать обвинение лишь в меру его доказанности.

Участвуя в судебных стадиях уголовного судопроизводства, прокурор руководствуется принципом верховенства закона. Это требует соблюдения правовых предписаний прежде всего самим государственным обвинителем, а также возлагает на него обязанность реагировать на любые нарушения закона, чьи бы интересы они ни ущемляли. Неправосудные судебные постановления должны быть своевременно опротестованы.

Реализация стоящих перед участвующим в деле прокурором задач требует укрепления корпуса государственных обвинителей, повышения ответственности руководителей прокуратур, отраслевых управлений и отделов за улучшение деятельности прокуроров в судопроизводстве.

Таким образом, основными мерами, направленными на совершенствование прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью можно назвать мероприятия, обеспечивающие неукоснительное соблюдение прокурорами при осуществлении надзора в стадии возбуждения уголовного дела установленного порядка работы с сообщениями о преступлениях, материалами об отказе в возбуждении уголовного дела, аналитическую работу, заключающуюся в анализе практике прокуратуры и иных правоохранительных органов в работе с заявлениями о преступлениях и материалами об отказе в возбуждении уголовного дела, а также привлечение виновных в необоснованном отказе от приема сообщений о преступлениях и в необоснованном отказе в возбуждении уголовного дела к ответственности, наделение прокуроров полномочиями оперативно вмешиваться в текущую деятельность правоохранительных органов и давать обязательные для выполнения указания. Обобщая практику расследования уголовных дел за определенный период времени или по отдельным категориям преступлений, прокурор может выявить типичные ошибки и нарушения закона, допускаемые органами дознания и предварительного следствия. Более того, таким путем иногда вскрываются нарушения закона, которые по тем или иным причинам вообще не были обнаружены при осуществлении надзора за расследованием конкретного дела. Выявив нарушения закона при расследовании уголовных дел, прокурор обязан своевременно принять меры к устранению этих нарушений, от кого бы они не исходили.


Библиографический список

Нормативные правовые акты

1          Конституция РФ от 12.12.1993 // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445, (С изм. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ.

2          Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г]: офиц. текст: по состоянию на 20 сентября 2010 г. [Текст] // // "Собрание законодательства РФ", 14.06.2009, ст. 3071.

3          Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон: [принят Гос. Думой 22 нояб. 2001 г.: одобр. Советом Федерации 5 декаб. 2001 г.]: офиц. текст: по состоянию на 1 октября 2010 г. [Текст] // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2008, N 52 (ч. I), ст. 4921. "Российская газета" - 21.05.2010.

4          Федеральный закон «О милиции: закон РФ»: офиц. текст: по состоянию на 20 сентября 2010 г. [Текст]. // "Собрание законодательства РФ", 12.10.2009, N 28 (ч. I), ст. 1071.

5          Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: федер. закон: [принят Гос. Думой 5 июля 1995 г.]: офиц. текст: по состоянию на 20 окт. 2010 г. [Текст] // "Собрание законодательства РФ", 04.11.2008, N 31 (ч. I), ст. 3091.

6                   Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [Текст]: от 17 января 1992 г. № 2202-1 (с посл. изм. и доп в ред. от 01.07.2010 N 132-ФЗ.)]. // "Собрание законодательства РФ", 13.08.2010, N 29 (ч. I), ст. 2310.

7          Приказ Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2009 года N 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» [Текст] // журнал «Законность» от 10 сентября 2009 г.

8          Приказ Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2009 года N 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания (в ред. приказа Ген. Прокурора РФ от 28.12.2009 N 213) [Текст] // журнал «Законность» от 10 сентября 2009 г.

9          Приказ Генерального прокурора РФ от 20 ноября 2007 года N 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» (в ред. Приказа Генерального прокурора РФ от 26.05.2008) [Текст] // журнал «Законность» от 30 мая 2008 г.

10     Приказ генеральной прокуратуры от 18 Декабря 2007 г. N 43 "Об установлении объема и пределов процессуальных полномочий руководителей следственных органов (следственных подразделений) системы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации" (в ред. Приказа Генерального прокурора РФ от 26.05.2009 14) [Текст] // журнал «Законность» от 30 мая 2009 г.

11     Приказ Генеральной прокуратуры от 15 Марта 2010 г. N 107 "Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам[Текст] // журнал «Законность» от 20 марта 2010 г.

12     Приказ Генеральной прокуратуры от 12 Июля 2010 г. N 276 "Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства"[Текст] // журнал «Законность» от 18 июля 2010 г.


Список специальной научной литературы

13     Бабаев С.Н. Прокурорский надзор как способ обеспечения законности правовых актов управления. Дис. канд. юрид. наук[Текст] // М.: Изд-во МосГУ, 2010.

14     Бабаев С.Н., Прокурорский надзор как самостоятельная отрасль государственной деятельности [Текст] // М.: Изд-во МосГУ, 2010.

15     Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина [Текст] М.: Городец, 2009.

16     Бошно С.В. Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов [Текст] // Журнал российского права №12. - 2010.

17     Быков В.М. Проблемы стадии возбуждения уголовного дела [Текст] // Журнал российского права №7. - 2009.

18     Винокуров А. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов [Текст] // Законность №4. - 2009.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты