Терроризм и уголовная политика
Терроризм и уголовная политика
Вступление
Уголовно-правовая политика (уголовная политика) – определяющая часть политики государства области противодействия преступности; именно на ее основе формируются стратегия и тактика политики уголовно – исполнительной, уголовно – процессуальной и криминологической.
Приоритет уголовно–правовой политики проистекает из того, что только в ее рамках решаются такие принципиальные для каждого государства проблемы, как установление и принципов уголовной ответственности, определения круга преступных деяний и видов наказаний и иных мер уголовно – правового характера за них. Вопросы преступности и наказуемости деяний находятся в центре уголовно – правовой политики. Признание того или иного деяния настолько опасным, что необходимо введение государственного принижения в отношении лиц, его совершивших, выбор таких мер, которые бы гарантировали реальную безопасность, носят политический характер, поскольку являются одним из основных средств поддержания, укрепления и развития существующего государственного строя. Любая политика, входящая в государственную политику противодействия преступности, опирается на разработанные уголовно-правовой политикой понятие преступного и наказуемого, исходит из них.
Уголовно-правовая политика может быть дефинирована как часть внутренней политики государства, основополагающая составляющая государственной политики противодействия преступности, направление деятельности государства в сфере охраны наиболее важных для личности, общества и государства благ, законных интересов и общественных отношений от преступных посягательств, заключающееся в выработке принципов определения круга преступных деяний и законодательных признаков последних и формулирований идей и принципиальных положений, форм и методов уголовно – правового воздействия на преступность в целях ее снижения и уменьшения ее негативного влияния на социальные процессы.
Сознательно упрощая, можно сказать, что уголовно – правовая политика состоит в установлении пределов преступного и наказуемого и защите от него специфическими методами правоохраняемых интересов личности, общества, государства. Соответственно, в этом и заключается основные задачи уголовно – правовой политики.
П.Н. Панченко считает, что основная задача уголовной политики – охрана интересов личности, общества и государства. Примерно об этом же говорит Е.Ю. Пермяков: "Основная задача уголовной политики состоит в создании надежного механизма защиты от общественно опасных посягательств". Думаю, что это не совсем так. Прежде чем защищать чьи – либо интересы, нужно знать от каких именно нарушений это следует делать, какие конкретно посягательства требуют уголовно-правового регулирования. В уголовно-правовой политике нельзя защищать интересы вообще; сначала необходимо определить круг преступного и наказуемого.
В науке имеются и другие определения уголовно-правовой политики. Б.Т. Разгильдяев полагает, что уголовно-правовая политика – это основная на нормах нравственности и осуществляемая в рамках уголовно-правовых принципов деятельности органов власти либо отражение этой деятельности , которая направлена на решение уголовно-правовых задач по охране личности, общества и государства от преступных посягательств и на предупреждение преступлений. А.И. Коробеев трактует уголовно-правовую политику как ту часть уголовной политики, которая вырабатывает основные задачи, принципы, направления и цели уголовно-правового воздействия на преступность, а также средства их достижения, и выражается в директивных документах, нормах уголовного права, актах толкования норм и практике их применения. Э.Ф. Побегайло определяет уголовно-правовую политику как область уголовного правотворчества, совершенствования уголовного законодательства, практики применения уголовно-правовым мер а также управления этой практикой. Недостаток приведенных дефиниций видится мне, прежде всего, в том, что вне рамок уголовно-правовой политики остаются криминализация и пенализация общественно опасных деяний.
Ю.Е. Пермяков считает, что уголовная политика – "это обеспечение общественной безопасности и охрана важнейших социальных ценностей посредством уголовного права". В этом определении, на мой взгляд, с одной стороны, есть отождествление политики с правом ( это у уголовного права есть задача охраны социальных и иных ценностей), а с дрогой – вычленение одного из традиционных объектов уголовно-правовой охраны (общественной безопасности) из сферы уголовного права с перенесением в сферу уголовной политики.
В науке иногда выделяют источники уголовно-правовой политики. П.Н. Панченко, например, понимает под ними факторы, порождающие данную политику, и говорит о социальны (социальные факторы, материальные и духовные условия жизни общества), идеологических (совокупность идей о том, какая уголовная политика нужна этому государству и этому обществу) и правовых (формируемые в обществе требования о правовой основе политики, о том, какими должны быть законы) источниках. А.В. Третьяков считает источники уголовной политики формой выражения уголовной политики того или иного государства, поскольку в них "декларируются цели, задачи и направления уголовной политики государства, основные принципы ее реализации, определяется сфера запрещенного уголовным законом, решаются иные вопросы уголовной политики". Как видим, подходы – совершенно разные; исходя из самого термина "источник", более верного следует, видимо, признать позицию П.Н. Панченко. Хотя при перечислении самих источников А.В. Третьяков, перечисляющий к ним международно-правовые акты, ратифицированные Россией, Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента РФ, а также правовые акты, принятые на правительственном ведомственном и межведомственном уровнях.
Хотя и по вопросу источников уголовной политики в науке единства даже в терминологии; например, явно имея в виду именно источники уголовной политики, Н.Э. Мартыненко называет их формами закрепления уголовной политики.
Термин "Терроризм" стал широко употребляться со времен Французской буржуазной революции 1789-94 гг.. В 1798 году словарь Французской Академии Наук определил его как "систему страха". В Великобритании он получил несколько иное значение: "правление ужаса": Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова предлагает самое общее из определений терроризма: политика и практика терроризма, под которым в свою очередь мыслится "устранение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии вплоть до уничтожения".
Терроризм опирается на силу в достижении своих целей, запугать, посеять панику. Под это определение попадает и "государственный терроризм", но в этой работе о нем не будем говорить.
Можно усовершенствовать словарное определение терроризма. Терроризм – это применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить и даже свернуть провательство и вызвать политические изменения, он направлен на дестабилизацию государственных режимов, возбуждение у населения обеспокоенности из-за своей беззащитности перед лицом населения, смену в результате этого государственной власти в стране , на осуществление иных политических религиозных и этнических чаяний.
Терроризм - это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование населения.
Для нагнетания страха террористы могут применять также поджоги или взрывы магазинов, вокзалов, штаб квартир политических партий.
В современных условиях террористы практикуют захват заложников, угоны самолетов.
Террористические действия всегда носят публичный характер и направлены на воздействие на общество и власть.
Террористы осознают особенности нашего времени:
- власть сильно зависит от выборов, от общественного мнения;
- есть мощные СМИ, падкие на "террористические сенсации" и способные мгновенно формировать массовое общественное мнение;
- люди в большинстве стран отвыкли от политического насилия и боятся его.
Существует, кроме того, и международный терроризм с хорошо отлаженной системой взаимосвязей между террористическими организациями всего мира, каждая из которых хорошо структурирована, имеет надежные каналы поступления финансовых средств и оружия, пользуется популярностью у некоторых слоев населения.
Выделяют типы современного терроризма по Ментелеевой Н.:
- идеологический;
- этнический;
- религиозный;
- криминальный;
- индивидуальный.
Дадим определение некоторым из них:
Националистический терроризм ставит своей целью формирование отдельного государства для своей этнической группы.
Религиозные террористы используют насилие в целях, но их мнению, определенных Господом.
При этом объекты их нападений размыты географически, этнически и социально. Они хотят добиться немедленных и кардинальных перемен, часто на глобальном уровне.
Поскольку терроризм возник не сегодня и не вчера, существуют международные документы о борьбе с терроризмом:
- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна 1963 (Токийская);
- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16.12.1970г.
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23.09.1971г.
- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических актов, 14.12.1979г.
- Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, от 24.02.1988г.
- Конвенция о маркировка пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения. От 01.03.1991г.
- Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом. От 1997г.
- Декларация о культуре мира, от 13.09.1999г.
- Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005г.
- Революция 1624 Совета Безопасности ООН от 14 сентября 2005г. о запрете подстрекательства к совершению терактов.
- Глобальная контитеррористическая стратегия ООН, принятая в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, от 28.09.2006г.
- Резолюция 62/272 от 15 сентября 2008г. о путях развития международного сотрудничества по борьбе с терроризмом.
- Коммюнике 9 – го Совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных (63) государств. Июнь 2010г. Екатеринбург.
Вот какими документами руководствуется и Россия в борьбе с терроризмом, и весь мир.
1. Терроризм в России и мире. Хроника и размышление о морали
С терроризмом Россия, вслед за многими другими государствами, столкнулась лицом к лицу в полную силу в 90-х гг. прошлого столетия. Сначала поверить в то, что он становится нашей бедой и проблемой, было почти невозможно.
Хроника террористических акций, начиная с 1994г., не оставила, однако, никаких сомнений в том, что терроризм в России – всерьез и надолго. Не будем приводить данных о терроре на территории Чеченской Республики, чтобы полностью исключить возможность выводов, рассуждений и спекуляций на тему "справедливой чеченской борьбы за независимость". Вопрос о событиях в Чечне – вопрос политический, при этом, замечу, вопрос исключительно внутренней российской политики, поскольку Чечня входила и входит в состав Российской Федерации на правах самостоятельного субъекта Федерации. Разумеется, федеральной властью были допущены в отношении Чечни крупнейшие ошибки, иногда соизмеримые с преступлениями. Они анализировались и анализируются, признаются и отрицаются, однако все это – вне сферы тематики настоящего исследования, да и вне сферы моей компетенции. Здесь же речь пойдет только о терроре, отстоящем от политики. Он может объясняться и объясняется его заказчиками, организаторами и исполнителями часто, а по крупным терактам - и в основном – политическими причинами. Однако, никакой политикой нельзя объяснить и, тем более, оправдать убийство мирных жителей любого государства, убийство, заранее хладнокровно спланированное и рассчитанное.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8