Прежде всего, это законы России о ратификации различных международных документов (напрмер, Федеральные законы от 7 августа 2000 г. № 121-ФЗ " О ратификации Европейской конвенции о присичении терроризма", от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ "О ратификации международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма", от 10 января 2003 г. № 3 – ФЗ "О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом", от 28 декабря 2004 г. " 176-ФЗ "О ратификации договора о сотрудничестве государств – участников содружества независимых государств в борьбе с терроризмом", от 20 апреля Протокол о внесении изменений в Европейскую конвенцию о присечении терроризма" и др.)
Далее. Базовый федеральный закон – это Закон о противодействии терроризму. Этот закон – второй по счету, он пришел на смену ранее действующему Федеральному закону от 25 июля 1998 г. № 130 – ФЗ "О борьбе с терроризмом", вызвавшему много нареканий как со стороны теоретиков, так и со стороны практиков (отдельные его недостатки были отмечены выше). На сегодняшний день этот закон не одни раз изменялся.
Основные понятия, сформулированные в современном российском Законе о противодействии терроризму, сводятся к следующим.
Терроризм представляет собой идеологию насилия и практику воздействия на принятие решений органами государственной власти., органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий (п 1. ст. 3). Это принципиально новый подход государства к определению терроризма.
Террористическая деятельность – это деятельность включающая в себя:
а) организацию, планирование, подготовку, финансироваие и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие а такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности (п. 2 ст.З)
Террористический акт определяется как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (п. 3 ст. 3). Это понятие претерпело изменений в июле 2006 г. и, на мой взгляд, стало четче.
Под противодействием терроризму закон понимает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию акта; в) минимизация и(или) ликвидации последствий проявления терроризма (п.. 4 ст. 3). Закон о противодействии терроризму считает понятие "противодействие терроризму", включающим в себя понятия, существовавшие в прежнем законе,- "борьба с терроризмом", наряду с предупреждением терроризма и минимизацией (ликвидацией) последствий терроризма.
Наконец, контртеррористическая операция являет собой комплекс специальных оперативно – боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов,обеспечению безопасности физических лиц, организацией и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта (п. 5 ст. 3).
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) Приоритеты защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
4) Неотвратимость наказания за осуществления террористической деятельности;
5) Системность и комплексное использование политических, информационно – пропагандистских, социально – экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
6) Сотрудничество государства с общественным и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
7) Приоритет мер предупреждения терроризма;
8) Единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9) Сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
10) Конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
11) Недопустимость политических уступок террористам;
12) Минимизация и (или ликвидация последствий проявлений терроризма;
13) Соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности (ст. 2) .
Наконец, уголовно – правовое регулирование противодействия терроризму осуществляет в России на основании и в соответствии с Уголовным кодексом. Исторически именно уголовно – правовое понятие терроризма было в России первым его нормативным понятием – введено в уголовный закон в 1994 г.
Собственно, последнее из сказанного свидетельствует об определенном достижении российской уголовно – правовой политики. Она отреагировала на появление актов терроризма, уже не характеризовавшихся случайностью, современно и достаточно адекватно, введя уголовную ответственность за это деяние. Основанием для криминализации послужила общественная опасность отклоняющегося поведения новой разновидности; при криминализации, в основном, были соблюдены и ее принципы, в том числе такой, как неизбыточность уголовно – правового запрета.
В настоящее время составы, посвященные терроризму, действуют в УК РФ 1996 г., в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 153 – ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму".
Уголовно наказуемыми являются террористические акты, под которыми ст. 205 УК РФ понимает совершение взрыва, поджога или иных действия, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинение значительного имущественного ущерба ибо наступление иных тяжелых последствий, , в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий а тех же целях. В случае совершения указанных действий без отягчающих обстоятельств они могут быть наказаны лишением свободы на срок с восьми до двенадцати лет. Наказание увеличивается на срок лишений свободы от десяти до двадцати лет в том случае, если эти дея-ния осуществлены группой лиц по предварительному сговору или с применением огнестрельного оружия (ч. 2 ст. 205 УК РФ). И, наконец, если деяния совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ, они могут повлечь наказание в виде лишения свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненное лишение свободы (ч. З ст. 205 УК РФ).
К статье предусмотрено примечание, регламентирующее возможность освобождения виновного от уголовной ответственности"" при наличии определенных обстоятельств. Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
Признается самостоятельным уголовно-наказуемым деянием І содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), которое определено в диспозиции статьи как склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст.: 205 (террористический акт), 206 (захват заложника), 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), 211 (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава), 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), 278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти), 279 (вооруженный мятеж) и 360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой) УК РФ вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма. Наказание, предусмотренное за перечисленные деяния, совершенные без квалифицирующих признаков, заключается в лишении свободы на срок от четырех до восьми лет. В том случае, если они осуществлены лицом с использованием своего служебного положения, наказание увеличивается — лишение свободы на срок от семи ж пятнадцати лет со штрафом в размере до 1 млн руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового (ч. 2 ст. 205.1 УК РФ).
Ныне в примечании к статье законодательно определено и понятие финансирования терроризма. Под ним в уголовном законе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых "слуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, "В, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
Виновное в содействии террористической деятельности лицо -еже может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, второе оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8