Трудовой договор по законодательству России и зарубежных стран

К таким элементам относятся:

специфика обязанности, принимаемой на себя по трудовому договору работником, выражающаяся в выполнении работы по определенной должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, т.е. обусловленной соглашением сторон трудовой функции;

выполнение работы с подчинением внутреннему трудовому распорядку;

обязанность работодателя обеспечить работнику условия труда,

предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, а также своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.

Выполнение трудовой функции с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка — второй по важности элемент, отражающий специфику трудового договора в Российской Федерации.

Отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров, связанных с применением труда, имеет весьма важное практическое значение. Заключая трудовой договор, гражданин подпадает под действие трудового законодательства. Ему должны предоставляться соответствующие социальные гарантии. Лица, работающие по гражданско-правовым договорам, такими гарантиями не пользуются. Вместе с тем следует иметь в виду, что в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 11 ТК).

Таким образом, в зарубежных странах трудовой договор является своеобразной разновидностью гражданско-правового договора, а Российской Федерации трудовой договор является самостоятельным договором, не входит гражданский правовой договор, что, по-нашему мнению, является более разумной.

В отличие от большинства стран Западной Европы трудовое законодательство на постсоветском пространстве традиционно кодифицировано. В ряде бывших советских республик уже приняты новые трудовые кодексы или иные кодифицированные законы взамен советских КзоТ (Беларусь, Казахстан, Латвия, Россия, Таджикистан, Узбекистан), а других продолжают действовать существенно измененные КзоТ и собственные некодифицированные законы (например, Азербайджан, Украина).

Для целей настоявшего сравнительно-правового исследования укажем следующие действующие кодифицированные законы стран-участниц СНГ, расположив их в хронологическом порядке (по дате принятия): ТК Республики Узбекистан 1995 г.; ТК Республики Таджикистан 1997 г.; ТК Кыргызской Республики 1997 г.; ТК Республики Беларусь 1999 r.; Закон Казахстана "О труде в Республике Казахстан" 1999 г.; ТК Российской Федерации 2001 г.

В настояшее время в рамках СНГ разрабатывается Модельный Трудовой Кодекс государств СНГ (МТК), который остается законопроектом, поскольку до настоящего времени он не принят Генеральной Ассамблеей стран-участник СНГ. Модельные законы служат для правовой унификации, что особенно эффективно в регионах с близкими правовыми системами.

Все анализируемые трудовые кодексы (законы) содержат определение трудового договора, включающее указание на соглашение работника и работодателя (нанимателям и перечисление их основных корреспондирующих обязанностей. При этом в одних странах данная дефиниция помешена в ст.1 кодифициованного закона, посвященной основным понятиям и используемым терминам (Беларусь, Казахстан), в других — в разделах (главах), посвященных трудовому договору (Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан). Первый подход представляется более обоснованным, т.к. понятие "трудовой договор" является сквозным в трудовом праве и используется в различных правовых институтах.

Нанимаюшаяся сторона во всех странах именуется работником. Что касается нанимаюшей стороны, то в различных странах она именуется по-разному: работодатель (в Казахстане, России, Таджикистане и Узбекистане), наниматель (в Беларуси и Кыргызстане), "предприятие, учреждение, организация" (на Украине)".

В Трудовом кодексе Республики Беларусь в ст. 1 дано следующее определение трудового договора: это соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату.

Как видим, определения трудового договора в России и Белоруссии почти совпадают. В ТК РФ предусмотрено, что работник обязуется лично выполнять трудовую функцию, в ТК Белоруссии просто обязуется выполнить, что является, по-нашему мнению, серьезным недостатком, так как получается, что работник может привлекать к работе других работников, которые не заключали с данным работодателем трудовой договор. Мы считаем, что достоинством определения трудового договора по ТК РФ является то, что в нем указано словосочетание "в полном размере", чего нет в ТК Республики Беларусь. Получается, что в Белоруссии могут выплачивать заработную плату своевременно (допустим даже два раза в месяц), но не в полном размере, так как могут его перенести на следующую заработную плату.

Так же как и в российском законодательстве, институт трудового договора является центральным и в трудовом законодательстве Украины.

Прежде чем приступить к освещению вопросов о трудовом договоре по законодательству Украины, на наш взгляд, необходимо сделать оговорку о том, что в трудовом законодательстве Украины сосуществуют две перекрещивающиеся конструкции трудового договора - это так называемый "обычный" трудовой договор и трудовой контракт.

Так, частью первой статьи 21 Кодекса законов о труде Украины от 10 декабря 1971 г. (с последующими изменениями и дополнениями) определено, что "трудовой договор есть соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации либо уполномоченным им органом, или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную настоящим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон".

В части третьей ст. 21 КЗоТ Украины, Закон дает следующее определение трудового контракта: "особой формой трудового договора является контракт, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон".

По нашему мнению, процесс законотворчества в Украине в сфере трудового законодательства и, в частности, в сфере его центрального института - трудового договора, носит хаотический, не комплексный и ненаучный характер. Взаимная несогласованность правовых норм между собой становится скорее системой, а не досадным исключением. Поэтому на наш взгляд в действующий Кодекс законов о труде Украины в систему норм о трудовом договоре необходимо внести столь радикальные изменения, которые не только устранят существующие недостатки и противоречия действующего законодательства, но и возможно будут стабильными на протяжении не менее нескольких десятков лет.

С определением понятия "работодатель" данного в Кодексе законо о труде Украины как собственника предприятия, учреждения, организации или уполномоченного им органа. мы абсолютно не согласны.

Так, предприятие, учреждение, организация являются юридическими лицами (ст. ст. 23, 24 ГК Украины, ст. ст. 1, 2 Закона Украины "О предприятиях в Украине"), а юридические лица сами являются субъектами права собственности (ст. ст. 23, 32 ГК Украины, ст. 10 Закона Украины "О предприятиях в Украине", п. 1 ст. 3 и раздел IV Закона Украины "О собственности").

Следовательно, юридические лица или предприятия, учреждения, организации не могут быть объектом права собственности будучи его субъектом. Ведь иначе получается, что собственность может быть и является собственником. Так, филиал юридического лица не является его собственностью - филиал есть филиал, не более и не менее, потому что собственностью могут быть только вещи и права, но не лица. А что же касается "уполномоченных ими органов", то согласно ст. 29 ГК Украины юридические лица приобретают права и принимают на себя обязанности (действуют) через свои органы (коллегиальные или единоличные), и иначе это и невозможно. То есть, органы юридического лица являются представителями этого самого юридического лица, но не так называемых их "собственников", а также не являются представителями даже их учредителей, участников (собственников корпоративных прав).

Кроме того, несмотря на столь своеобразное определение понятия работодатель, фактически субъектами трудового права, также как и права гражданского, и работодателями являются сами предприятия, учреждения, организации, а вовсе не их якобы "собственники".

Мы считаем, что более подходящей конструкией, как и в ТК РФ (ст. 20), является понятие "работодатель" - это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения в работником.

Таким образом, по законодательству ряда зарубежных стран отношение индивидуального трудового найма оформляется юридически в виде трудового договора, который большинство работников заключают без посредников, путем непосредственных контактов с работодателем, так же, как и в нашей стране.

В юридической теории на Западе, да и в России, в целом, трудовой договор рассматривается как центральное понятие, главный институт трудового права, вокруг которого группируются такие вопросы, как дисциплина труда и трудовой распорядок, заработная плата, рабочее время, перерывы в работе и даже частично охрана труда.


1.2 Содержание трудового договора

Содержание любого договора, и трудового в частности, составляют его условия. Именно они порождают права и обязанности сторон.

В Кодексе Законов о Труде РСФСР термин "условия трудового договора" не применялся. В ст. 25 КЗоТ говорилось лишь о существенных условиях труда, под которыми, в частности, понимались системы и размеры оплаты труда, льготы, режим работы.

При заключении трудового договора следует руководствоваться ст. 57 ТК РФ, которая предусматривает более широкий круг вопросов, подлежащих согласованию сторонами трудового договора с последующим закреплением принятых решений в качестве условий этого договора.

Содержание трудового договора, предусмотренное ст. 57 ТК РФ, состоит из трех частей. Первая часть включает сведения, характеризующие работника и работодателя. Вторая – обязательные условия договора и третья – условия трудового договора, которые стороны могут устанавливать по своему усмотрении. В законодательстве большинства зарубежных стран перечисляют лишь существенные (обязательные) условия трудового договора, а дополнительные условия могут предусматриваться по соглашению сторон.

Как уже ранее говорилось, в законодательстве большинства зарубежных стран дополнительные условия могут предусмотреть сами стороны. В законах зарубежных стран дополнительные условия, как в России, не перечисляются.

Когда приняли Трудовой кодекс Российской Федерации, в статье 57 ТК РФ предусматривались девять существенных условий и некоторые дополнительные условия трудового договора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты