Но независимо от названия характера правоспособности (специальная, целевая, специально функциональная или даже специально-целевая), общим остается одно; гражданская правоспособность Российской Федерации носит исключительно специальный характер, обусловленный особенностями государства как участника гражданских отношений. Поэтому государство может иметь лишь те права и нести обязанности, которые необходимы для реализации им задач публичной власти.
Формы участия государства в гражданских правоотношениях
Вопрос о формах участия государства в гражданских правоотношениях традиционно решается следующим образом[16]. Публичные образования наделены возможностью участвовать в гражданском обороте в двух формах:
1) в форме непосредственного участия — самостоятельно с помощью соответствующих органов (п. 1, 2 ст. 125 ГК), т.е. в порядке, аналогичном установленному в ст. 53 ГК для юридических лиц;
2) в форме опосредованного участия — через представителей (п. 3 ст. 125 ГК), т.е. посредством установления отношений представительства (гл. 10 ГК).
Что касается самостоятельного участия государства в гражданском обороте, то необходимо учитывать, что в отличие от органов юридических лиц, полномочия которых определяются учредительными документами, полномочия государственных органов определяются рамками компетенции, установленной исключительно Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами.
Указание на то, что государственные органы выступают от имени государства, не должно вводить в заблуждение. В подобных случаях никаких отношений представительства не возникает, поскольку государство в силу особенностей своей природы (коллективный субъект) не может самостоятельно приобретать права и обязанности иначе, чем через действия своих органов. Иное дело, что выступление государства как самостоятельного субъекта в гражданском обороте посредством своих органов необходимо отличать от случаев самостоятельного хозяйствования последних, когда отдельные органы в качестве юридических лиц приобретают права и обязанности для себя (например, при приобретении каким-либо ведомством канцелярских принадлежностей для собственных нужд).
Обычно Российская Федерация участвует в гражданском обороте посредством органов исполнительной власти. К исполнительным органам относятся: Правительство РФ, федеральные министерства, агентства, службы и иные ведомства, включая территориальные органы (гл. 6 Конституции РФ; ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ[17], Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314[18].
Что касается выступления Российской Федерации в гражданском обороте посредством представителей, то необходимо учитывать следующее.
Во-первых, органы государственной и муниципальной власти, юридические лица и граждане могут представлять интересы Российской Федерации лишь в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениям Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 6, 38, 39 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ[19]; постановление Правительства РФ «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» от 3 декабря 2004 г. № 738[20]). Во-вторых, необходимо специальное поручение, исходящее от государства. По существу, речь идет о надлежащем оформлении отношений представительства, которое может основываться на акте уполномоченного органа или на договоре. Следовательно, особенности приобретения Российской Федерацией прав и обязанностей посредством представителей исключают наличие у последних полномочий, следующих из обстановки, в которой действует представитель (абз. 2 п. 1 ст. 182 ГК).
Виды гражданских отношений, в которых участвует Российская Федерация
Признание РФ полноправным участником гражданского оборота и распространение на режим его деятельности принципа юридического равенства свидетельствует о существующей у государства равной возможности (наряду с иными участниками гражданского оборота) быть субъектом отношений, составляющих предмет гражданско-правового регулирования. Эти отношения подразделяются: 1) на имущественные отношения, включая вещные, обязательственные (договорные и внедоговорные), наследственные и связанные с использованием и распоряжением объектами интеллектуальной деятельности; 2) личные неимущественные отношения; 3) организационные отношения. Укажем на основные особенности участия государства в данных отношениях.
Выступление в гражданском обороте, опосредующем перемещение товаров, работ, услуг, невозможно без участия, в первую очередь, в имущественных отношениях. Так, государство, будучи собственником (ст. 214, 215 ГК), являются субъектами вещных отношений.
Правовой режим управления и распоряжения государственной собственностью имеет свои особенности, которые проявляются:
1) в существующих наряду с общими (абз. 1 п. 2 ст. 218 ГК) специальных способах приобретения (например, п. 2 ст. 233 ГК) и прекращения (например, ст. 238—243 ГК) права собственности (так, в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, они подлежат обязательной передаче в государственную собственность (п. 2 ст. 233 ГК); основаниями возникновения права государственной собственности на имущество являются также отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (п. 2 ст. 238 ГК), и изъятие недвижимости для государственных нужд (ст. 239 ГК), выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, реквизиция, конфискация и национализация частного имущества (ст. 240, 242, 243, 306 ГК); государство производит отчуждение своего определенного имущества частным лицам в порядке приватизации);
2) порядке управления собственностью, функции по осуществлению которого от имени Российской Федерации возложены на органы и лица, указанные в п. 1 ст. 125 ГК (абз. 1 п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» от 25 февраля 1998 г. № 8[21]). Действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самого государства. Важно поэтому определить, основаны ли эти действия на соответствующих полномочиях данных органов, входят ли они в их компетенцию. Компетенция государственных органов, в том числе и по участию в гражданских правоотношениях, устанавливается актами публичного, а не частного (гражданского) права. Для сферы гражданского права имеет значение прежде всего их компетенция по использованию государственного имущества, включая возможности его приобретения и отчуждения (распоряжения), а также компетенция в области возложения (несения) имущественной ответственности.
Например, к таким органам и лицам, если речь не идет о специальных видах имущества (скажем, об объектах культурного наследия), относятся Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее — Росимущество) и его территориальные органы и подведомственные организации, а также специализированное государственное учреждение при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» (далее — РФФИ).
Министерство финансов РФ (далее — Минфин России) обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, осуществляет организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (п. 5.3.18, 5.3.20 постановления Правительства РФ «О Министерстве финансов Российской Федерации» от 30 июня 2004 г. № 329[22]). Этот же орган может выпускать облигаций или иные государственных ценных бумаг (в том числе в «бездокументарной форме»), выполняющих функции облигаций («казначейских векселей» или «казначейских обязательств», «золотых сертификатов» Минфина и т. д.). Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ определяет условия охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения при их приватизации (п. 5.11.1 постановления Правительства РФ «О Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации» от 17 июня 2004 г. № 289[23]).
Помимо участия в отношениях собственности, государство может быть субъектом некоторых вещных отношений, в частности связанных с сервитутами (абз. 4 п. 1 ст. 216, ст. 274,277 ГК).
Осуществление прав собственника и иных вещных прав от имени государства означает и наличие полномочий по применению вещно-правовых и иных средств защиты. Поэтому исковые требования соответствующих государственных органов по защите права собственности и иных вещных прав на имущество, в отношении которого они осуществляют права собственника, подлежат рассмотрению судами по существу как заявленные в защиту права федеральной собственности (абз. 2 п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8).
Российская Федерация является также полноправным участником обязательственных отношений, причем как договорного, так и внедоговорного характера. Договорные обязательства, в которых участвует государство, подразделяются на два вида.
Первый из них образуют те договорные обязательства, в которых Российская Федерация выступает наравне с иными участниками гражданского оборота. Так для более эффективного использования находящегося в государственной собственности имущества государство может обращаться к профессиональным управленческим компаниям, банкам и другим коммерческим организациям или предпринимателям, заключая с ними договоры поручения, комиссии, агентирования или доверительного управления государственным или муниципальным имуществом (например, недвижимостью в виде имущественных комплексов, пакетами акций или других ценных бумаг, «финансовыми инвестициями» или «кредитными ресурсами», т. е. правами требования, и т. д.).
Второй вид составляют договорные обязательства, в которых государство является исключительным субъектом. В частности, отдельными видами признаются такие обязательства, как поставка, подряд и научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, выполняемые для государственных нужд (§ 4 гл. 30, § 5 гл. 37, гл. 38 ГК); государственный займ, в котором государство может выступать не только в качестве заемщика (например, путем выпуска государственных ценных бумаг — ст. 817 ГК), но и заимодавца.
Что касается выступления Российской Федерации в качестве заимодавца, то особенности таких отношений займа проявляются в следующем. Помимо норм ГК, БК установлены специальные правила регулирования указанных отношений, заключающиеся в предоставлении государству права на бесспорное взыскание процентов (платы) за пользование кредитом и пеней, а также заемных средств при их нецелевом использовании или нарушении срока возврата (п. 2 ст. 854 ГК, ст. 284, 2841, 289, 290, 291 БК). Кроме того, возврат данных средств и плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет (п. 11 ст. 76 БК), что является основанием для отнесения этих платежей при определении очередности списания денежных средств со счета должника к третьей очереди (ст. 855 ГК РФ).