Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 История возникновения, развития и современное состояние института уголовной ответственности за совершение преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
§ 1 История возникновения уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ
§ 2 Общая характеристика преступлений, предусмотренных ст. ст. 229-233 УК РФ
ГЛАВА 2 Уголовно-правовая характеристика преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
§ 1 Понятие и юридический анализ элементов составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 228-228.2 УК РФ
§ 2 Проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в России с каждым годом приобретает все более значительные масштабы. Увеличение числа больных наркоманией закономерно влечет за собой рост совершенных преступлений, связанных с наркотиками, а, следовательно, и преступных доходов. Гигантские прибыли от торговли наркотиками порождают заинтересованность организаторов и исполнителей преступлений в постоянном совершенствовании механизма преступной деятельности, особенно связанной с распространением наркотиков. Отсутствие четкой правовой регламентации оборота наркотических средств и психотропных веществ отнюдь не способствовало борьбе с этим гибельным для любой нации социальным злом.
Важнейшим этапом регулирования правоотношений, связанных с охраной здоровья граждан, государственной и общественной безопасности, стало принятие Федерального закона от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах". Закон вступил в действие 16 апреля 1998 г. Таким образом, правовую базу регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (веществ, часто используемых при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенных в соответствующий Перечень) пополнил Федеральный закон.
Указанный Федеральный закон установил правила оборота наркотических средств и психотропных веществ на территории РФ, определил, что все наркотические средства и психотропные вещества должны быть определены в соответствующие Списки, которые утверждаются Правительством РФ.
30 июня 1998 года Правительством РФ было принято Постановление "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" от 30 июня 1998 г. N 681, которое сыграло очень важную роль в усилении контроля за оборотом наркотиков.
Высокая степень опасности распространения наркотиков обусловливается не только тем обстоятельством, что при этом причиняется серьезный вред здоровью человека, изменяется его социальный статус (из 100 наркоманов, потребляющих героин, при разовом традиционном лечении только 3-5 человек окончательно избавляются от наркозависимости), но и рядом сопутствующих факторов. Наркотикозависимые люди - питательная среда для преступности. Так, на черном рынке Москвы при разовой дозе около 0,1 г: 1 г героина стоит 150 долл., 1 г кокаина - 200 долл.; при дозе около 0,5 г: 1 г опия - 30-50 руб.; при дозе около 0,2 г: 1 г гашиша - 40-80 руб.; при дозе около 1 г: 50 г марихуаны - 200-400 руб.; при дозе 1-2 табл.: 1 таблетка экстази - 30 долл. Нетрудно подсчитать, сколько денег нужно наркоману, чтобы ежедневно покупать 2-3 необходимые для него дозы. Поскольку такие деньги есть далеко не у каждого, остается единственный путь их приобретения - криминальный. Кроме того, торговля наркотиками приносит огромную прибыль для контролирующей эту сферу организованной преступности. Достаточно сказать, что в Таджикистане 1 г героина стоит около 10 долл., а в Москве - уже в 15 раз больше. После "отмывания" наркоденьги вливаются в легальный бизнес.
Серьезной проблемой современной России является немедицинское употребление наркотических средств (далее - НС) и их незаконный оборот. Темпы наркотизации общества приобрели глобальные масштабы, создали угрозу целостности российского генофонда и безопасности государства. По экспертным оценкам более двух третей лиц, употребляющих наркотики и психотропные вещества, имеют возраст до 30 лет. Из года в год набирает темпы подростковая и школьная наркомания. Будучи известными человечеству с давних времен, наркотики и прочие одурманивающие вещества существовали как элементы быта или различных субкультур. С первой четверти прошлого века наркотики применялись, в основном, как средства обезболивания. Позднее они завоевали популярность в немедицинской сфере, пугая общественность примерами тяжелого пристрастия, которое возникает у их поклонников.
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что в настоящее время в условиях активного распространения наркомании и роста преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков[26, с. 54], огромное значение имеет правильное применение уголовно-правовых норм действующего законодательства, предусматривающих ответственность за совершение этих преступлений.
Цель дипломной работы - дать уголовно-правовую характеристику преступлении, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Задачи дипломной работы:
1) Раскрыть историю становления и развития института уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
2) рассмотреть уголовно-правовую характеристику и провести юридический анализ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных ст. 228, ст. 228.1, ст. 228.2 Уголовного кодекса РФ,
3) дать уголовно-правовую характеристику преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных ст. 229-233 Уголовного кодекса РФ,
4) проанализировать проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
При написании дипломной работы были использованы нормы международно-правовых документов, Конституции РФ, Уголовного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, ФЗ РФ от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах" и др., научные комментарии, монографии, учебная литература, научные публикации в периодических изданиях, материалы судебной практики.
Структура дипломной работы следующая: она состоит из введения, трех глав, разделенных на три параграфа, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 История возникновения, развития и современное состояние института уголовной ответственности за совершение преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
§ 1 История возникновения уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ
Наркомания - явление социальное, и поэтому бороться с ней необходимо, прежде всего, социально-экономическими методами. Вместе с тем существенное значение имеют и меры сугубо юридического характера, поскольку они создают соответствующую правовую базу для применения иных мер.
Первым международным договором, затронувшим этот вопрос, стала Гаагская конвенция 1912 г. Затем был принят еще ряд международно-правовых актов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами 1936 г. В целях унификации международно-правовых актов 30 марта 1961 г. в Нью-Йорке была принята Единая конвенция о наркотических средствах, 21 февраля 1971 г. в Вене - Конвенция о психотропных веществах, и, наконец, 20 декабря 1988 г. в Вене - Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Как видим, развитие системы контроля над оборотом наркотиков и усиление борьбы с их незаконным распространением происходило постепенно. Сфера контроля расширялась с принятием каждого нового международно-правового договора и изменениями в характере потребления наркотиков в разных зонах мира.
В 1961 году на конференции в Нью-Йорке был выработан действующий ныне многосторонний международный договор о наркотических средствах — Единая конвенция о наркотических средствах (вступила в силу в 1964 г.). Прежде всего, она должна была заменить документы, принятые ранее, на протяжении более полувекового периода, упорядочить сложившуюся систему международного контроля, привести ее в соответствие с происшедшими в мире социально-экономическими изменениями. Необходимо было также создать эффективную систему контроля за производством сырьевых продуктов (опийного мака, необработанного опиума, листьев коки и каннабиса) [3, с. 54].
Единая конвенция состоит из 51 статьи и 4 Списков наркотических средств, распределенных в зависимости от применения к ним режима контроля.
Система международного контроля над оборотом психотропных веществ установлена ныне действующей Венской конвенцией о психотропных веществах, принятой в 1971 году.
Названная Конвенция состоит из преамбулы, 433 статей и прилагаемых перечней веществ (Списки I, II, III и IV), в отношении которых установлены различные режимы контроля. Комиссия по наркотическим средствам пришла к выводу о необходимости установления четырех режимов контроля, которые должна определять ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) с последующим утверждением Комиссией по наркотическим средствам [2].
Венская конвенция требует, чтобы стороны имели систему инспекций, охватывающую своим надзором изготовителей, производителей, импортеров и экспортеров, оптовых и розничных распределителей психотропных веществ, а также медицинские и научные учреждения, использующие такие вещества. Разработанная в Конвенции система регулирования международ- ной торговли предусматривает возможность запрещения и ограничения импорта и экспорта психотропных веществ (ст. 13).
Существенное значение имеют статьи Конвенции, касающиеся борьбы с незаконным оборотом психотропных веществ, которая должна осуществляться при тесном международном сотрудничестве, но «с должным учетом своих конституционных, правовых и административных систем» (ст. 2).
В целях повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ на состоявшейся в 1988 году под эгидой ООН международной конференции был принят очередной в этой области документ — Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Она не отменяет действие Конвенций 1961 и 1971 годов. В отличие от ранее принятых документов, положения новой Конвенции, состоящей из 34 статей, направлены преимущественно на повышение эффективности международно-правовых мер по пресечению международной торговли указанными средствами и веществами и обеспечению неотвратимости наказания преступников [33, с. 432].
К числу преступных Конвенция 1988 года относит следующие деяния, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами: их производство, изготовление, экстрагирование, распространение, продажу, поставку на любых условиях, переправку, транспортировку, импорт или экспорт, а также культивирование опиумного мака, кокаинового листа, растения каннабис в целях незаконного производства наркотиков. Подлежат наказанию и публичное подстрекательство или приобщение других лиц к совершению указанных противоправных деяний и вступление в преступный сговор в целях их совершения (ст. 3 «Правонарушения и санкции»). Предусмотрены в этой же статье отягчающие вину обстоятельства: организованная группа, применение оружия, насилия, вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних, ранее имевшая место судимость, особенно за аналогичное правонарушение. Имеется и установление о том, что государства в необходимых случаях могут устанавливать длительные сроки давности наказания за предусмотренные в Конвенции и указанные выше преступления [1].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13