Совершение преступления с наркотическими средствами или психотропными веществами в особо крупном размере является новым признаком для уголовного законодательства.
С субъективной стороны, предусмотренные ст.ст. 228, 228.1., 228.2 УК РФ деяния, совершаются умышленно.
В отношении тех из них, которые предусмотрены ст. 228 и 228.1. УК РФ, возможен только прямой умысел: виновный осознает, что незаконно совершает деяния в отношении именно наркотических средств или психотропных веществ, названные в этих статьях, и желает их совершить.
Для квалификации деяний по ст. 228 УК РФ необходимо установить цель сбыта указанных средств или веществ. Умыслом виновного должны охватываться и квалифицирующие признаки, например особо крупный размер.
Нарушение правил, установленных в целях контроля за оборотом наркотических средств или психотропных веществ, может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Совершение этого нарушения по неосторожности исключает ответственность по 228.2 УК.
Субъектом преступлений, ответственность за которые установлена ст. 228, 228.1. УК РФ, может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
За нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ либо веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, а также культивирования растений, используемых для производства наркотических средств или психотропных веществ, повлекшее их утрату, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил, уголовную ответственность несут как должностные, так и иные лица, которые в силу порученной им работы обязаны соблюдать соответствующие правила. При наличии в действиях должностного лица, допустившего нарушение таких правил, признаков преступления по службе (злоупотребления, взяточничества и др.) содеянное следует дополнительно квалифицировать по соответствующей
статье Уголовного Кодекса, предусматривающей ответственность за преступление по службе.
Освобождение лица от уголовной ответственности на основании Примечания № 1 к ст. 228 УК возможно лишь при наличии совокупности следующих условий[30, с. 231]:
1) добровольная сдача наркотических средств или психотропных веществ представителям власти при наличии у виновного реальной возможности распорядиться ими иным образом;
2) активное способствование раскрытию или пресечению преступлений; изобличению лиц, их совершивших; обнаружению имущества, добытого преступным путем, по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ. При этом из второго условия достаточно наличия хотя бы одного из указанных признаков.
Закон не исключает возможности освобождения от уголовной ответственности лица, хотя и не сдавшего наркотические средства или психотропные вещества в связи с отсутствием у него таковых, но активно способствовавшего раскрытию или пресечению преступлений, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем. Добровольной сдачей наркотических средств или психотропных веществ следует признать выдачу их лицом по предложению следователя перед началом производства в помещении выемки или обыска.
Следует отметить, что законодатель, описывая соответствующие условия освобождения, использует термин "освобождается", а не "может быть освобожден". Это означает, что, установив наличие указанных в примечании условий, судебно-следственные органы обязаны освободить лицо от уголовной ответственности.
В заключение Главы 1 настоящей дипломной работы сделаем следующие выводы.
История употребления человеком различных наркотических веществ насчитывает не одно тысячелетие. Границы между допустимым использованием наркотиков и злоупотреблением ими, а также роль медицинских и социальных факторов широко варьируются на разных уровнях культуры. Первая в истории Международная конвенция о наркотиках была разработана на Международной конференции по опиуму, проходившей в Гааге в 1911-1912 годах. Проблема ответственности за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами не теряет своей актуальности и в настоящее время.
Развитие системы контроля над оборотом наркотиков и усиление борьбы с их незаконным распространением происходило постепенно. Сфера контроля расширялась с принятием каждого нового международно-правового договора и изменениями в характере потребления наркотиков в разных зонах мира.
Российская Федерация участвует в международных Конвенциях, и в силу международных обязательств (хотя и со значительным опозданием) стала создавать свою правовую базу, регламентирующую оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации. Основу ее составляет принятый 8 января 1998 г. и вступивший в силу 15 апреля 1998 г. Федеральный закон N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации может осуществляться в очень ограниченных целях и при соблюдении определенных правил.
Главное положение, имеющее принципиальное значение, прежде всего, для уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, закреплено в статье 40 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", согласно которой в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Однако уголовная ответственность за незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ не предусматривается, за такое потребление устанавливается административная ответственность. Поэтому в соответствии со ст.228 УК РФ уголовная ответственность за приобретение и хранение наркотических средств или психотропных веществ в целях собственного потребления (т.е. без цели сбыта) наступает только в случаях, если они составляют крупный размер. Предполагается, что личное их потребление не должно быть связано с крупными размерами. Вместе с тем, до недавнего времени, проблема заключалась в том, что ни в уголовном, ни в ином законодательстве вопрос о небольших, крупных и особо крупных размерах до 13 марта 2004 года, не был разрешен. До этого времени понятие крупного размера относительно рекомендации по определению крупного размера наркотических средств и психотропных веществ содержалось в заключениях Постоянного комитета по контролю наркотиков, который однако, вообще, не является государственным органом. Наконец, проблема юридического закрепления величины крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ стала решена после принятия Постановления Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 76 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 8 июля 2006 г., 4 июля 2007 г.)
В нашей стране существуют два вида ответственности за не законные действия, связанные с наркотическими и психотропными веществами: административная - за личное потребление не в крупных размерах, и уголовная ответственность, особенности которой установлены в ст. 228-233 Уголовного кодекса РФ.
Статья 228 УК РФ в системе уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, является базовой, однако до 13 марта 2004 года она имела очень сложную неудачную конструкцию, обусловленную стремлением законодателя максимально индивидуализировать ответственность виновных лиц. Дифференциация ответственности за соответствующие действия осуществлялась на законодательном уровне в зависимости от субъективных (цель) и объективных (размер веществ) элементов состава преступления.
С 13 марта 2004 года законодатель, с целью упростить достаточно сложную конструкцию статьи 228 УК РФ, выделил преступления, ранее предусмотренные статьей 228 УК РФ в три самостоятельных состава преступлений, разграничил и закрепил их в ст.ст. 228, 228.1 и 228.2 УК РФ.
§ 2 Проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Актуальность проблемы борьбы с, наркоманией не нуждается в доказательствах. Это тот случай, когда цифры можно и не приводить. С одной стороны, они чуть ли не каждодневно называются в средствах массовой информации. С другой стороны - эти данные приблизительны, как приблизительна и статистика преступлений, связанных с наркотическими средствами. Действительность еще хуже. В общем, как говорится, -"проблема века", к тому же устойчиво перешедшая из XX в XXI, да еще и "супертранснациональная".
Трудности и сложности решения этой проблемы приводят к выработке подходов, едва ли не взаимоисключающих друг друга.
Существуют различные типы (модели) стратегий противодействия незаконному обороту наркотиков (НОН), среди которых четко поляризуются две: либеральная и репрессивная. Теоретически и исторически они тяготеют к различным видам политического режима - демократическому и авторитарному, в особенности к таким их разновидностям, как либеральный и тоталитарный режимы.
Тоталитарный режим в качестве генерального средства в борьбе с преступностью, включая противодействие НОН, предпочитает уголовную репрессию, демократический - опирается на идею защиты прав человека. Иными словами, в первом случае пусть пострадает невинный, если это будет "способствовать общему благу" - снижению параметров преступности, во-втором - лучше оставить без наказания преступника, чем покарать невиновного.
Главным лозунгом либерализма выступает толерантное отношение к различным поведенческим девиациям, невзирая на их патологический характер, поскольку эти девиации есть выражение "прав человека".
Так, с позиций толерантности интерпретируется нидерландская политика в отношении немедицинского потребления наркотических средств. Как известно, Закон "О голландских генеральных прокурорах" 1976 г. определил следующие стандарты отказа от преследования в случае совершения нарушений, связанных с наркотиками: владение "мягкими" наркотиками до пяти граммов; использование небольшого количества "жестких" наркотиков лицом, не имеющим судимости; нерегулярная торговля наркотическими средствами[23. с. 213].
Это якобы "позволяет избежать значительных издержек, толерантно обращаться с лицами, использующими наркотики для собственных нужд и перевести проблему наркотиков в плоскость публично важного явления" (?!). Процитировав эти утверждения, российские ученые В.В. Бойцова и Л.В. Бойцова далее сообщают, что в результате подобной толерантной политики в Амстердаме наркотики получили меньшее распространение, чем, например, в таких европейских городах, как Мадрид, Франкфурт, Цюрих, и предлагают пристально изучить голландский опыт в Российской Федерации. "Отечественные политики не должны бояться трудных вопросов, разрабатывать и осуществлять прогрессивные проекты"[24. с. 166-167].
Представляется бесспорным, что подобная политика в любом случае не приведет к уменьшению числа лиц, употребляющих наркотики. Кроме того, наркоманы не перестают быть криминальным элементом голландского общества. Наркомания по-прежнему является серьезной проблемой для Нидерландов.
Голландия стала страной-производителем наркотиков. Многие голландцы (25-30 тыс.) занимаются выращиванием особого сорта марихуаны (по собственному ноу-хау), называемого nederweit, с повышенным содержанием ТНС - вещества, вызывающего эйфорию. Чистая годовая прибыль при сборе урожая с участка в 40 кв. метров составляет 60 тыс. долларов США. Другие специализируются на производстве экстази. Минимальный стартовый капитал, который при этом требуется, составляет 5000 долларов. Производство наркотических средств имеет свою инфраструктуру: имеется сеть магазинов, где можно приобрести семена, оборудование, получить консультации. По свидетельству таможенных и полицейских властей Великобритании, Франции и Бельгии, Нидерланды стали "наркотической столицей" Западной Европы не только по отношению к легализованным наркотикам, но и в плане распространения (реализации и транзита) таких наркотических средств, как героин и кокаин[37. с. 534].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13