По своей природе организованная преступность во всех своих проявлениях тоже явление экономическое, ведь в ее основе лежит единственная цель - получение прибыли и сверхприбыли. Изменения, происходящие в экономике, новые формы экономических отношений, наряду с положительными результатами, приводят к созданию крупных преступных сообществ, контролирующих отдельные сферы экономики, промышленного производства, бытового обслуживания в различных регионах страны.
По всей видимости, разные подходы к пониманию организованной преступности и особенностям ее проявления в той или иной стране не позволили пока до конца выработать и единое универсальное определение этого явления на международном уровне. К наиболее интересному понятию организованной преступности можно отнести определение, данное экспертами ООН и зафиксированное в документах Международной конференции ООН по проблемам организованной преступности в 1991 г. в Суздале (Россия). Согласно этому определению организованная преступность - это «функционирование относительно массовой группы устойчивых, управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом и создающих систему защиты от социального контроля с использованием таких противозаконных средств, как насилие, запугивание, коррупция и хищения в крупных размерах». Эксперты ООН выделяют стремление преступных групп получить финансовую прибыль и власть как характеризующий признак организованной преступности.
В США, по одной из многих дефиниций, организованная преступность рассматривается как ассоциация, стремящаяся действовать вне контроля американского народа и его правительства, или же, как тип замаскированной преступности, иногда включающей иерархическую координацию ряда лиц, связанную с планированием и использованием незаконных актов или достижением цели незаконным способом.
На родине мафии, в Италии, ее понимают как криминальное объединение лиц, которое для совершения преступлений использует методы и средства запугивания. Мафия здесь расценивается как особая форма криминального сообщества.
В Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, принятой резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г., определение понятия организованной преступности отсутствует. В этом правовом акте оно связывается с деятельностью организованных, структурно оформленных групп, создающихся на базе совместной криминальной деятельности исключительно в целях получить прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду. [29, с.147]
По смыслу положений, зафиксированных в Конвенции, характеристика признаков организованной преступности заложена в связанных с этим понятием следующих терминах:
а) организованная преступная группа;
б) серьезное преступление;
в) структурно оформленная группа;
Таким образом, можно предположить, что экономическое преступление может носить менее серьезные общественно опасные последствия, а главное осуществляться индивидуально. Но главное различие этих категорий в том, что участники экономических преступлений - это законные субъекты официальной экономической деятельности, в отличии от преступности организованной, имеющей чисто уголовно-криминальное происхождение и оперирующей за пределами официальной экономики.
Социальные проблемы комплексного характера такие, как организованная преступность, требуют комплексных решений. Борьбу с легализацией «грязных», преступных доходов можно считать одним из направлений такого комплексного воздействия на организованную преступность. Организованным преступным группам особенно важна стабильность доходов, их защита от правовых последствий признания доходов преступными, поскольку это угрожает их существованию, а значит и получению сверхприбылей ее членов. Для борьбы с организованной преступностью традиционные методы правоохранительных органов представляются недостаточными. Современная ситуация объективно такова, что организованная преступность вынуждена прибегать к легализации своих преступных доходов, а следовательно, противодействие - это способ выявления организованных преступных групп, лишения их главного - преступных активов.
По официальным оценкам ГУОП МВД РФ на начало 2008 г., организованными преступными формированиями контролировалась 41 тысяча хозяйствующих субъектов с разными формами собственности, в том числе 1,5 тысячи государственных предприятий, 4 тысячи акционерных обществ, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков, почти 700 рынков. С целью отмывания денег криминальными кругами создано около 800 легальных экономических структур.[25, с.149]
Государственная машина утрачивает механизмы и инструменты социального контроля. Образующийся вакуум занимается альтернативными системами контроля. Так как большое количество бизнесменов вовлечено в формирование экономической политики страны, областями криминализации последовательно становятся: бизнес, экономика, политика.
Экономические отрасли находятся под контролем элитных региональных групп. Определенные сферы экономики финансовые и инвестиционные потоки находятся под жестким контролем отдельных групп.
Преступные организации распределяют сферы своего влияния как в плане географическом, международном, так и по конкретным объектам, лицам. Определилась их заметная специализация - один контролирует азартные игры, проституцию, другие занимаются наркобизнесом, представлением разного рода криминальных услуг, аферами в банковской сфере и т.д. Основой преступной мотивации является стремление к получению сверхприбыли незаконным путем.
Для современной российской организованной преступности характерна широкая распространенность и влияние на экономику и политику. Около 40-60% предприятий и 60-80% банков находятся так или иначе под контролем криминальных структур (представителями криминалитета называются и более внушительные цифры). Значительное число представителей криминалитета либо непосредственно входят во властные структуры всех уровней, либо имеют возможность лоббировать принятие тех или иных властных решений. [25, с.150]
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что преступления, совершаемые организованными преступными группами в иных целях, нежели получение финансовой или иной материальной выгоды, не охватываются вышеперечисленными признаками и поэтому не могут быть отнесены к деятельности организованной преступности.
Современная политическая и экономическая ситуация в России является наиболее благоприятной, с одной стороны, для расширения сферы преступной деятельности отечественных преступных сообществ за пределами национальных границ России. А с другой - для проникновения в Россию транснациональной организованной преступности с целью использования возможностей ее рынка и слабой законодательной базы, облегчающей возможности ухода от социального контроля.
Транснационализация организованной преступной деятельности, т.е. выход ее за границы национальной территории одного государства, в настоящее время является международным процессом, в сущности, это один из высших уровней криминальной эволюции. Современные коммуникационные технологии и обширные связи организованной преступности облегчили ей установление контактов с партнерами в других странах и на других континентах; современные банковские системы электронных расчетов дают возможность осуществлять международные преступные сделки, связанные в первую очередь с «отмыванием» доходов, полученных незаконным путем, а также различного рода финансовыми махинациями.
Транснациональная организованная преступная деятельность является наиболее рациональной и профессиональной частью криминального поведения. Преступные организации способны учиться на своем и чужом опыте, обладать стратегическим видением ситуации и ее возможным развитием. Они часто прибегают к помощи высококлассных специалистов, используют самые современные технологии. Организованные преступники, действующие в той или иной стране, никогда бы не переступили ее национальных границ, если бы не видели выгоды, не получали бы серьезных преимуществ и возможностей.
Транснациональные операции позволяют преступным организациям получать доступ на выгодные рынки и находить пути проникновения на них, действуя при этом из районов, где они чувствуют себя относительно недосягаемыми для правоохранительных органов. Доходы от преступной деятельности направляются по каналам мировой финансовой системы и укрываются в оффшорных зонах и центрах банковской деятельности с относительно мягким регулированием.
Таким образом, в первую очередь уголовная, а также и другие виды ответственности за легализацию решают важнейшую задачу борьбы с организованной преступностью и более того, с ее высшей формой эволюции - транснациональной организованной преступностью, как в отдельных странах, так и на международном пространстве. С одной стороны, таким противодействием подрывается финансовая устойчивость организованных преступных организаций и террористических групп, с другой - пресекаются попытки преступных лидеров получить властные полномочия, как в международных организациях, так и в органах власти и управления отдельных государств.
После террористических атак на США в сентябре 2001 года, 29-30 октября 2001 года представители стран-членов ФАТФ собрались в Вашингтоне на внеочередное пленарное заседание и приняли решение о расширении своего мандата за счет включения в сферу контроля ФАТФ мер по борьбе с финансированием терроризма. Результатом встречи стало учреждение международного Контртеррористического комитета и принятие ФАТФ пакета из восьми «Специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма». [34, с.43]
В сфере борьбы с терроризмом Россия является одним из активных членов мирового сообщества. Россия ратифицировала Международную конвенцию по борьбе с терроризмом, которая вступила в силу для Российской Федерации 27 декабря 2002 года. Кроме ответственности за подготовку и проведение террористических актов, уголовное законодательство Российской Федерации дополнено положениями об ответственности за финансирование террористических организаций и террористических актов. Согласно статье 205.1. Уголовного кодекса РФ «Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению» финансирование акта терроризма либо террористической организации - наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
Пресечение финансирования терроризма является сложной задачей, успешное решение которой будет зависеть от способности государств оперативно принять соответствующее законодательство и создать надлежащие механизмы правоприменения. В странах, уже принявших законы и внедривших необходимые механизмы правоприменения для борьбы с отмыванием денег, потребность в дополнительном законодательстве, необходимом для борьбы с финансированием терроризма, незначительна. Вместе с тем им могут требоваться значительные дополнительные механизмы правоприменения, необходимые для успешного обнаружения и уголовного преследования случаев финансирования терроризма. Для стран, в которых отсутствует как правовая, так и административная инфраструктура, задача может оказаться значительно более сложной.
Связи между транснациональной организованной преступностью и терроризмом не уникальны в развитых и развивающихся странах. Расследования терактов 11 сентября показали, что террористы занимаются нелегальной деятельностью в разных странах, в первую очередь, чтобы обеспечить себе существование. Так, в ходе следствия установлено, что террористы в Испании занимались продажей поддельных авиабилетов, группы террористов в США зарабатывали на жизнь отмыванием денег и другими преступлениями.
Таким образом, в ходе операций, связанных с контролем за отмыванием могут быть выявлены денежные и другие активы террористических организаций, легализуемые и направляемые на содержание лидеров таких организаций и их деятельность, связанную с управлением и подготовкой террористических актов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11