Уголовно-процессуальная характеристика преступлений, связанных с организованной преступностью

Широко распространенная во многих развивающихся странах коррупция обуславливает быстрое распространение и укрепление транснациональной организованной преступности и терроризма. Коррупция среди должностных лиц, способствующая преступной деятельности, принимает различные формы и базируется не только на взяточничестве. Существует множество форм коррупции: взяточничество, протекционизм, лоббизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, присвоение общественных ресурсов в личных целях, незаконная приватизация, незаконная поддержка и финансирование политических структур (партий и др.), вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов, и др. Коррупционные сети тесно связаны с организованной преступностью.

Высшие должностные лица обеспечивают подложными документами контрабандистов и террористов, ограничивают преследование подозрительных групп правоохранительными органами и позволяют безопасно работать организованным преступным группам. Это способствует совершению преступлений в таких странах не только собственными преступными группами, но и группами из других стран и регионов. Более того, преступники для своей деятельности могут использовать информационные и другие современные технологии, привлекать высокооплачиваемых специалистов.

Коррупция - сложный социальный феномен, порождение общества и общественных отношений.

В своей работе «Коррупция: теория и российская реальность» Я.И. Гилинский указывает на множество научных определений понятия коррупции. По его мнению, наиболее краткое и точное из них: «злоупотребление публичной властью ради частной выгоды».

Российскими учеными предлагается широкий диапазон мер по борьбе с этим явлением. Например, Яков Гилинский к числу антикоррупционных мер предлагает отнести следующие: сокращение объема управленческих решений, зависящих от усмотрения государственного служащего; сокращение прав государственных служащих по «регулированию» экономики, образования, науки; резкое количественное сокращение государственного управленческого аппарата и другие.

Коррупция и отмывание денег, взаимосвязанные явления. Хотя очевидно, что не все полученные взятки непременно должны отмываться: часть полученной наличности может использоваться на дополнительные расходные платежи, связанные с проводимой операцией или может быть потрачена в личных целях на покупку дорогих автомобилей, драгоценностей, подарки знакомым. Учитывая сложности, связанные с процедурой отмывания, коррумпированные должностные лица и служащие корпораций, как и любые другие преступники, часто привлекают посредников для отмывания денег, полагая, что те проявят надлежащее благоразумие и предосторожность при переводе денежных сумм и будут действовать независимо (по своему усмотрению, без согласования с заказчиком) в ситуации, когда начнется уголовное расследование.

Следует учитывать, что коррупция очень умело, разрушает как возможность применения навыков финансового расследования, так и сам предмет доказывания. Однако, хотя правоохранительные органы могут и не обнаружить, где находятся активы или не определить их владельца, они способны, по крайней мере, весьма затруднить востребование преступниками денег обратно.

Коррупция существует во всех современных государствах. Другой вопрос - масштабы коррупции. По данным международной организации Transparency International, Россия входит в число наиболее коррумпированных стран мира наряду с некоторыми государствами бывшего СССР, Пакистаном, Танзанией, Индонезией и Нигерией. Наименее коррумпированные государства - Дания, Финляндия, Швеция, Канада, Новая Зеландия. [30, с.346]

Ежегодные убытки от коррупции в России составляют 20 - 25 миллиардов долларов. Общая сумма, выплачиваемая предпринимателями чиновникам, оценивается в 33,5 миллиарда долларов. Ежедневно российские и зарубежные средства массовой информации публикуют информацию о фактах коррупции в России. Вот выдержки из материалов исследования, проведенного журналистами известной в Санкт-Петербурге газеты «Деловой Петербург», от 8 июля 2007 года. Изданием приводится стоимость оборудования автомобиля в Петербурге специальными опознавательными световыми и звуковыми сигналами для беспрепятственного нарушения владельцем такого автомобиля правил дорожного движения. Официальный специальный сигнал - сирена и проблесковый маяк (автомобиль ставится на баланс Министерства Внутренних Дел России, Министерства юстиции, Прокуратуры) 7 000 долларов США. Специальные номера 3 000 - 4 000 долларов США. Специальный талон (неприкосновенная машина) 15 000 - 20 000 долларов США.

В России коррупция, как социальное явление находится в начальной стадии. В уголовном и других сферах законодательства отсутствует уголовно-правовое и криминологическое определение понятия коррупция.

Среди нормативных актов, посвященных этой проблеме можно отметить Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. N 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», в котором впервые отмечается, что коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ. Указом Президента N 1384 от 24 ноября 2003 года «О Совете при Президенте РФ по борьбе с коррупцией» образован Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией и утверждено Положение о Совете по борьбе с коррупцией. [32, с.283]

Различные проекты закона «О борьбе с коррупцией» обсуждаются с 1992 года, но он до настоящего времени не принят, хотя Российская Федерация подписала Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.

Механизм контроля за доходами, в том числе и государственных служащих, введенный в действие федеральным законом N 116-ФЗ от 20 июля 1998 года «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемых физическими лицами доходам» прекратил свое действие в связи с отменой закона. Положения статей 15 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе» о контроле за доходами государственных служащих на практике не работают, позволяя последним использовать свое служебное положение в личных целях.

Несмотря на отсутствие законодательной базы, одной из ключевых проблем коррумпированных чиновников становится проблема придания полученным «за свои услуги» доходам легального статуса, введения денежных средств и имущества в законный гражданский оборот.

Таким образом, анализ феномена наиболее опасных криминальных проявлений, таких как организованная преступность и ее высшая форма эволюции транснациональная организованная преступность, терроризм и коррупция доказывает, что отмывание преступно полученных доходов - это составляющая часть действий преступников в этих сферах противоправной деятельности.

Препятствие отмыванию и выявление преступных активов на международном и государственном уровне - это основа или фундамент противодействия организованной преступности, терроризма и коррупции. Создание в отдельной стране института противодействия отмыванию - это подготовка базы, на основе которой возможно построение системы законодательных и процессуальных мер по борьбе с преступностью и установление взаимодействия с международным сообществом для проведения международного уголовного расследования и принятия процессуальных мер на территории других иностранных государств.

Для понимания особенностей отмывания денег в каждом из рассмотренных криминальных проявлений посмотрим на отличительные черты этого явления в ходе деятельности организованных преступных групп, террористических организаций и коррумпированных чиновников.

Заключение

Таким образом, обобщение специфических особенностей современных преступных образований можно свести к следующим характеристикам.

1. В условиях рыночной экономики участники организованных преступных групп в качестве своей базы широко используют как государственные, так и частные предпринимательские структуры.

2. Значительно возросла вооруженность организованных преступных групп, совершающих общеуголовные преступления и преступления в сфере экономики.

3. Существенно возросла жестокость при совершении преступлений.

4. В жестокости организованной преступности проявляется складывающаяся мораль и идеология преступных сообществ, выраженная в круговой поруке участников организованных преступных групп.

5. В случае провала операции, оставшиеся на свободе участники организованных преступных групп воздвигают новых лидеров и возобновляют преступную деятельность, а находящиеся в местах заключения лидеры организованных преступных групп продолжают деятельность по координации ОПГ.

6. Нередко участниками организованных преступных групп являются военнослужащие, представители органов внутренних дел и служб безопасности.

7. Новым в деятельности организованной преступности является систематическое «подкармливание» коррумпированных должностных лиц исполнительной власти.

Организованная преступность приобрела колоссальную экономическую и даже политическую силу. Печальный опыт борьбы с организованной преступностью во многих странах мира убеждает, что сама организация преступного сообщества и руководство им должны быть вовремя криминализированы.

Деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью более мобильна, чем уголовное законодательство. Но эти органы осуществляют свои функции лишь на основе законов. Нормальное демократическое общество не может себе позволить бороться с преступностью её методами, хотя это зачастую и эффективно. В правовом государстве полиция (милиция) имеет свои законные возможности, организационные, технические, интеллектуальные, для эффективной борьбы.

В силу различных причин идет реальный процесс постепенного «отставания» уголовно-правового контроля над преступностью от ее качественно-количественных изменений. Человечество никогда не откажется от уголовного наказания за совершение преступлений, но оно все больше осознает его ограниченные возможности и стратегическую бесперспективность жестоких наказаний и казней в цивилизованном обществе. Поэтому традиционные способы уголовно-правовой борьбы с преступностью должны дополняться методами криминологического воздействия на среду и личность. Это - единственный выход, и выход справедливый. Есть достаточно свидетельств того, что противоправное поведение формируется общественной средой. Поэтому общество не только обязано брать на себя часть вины за совершаемые деяния, но и принимать необходимые меры по очеловечиванию социализации людей. В России ныне множество острых и первоочередных проблем, которые отодвигают вопрос о более эффективном и комплексном контроле над преступностью на более благоприятное будущее. Однако решение экономических и других проблем общества стало невозможным в отрыве от борьбы с преступностью, так как идёт активный процесс криминализации всех общественных отношений. Поэтому борьба с ней стала необходимым условием национального прогресса. В той мере, в какой государство не может обеспечить безопасность своих граждан, своих завоеваний и своих основных институтов, в той мере будет сдерживаться экономическое, социальное и культурное развитие страны. В борьбе с преступностью нельзя достичь заметных успехов без параллельного улучшения жизни и деятельности людей.

Как бы трудно ни проходило осознание национальных и транснациональных угроз научной общественностью, политическими партиями и законодателями, как бы ни сталкивались интересы различных социальных слоёв и групп в этом кардинальном для нашего времени вопросе, неотложность его решения становится до предела очевидной. Все, кто не на словах, а на деле заинтересован в продолжении развития цивилизованной рыночной экономики и укрепления российской государственности, должны объединить свои усилия в установлении надёжного контроля над мафией. Суть его триедина: 1) криминализация организованной общественно опасной деятельности, 2) перекрытие каналов легализации преступных доходов, 3) законнообусловленый подрыв экономического могущества преступных сообществ.

Завершая освещение темы, еще раз обратим внимание на главное. Организованную преступность никто не организовывал. Это не результат злого умысла конкретного субъекта. Она сложилась объективно на основе чудовищной бесхозяйственности, беспредельного дефицита, грубейших идеологических и политических извращений и просчетов.

В нашей стране организованная преступность - порождение командно-административной системы. Она - слепок этой системы (в плане иерархичности и замкнутости) и ее антипод (в плане своей гибкости и динамизма). Именно подобной противоречивостью определяется высокая эффективность организованной преступности как системы. Но этим же определяется предел возможностей ее развития. Она всегда будет зыбкой, без завершенной формы, в отличие от жесткой бюрократической системы, ее породившей.


Список использованной литературы

1.                 Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2008.

2.                 Уголовный кодекс Российской Федерации (с изменения и дополнениями). – М.: Юрайт, 2008.

3.                 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

4.                 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1993г. «О практике применения судами законодательства, об ответственности за бандитизм».// Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам. М.: «Проспект», 2003, С. 264-266.

5.                 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002г. №29. «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. №2.

6.                 Безлепкин Б.Т. Уголовный право России: Учебник – М.: Юристъ, 2006.

7.                 Балеев С. Соучастие в преступлении: формы и классификация // Уголовное право. 2008. № 5.

8.                 Галиакбаров Р.Р. Борьба с групповыми преступлениями. Вопросы квалификации. Краснодар. 2007.

9.                 Галиакбаров Р.Р. Квалификация групповых преступлений. М.: Юристъ, 2007.

10.            Болотский Б.С. Проблемы противодействия легализации (отмыванию) доходов от нелегальной экономической деятельности // Теневая экономика: экономические, социальные и правовые аспекты. - Мат-лы научной конференции 9 июля 2006 года. - М., 2006

11.            Воронин Ю.А. Транснациональная организованная преступность. - Екатеринбург, 2007

12.            Гриб В.Т. Организованная преступность - различные подходы к ее пониманию // Государство и право. - 2007. N 1

13.            Гриб В.Г. Теоретические и организационно-тактические основы борьбы с организованной преступностью в России. - Монография. - М.: ВНИИ МВД России. - 2007.

14.            Гуров А.И. Организованная преступность в России – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

15.            Гилинский Я.И. Организованная преступность: понятие, история, деятельность, тенденции. – М.: Юристъ, 2007.

16.            Лунеев В.В. Преступность XX века: Мировой криминологический анализ. – М.: НОРМА, 2006.

17.            Мельниченко А. Б., Радачинский С. Н. Уголовное право. Особенная часть: учебное пособие для студентов юридических факультетов и специальностей вузов. – Ростов на Дону: издательский центр «Март», 2007.

18.            Организованная преступность. Тенденции, перспективы борьбы. Владивосток, 2007.

19.            Организованная преступность: Курс лекций. – СПб: Питер, 2008.

20.            Организованная преступность / Под ред.А.Я.Долговой – СПБ6Питер, 2008.

21.            Основы борьбы с организованной преступностью // Под ред. B.C. Овчинского и др. - М.: ИНФРА-М, 2008 г.

22.            Трухин А. Соучастник преступления // Уголовное право. 2007. № 3.

23.            Тельнов П.Ф. Ответственность за соучастие в преступлении. М., ВЮЗИ,2008.

24.            Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв.ред.П.А.Лупинская. – М: Юристъ, 2006.

25.            Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общ.ред. А.В.Смирнова – СПб: Питер. 2006.

26.            Уголовное право России. Часть Особенная: Учебник для вузов/Отв.ред.проф. Л.Л.Кругликов. 2-е изд.. перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2008.

27.            Уголовное право. Часть общая. Часть особенная./Учебник для вузов под редакцией Таухмана Л. Д., Макситова С. В. – М.: Юрист, 2008.

28.            Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Отв.ред. доктор юридических наук, профессор Б.В.Здравомыслов. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006.

29.            Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. Учебник – изд.испр. и доп. / Под ред. д-ра юр.наук, профессора Л.В.Иногамовой-Хегай, д-ра юр.наук, профессора А.И.Рарога, д-ра юр.наук, проф. А.И.Чучаева. – М.: ИНФРА-М: Контакт, 2006.

30.            Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.В.Лунеева, А.В.Наумова. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юристъ, 2008.

31.            Уголовное право России: Учебник для вузов: В 2 т. /Под ред. д.ю.н., проф. А.Н.Игнатова и д.ю.н., проф. Ю.А.Красикова – Т.1: Общая часть – М.: НОРМА, 2007.

32.            Уголовное право России: Учебник для вузов: В 2 т. /Под ред. д.ю.н., проф. А.Н.Игнатова и д.ю.н., проф. Ю.А.Красикова – Т.2: Общая часть – М.: НОРМА, 2007.

33.            Уголовное право Российской Федерации: Учебник / Отв.ред.П.А.Лупинская. – М: Юристъ, 2006.

34.            Уголовное право: Учебник для вузов / Под общ.ред. А.В.Смирнова – СПб: Питер. 2005.

35.            Уголовное право России. Общая часть. Изд-во Казанского университета, 2006.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты