Анализ положений гл. 39 ГК РФ показывает явную недостаточность правовых норм для эффективного регулирования отношений по возмездному оказанию услуг. Представляется, что именно это обстоятельство обусловило необходимость применения к договору возмездного оказания услуг общих положений о подряде и бытовом подряде, если это не противоречит специальным правилам о возмездном оказании услуг, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ). Распространение этих положений на отношения возмездного оказания услуг представляется вполне разумным, исходя из единства экономической сущности отношений по оказанию услуг и по выполнению работ. Опыт правового регулирования данных отношений в советский период в рамках договора подряда также подтверждает оправданность использования такого приема законодательной техники, позволяющего избежать повтора нормативного материала.
Однако применение данного приема ставит под сомнение целесообразность выделения главы, посвященной возмездному оказанию услуг. Так, Д.В. Мурзин не без оснований полагает, что "в нынешнем виде договор оказания услуг вообще не имеет права на выделение его в самостоятельный институт: было бы вполне достаточно, если бы ст. ст. 779 - 783 ГК РФ оказались включенными в нормы, посвященные договору подряда. Чуть ли не единственным оправданием обособления договора возмездного оказания услуг выступает его нацеленность на будущее" .
Недостаточность норм гл. 39 ГК РФ восполняется также нормами федеральных законов и иных правовых актов, посвященных отдельным видам деятельности по оказанию услуг, к которым согласно п. 2 ст. 779 ГК РФ относятся: услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию. Данные правовые акты носят преимущественно комплексный характер, но для целей настоящего исследования интерес представляют только гражданско-правовые нормы, регулирующие отношения по оказанию услуг.
Под услугами связи в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Их вправе оказывать операторы связи, т.е. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие соответствующую лицензию. Между оператором связи и пользователем услуг связи заключается договор об оказании услуг связи. В Законе о связи определены лишь общие положения о данном договоре: основания для одностороннего приостановления оказания услуг связи или расторжения договора (п. 3 ст. 44); особенности договора об оказании услуг связи, заключаемого с гражданами (ст. 45), обязанности операторов связи (ст. 46).
Более детальная регламентация договоров на оказание отдельных видов услуг связи содержится в соответствующих правилах, утверждаемых Правительством РФ. Среди них следует назвать:
- Правила оказания услуг связи по передаче данных, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 января 2006 г. N 32 ;
- Правила оказания услуг телеграфной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 222 ;
- Правила оказания услуг подвижной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 328 ;
- Правила оказания услуг связи проводного радиовещания, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2005 г. N 353 ;
- Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. N 310 .
Услуги почтовой связи, под которыми понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств, урегулированы специальным Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи) и Правилами оказания услуг почтовой связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221 . По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителю адресу и доставить (вручить) их адресату, а пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные им услуги (ст. 16 Закона о почтовой связи).
Отношения по осуществлению медицинской деятельности регламентируются в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, утв. Верховным Советом РФ 22 июля 1993 г. N 5487-1 (далее - Основы законодательства об охране здоровья граждан), Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2006 г., утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 461 , Правилах предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 (далее - Правила N 27).
В данных правовых актах под медицинскими услугами подразумевается только платная медицинская деятельность. Так, в ст. 30 Основ законодательства об охране здоровья граждан закрепляется право пациента на получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования. Однако в определении медицинской услуги, содержащемся в Отраслевом классификаторе "Простые медицинские услуги" (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001), утв. Приказом Минздрава РФ от 10 апреля 2001 г. N 113 , такой признак, как платность (возмездность), отсутствует. Под медицинской услугой понимается мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Платные медицинские услуги согласно п. 2 Правил N 27 предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи на основе договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей. В договоре должны быть определены условия и сроки получения платных медицинских услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон (п. 11 Правил N 27).
Ветеринарной деятельности посвящен Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" , однако в нем получили отражение преимущественно публично-правовые аспекты регулирования данной деятельности. Гражданско-правовые отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании платных ветеринарных услуг, регламентируются в Правилах оказания платных ветеринарных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 898 . Перечень платных ветеринарных услуг, оказываемых на договорной основе, содержится в п. 2 указанных Правил. Необходимо отметить, что договор, заключаемый между потребителем и исполнителем, в данных Правилах именуется и договором выполнения работ, и договором оказания услуг. При этом ряд норм Правил оказания платных ветеринарных услуг по своей правовой природе являются подрядными. Например, полностью соответствует норме п. 3 ст. 716 ГК РФ положение п. 12 Правил, согласно которому исполнителю предоставляется право расторгнуть договор и требовать возмещения убытков, если потребитель в разумный срок не заменит непригодный или недоброкачественный материал, не изменит указаний о способе оказания ветеринарных услуг либо не устранит иных обстоятельств, которые могут снизить качество оказываемых услуг.
Аудиторская деятельность, осуществляемая на основании договора об оказании аудиторских услуг, регулируется Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности). Под аудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Помимо собственно аудиторских услуг по договору могут оказываться и сопутствующие аудиту услуги, открытый перечень которых содержится в п. 6 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности.
Основные права и обязанности сторон по договору оказания аудиторских услуг определяются в ст. ст. 5, 6 Закона об аудиторской деятельности. Рекомендации по заключению договора оказания аудиторских услуг даются в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности N 12 "Согласование условий проведения аудита", введенном Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. N 532 (далее - Правило N 12). В п. п. 6 - 8 Правила N 12 приводятся примерные условия договора оказания аудиторских услуг.
Однако в п. 2 Правила N 12 аудитору предоставляется право использовать помимо договора оказания услуг и письмо о проведении аудита - документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случаях согласия с основными условиями задания по проведению аудита. В приложении к Правилу N 12 приводится и пример такого письма. В тексте Правила N 12 соотношение договора оказания аудиторских услуг и письма о проведении аудита определяется по-разному: в п. 4 письмо рассматривается как предшествующее договору, а в п. 5 договор и письмо употребляются в качестве синонимов. Представляется, что рекомендуемое письмо о проведении аудита может квалифицироваться как оферта при условии включения в него всех существенных условий. Его подписание руководителем аудируемого лица будет являться, соответственно, акцептом. Если же в письме отсутствуют существенные условия, то оно может рассматриваться только в качестве протокола о намерениях.
Под информационными услугами согласно ст. 2 Федерального закона от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" понимаются действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами, т.е. документированной информацией, подготовленной в соответствии с потребностями пользователей и предназначенной или применяемой для удовлетворения потребностей пользователя. Правовая регламентация отношений по оказанию информационных услуг содержится в различных правовых актах, посвященных отдельным разновидностям данных услуг.
Так, в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" договор, заключаемый между бюро кредитных историй и источниками формирования кредитных историй - займодавцы по договору займа (кредита), именуется договором об оказании информационных услуг. В соответствии с ним источники формирования кредитных историй представляют в бюро кредитных историй информацию в отношении своих заемщиков, давших на это разрешение. Договором возмездного оказания информационных услуг является и договор, по которому бюро кредитных историй предоставляет пользователю кредитной истории кредитный отчет, т.е. документ, содержащий информацию, входящую в состав кредитной истории (п. 2 ст. 6 Федерального закона "О кредитных историях").
Образовательная деятельность регулируется Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) и Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" . В Законе об образовании категория "образовательные услуги" используется только в отношении платной деятельности образовательного учреждения. В ст. 45 Закона об образовании государственным и муниципальным учреждениям предоставляется право оказывать платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Негосударственные образовательные учреждения согласно ст. 46 Закона об образовании вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. В соответствии со ст. 29 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" платную образовательную деятельность вправе осуществлять и высшие учебные заведения, но не взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Причем вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий отданы на усмотрение высших учебных заведений.